Марат Абасалиев, PayOnline: Россия – очень продвинутый рынок с точки зрения платёжных систем

Развитие событий: ЦБ до конца года придумает, как покончить с анонимными платежами (и платёжными системами) (5 мая 2016)

Спецпроект «E-commerce и кризис»

  1. «E-commerce просто перестал быть cool&sexy» — инвесторы и предприниматели об онлайне-ритейле
  2. Всеволод Страх, «Сотмаркет»: Поднять деньги и вложить их в маркетинг и ТВ-кампании — проще сразу их сжечь
  3. Дэнни Перекальски, Ozon.ru: Для инвесторов самое важное — чтобы компания росла быстрее рынка, а не быстрая прибыль
  4. Марат Абасалиев, PayOnline: Россия – очень продвинутый рынок с точки зрения платёжных систем
  5. Александр Пискунов, Esky: В этом году мы осознанно принесли рост оборота в жертву эффективности
  6. Кленин, CEO Wikimart: У нас нет тех проблем, которые сейчас испытывает большинство ритейлеров
  7. Тонзен, CEO Lamoda: Я в принципе считаю, что e-commerce компания не может быть мыльным пузырем
  8. Олег Пай, интернет-магазин мебели HomeMe: Тогда я понял, что мне надо либо работать, либо объясняться с фондами
  9. Привет! Я Владимир Холязников, CEO и сооснователь KupiVip, и я готов ответить на ваши вопросы
  10. Владимир Холязников, KupiVIP: верит в единое торговое пространство, не видит угрозы в китайской экспансии и готовит новые громкие запуски

Последний год выдался крайне насыщенным для всех отраслей экономики. Электронная коммерция не стала исключением: принимались законы, разражался кризис, менялся ландшафт. Генеральный директор PayOnline Марат Абасалиев рассказал Roem.ru о том, как процессинговый сервис видит тренды и перемены в e-commerce.

О главном событии

Ключевым событием прошедшего года была, пожалуй, подготовка закона о персональных данных и работа, связанная с его принятием. Нам пришлось переходить на новую систему работы: теперь все внутрироссийские платежи должны процесситься через Национальную систему платёжных карт. Это особая структура, она создана при поддержке государства. Возглавил её Владимир Комлев, человек из рынка, с большим опытом, до этого он руководил UCS.

Хорошая новость в том, что переход на НСПК прошёл сравнительно легко, мы ожидали, что будет труднее. Но есть и плохая – новый закон ставит платёжные и процессинговые системы в сложное положение: он вроде бы принят, но формулировки в нём обтекаемые, к нему осталось множество вопросов. На форуме Минкомсвязи до сих пор идёт обсуждение, и будет идти ещё долго.

Сложность, например, в том, что отныне любые данные, даже полученные с помощью простейшей формы регистрации, должны попадать на российские сервера, храниться и обрабатываться на них. А как быть, например, с CMS? C облачными системами?

Или вот ещё: стало понятно, что нам нужно вести большую работу с агентами и партнёрами. Хотя за обработку данных ответственны они, мы же тоже получаем данные. Так что нужно, чтобы они добавляли информацию о нас в свои политики конфиденциальности. Часть серверов мы уже перевели в Россию.

С одной стороны, мы стараемся максимально обезопасить себя в условиях нечётких формулировок и неясных правил. С другой, есть ощущение, что что бы мы сейчас не сделали, через полгода придётся вносить корректировки и, возможно, существенные.

О влиянии кризиса

Конечно, сфера e-commerce в связи с кризисом пострадала. Скажем, в начале года был сильный провал. Впрочем, как ни странно, на цифрах и оборотах это не слишком сказалось. Они постепенно выровнялись и теперь уверенно растут.

Предполагаю, что это связано вот с чем: хотя покупательная способность снизилась в целом, она не очень изменилась, в частности, у той группы пользователей, которые регулярно делают покупки в интернете. Видимо, они более состоятельны и финансово устойчивы.

В разных сферах платежей кризис тоже сказался по-разному. Скажем, оплата ЖКХ практически не просела. А вот область путешествий сильно пострадала. Это закономерно: на фоне ослабления рубля люди переходят на внутренний туризм.

Одной из причин, почему обороты упали не так сильно, как можно было бы ожидать, может быть следующее. Многие компании уходят из офлайна в онлайн, экономя на аренде помещения, налогах и прочем. В результате онлайн компенсирует то, что теряет.

О приоритетах

Когда наша компания только формировалась, мы формулировали стратегию, определяли, что мы должны и не должны делать. В результате мы пришли к выводу, что не хотим работать с ритейлом. Дело в том, что это низкомаржинальный бизнес, а значит, они экономят буквально каждую копейку. В частности, они стремятся экономить и на приёме платежей. Для них вообще не очень критично предоставлять услугу онлайн-оплаты: даже если её не будет, покупатель заплатить курьеру наличными или картой. В результате процессинговые сервисы вынуждены оказывать услуги ритейлу по очень низким ценам.

Сейчас, по прошествии времени, мы поняли, что стратегия была правильной. У нас почти нет клиентов-ритейлеров. В основном мы работаем с продавцами онлайн-услуг. Это тот сегмент, где ценят качество, технологии, службу поддержки, а главное, готовы за это платить. Онлайн-сервисам важно, чтобы сервис процессинга был очень хорошим, потому что им необходимо, чтобы продажа осуществилась онлайн, ведь у них просто нет другого способа.

Году в 2013 я встречал исследование: компании спрашивали, в каком случае они сменят поставщика услуг. 15% будут пробовать новые продукты, ещё 15% готовы сменить только из-за цены, а 70% ориентируются на качество услуг (по данным Forum Boston Consulting). Так вот, ритейл как раз в тех 15%, для которых важна только цена.

Мы, наоборот, стремимся работать с теми, кому важен сервис. Это электронные бизнесы: продавцы авиабилетов, онлайн-игры, онлайн-телевидение, доски объявлений. У них вся выручка становится доходом (*), и компании, стремясь получить максимум прибыли, хотят наиболее качественную систему приёма платежей. Они готовы платить за то, чтобы провайдер бился за каждую десятую долю конверсии – потому что каждая десятая доля важна.

Подход себя оправдывает. Маржинальность падает, и чтобы зарабатывать, нужно быть крупным игроком. Мы успели вырасти, в отличие от компаний, которые выходят на рынок только сейчас. Кроме того, для успеха нужны отличные технологии, и у нас они тоже есть – мы изначально работали с партнёрами, у которых они востребованы.

Об инвесторах и конкурентах

Инвестиционный климат сейчас не особенно благоприятен. Во-первых, рынок достаточно зрелый. Во-вторых, он сильно фрагментирован, работают несколько сравнимых игроков. В-третьих, Россия сейчас вообще не очень привлекательный регион, инвесторы осторожничают.

У нас инвестор есть, но это скорее исключение: они хорошо понимают рынок и представляют, как PayOnline встраивается в их стратегию. До того, как войти в Net Element, мы были частью SD Ventures. В 2013 году стратегия акционеров поменялась, чтобы остаться в холдинге, нам нужно было сильно вырасти, и единственным путём было слияние с кем-то из конкурентов. Я общался тогда со всеми, объяснял, что если появится один более крупный игрок, и инвесторам будет интереснее заходить, и мультипликатор к объединённой компании будет выше чем, к каждому по отдельности, и преимуществ на рынке больше, и технологии можно объединить, и ценовую политику диктовать. Но тогда никто не согласился, а кто целом был готов, называл какие-то запредельные суммы.

В результате слияния не получилось, акционеры решили нас продать, что с успехом и сделали. В результате теперь конкуренты готовы продаваться, причём в 2-5 раз дешевле. Поняли, видимо, что кризис одному переживать сложнее. Сейчас мы готовимся купить одну компанию и ведём переговоры с рядом других.

В платёжной индустрии появляется много новых компаний. Пороги входа снизились, так что это закономерно. Скажем, когда мы начинали, комиссии за интернет-эквайринг составляли 4-5%, теперь они 2,5%. Выход на рынок был дорогим, нужны были технологии, банки-партнёры. Сейчас на рынок выходят банки-эквайеры, они привлекают клиентов и тем открывают двери другим процессингам. К тому же цены на сертификацию заметно снизились: с 2,5 млн до 500 тыс. рублей. Правда, не очень понятно, на чём новые компании зарабатывают: как я уже говорил, для успеха нужно быть крупным игроком.

О российском рынке

Вообще, с точки зрения платёжных технологий Россия сегодня – очень продвинутый рынок. Преимущество первое – высокая степень проникновения интернета. Второе – страна большая, значит, рынок тоже большой, и есть возможности для экспериментов. Третье – выпущено много банковских карт.

Для сравнения, в США только сейчас состоялся обязательный переход на карты с чипом. С NFC в США и Европе только запускают первые пилотные проекты, в России они уже есть и работают. Технологии вроде MasterPass внедряются практически только в России. Мы одно время смотрели на Восточную Европу – там очень старые технологии. Или вот мы вышли в Казахстан: интернет есть, а карт нет, технологий нет, куда наши применять, непонятно. Россия в плане платёжных систем круче даже Японии, хотя это очень продвинутый рынок.

Лучшие комментарии

Добавить 14 комментариев

  • Ответить

    «Мы, наоборот, стремимся работать с теми, кому важен сервис. Это электронные бизнесы: продавцы авиабилетов, онлайн-игры, онлайн-телевидение, доски объявлений. У них вся выручка становится доходом…»

    У меня таки есть, что сказать по поводу того, какая часть выручки продавцов авиабилетов становится доходом. :)

  • Ответить
    Marat PayOnline

    Я таки категорически согласен с Вами, Валентин. Описка, полагаю в результате ужимания статьи так вышло. Более того, не для всех электронных бизнесов 100% выручки — доход, например, сервис онлайн-репетиторов, там надо людям платить. В оригинале было и про тех, у кого 100% выручки — доход, и о других — которым важно не потерять клиента на моменте оплаты. И там и там конверсия очень важна.

  • Ответить
    zulic barvanet

    «Россия в плане платёжных систем круче даже Японии, хотя это очень продвинутый рынок.» — ?

    Хотя, да…. Терминалы и прочее говно на самом деле только в совковии есть.

    «Преимущество первое — высокая степень проникновения интернета. » — по сравнению с чем? С Зимбабве? Тады да

    «Технологии вроде MasterPass внедряются практически только в России.» — мда….

    «Для сравнения, в США только сейчас состоялся обязательный переход на карты с чипом. С NFC в США и Европе только запускают первые пилотные проекты, в России они уже есть и работают» — интересно вы сравниваете степень развития рынка

    Развитость рынка показывается не количеством мелких игроков, а известностью и доступностью технологий, их развитостью. В России толком даже коммуналку в сети не оплатить. Какая развитость? Прием карт он-лайн это не развитость, а тупо необходимость и ничего в этом технологичного нет.

    Развитость рынка — это простота работы с технологиями, это высокий уровень сервиса, которого нет в принципе. Это надежность поставщиков технологии, а этого тоже нет, ведь даже крупные игроки балуются блокировками средств бизнеса.

    MasterPass — одна из сотен нехнологий у которой, скорее всего, нет будущего. Я понмаю, что вы с ней работаете и выделяете как свое преимущество, но это так…. фигня.

  • Ответить
    Marat PayOnline

    > «Преимущество первое — высокая степень проникновения интернета. » — по сравнению с чем? С Зимбабве? Тады да

    Факт 1 на 2013 год Россия в десятке: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD_%D0%BF%D0%BE_%D1%87%D0%B8%D1%81%D0%BB%D1%83_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9_%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B0

    Факт 2 на 2015, мы заметно выросли с тех пор: http://www.ferra.ru/ru/techlife/news/2015/04/06/yandex-internet/#.VfE8c5dN9gs

    > В России толком даже коммуналку в сети не оплатить.
    Вам уже ответили выше. Зайдите на сайт федеральных госулуг, где есть ЕПД — возможна оплата онлайн.

    > MasterPass — одна из сотен нехнологий у которой, скорее всего, нет
    будущего.
    По-моему убеждению, у этой технологии есть будущее. Оплата любым платежным средством (карта, e-Wallet) в любой точки мире в пользу любого мерчанта на действующей инфраструктуре транграничных переводов МПС. Плюс сейчас в нее встраивают DCRP, возможноть оплаты с мобильного телефона в оффлайне.

    Про не развитость платежных технологий в РФ. А где он развиты более, можете привести примеры?

  • Ответить
    Marat PayOnline

    Dmitry Kovalev

    Дмитрий, спасибо за комментарий!

    Про 100% выручки. Поясню, что я имел в виду, как раз на примере Avito и ритейл.

    1) Ритейл продает телевизор за 1000 руб, а обходится он ему в закупке 800 руб. Продажи/Выручка = 1000 руб, из них 800 отдать поставщику, остается доход 200 руб.

    2) Авито продает продвижение объявления, например, за 100 руб. Выручка = 100 руб. Эти деньги остаются все у Авито, никакому поставщику отдавать их не надо. Здесь и подразумевалось, «выручка == доход». Т.е. у Авито материальных затрат нет.

    Конечо, если уйти в глубину финансовых терминов, можно спорить дальше и найти подтверждение и моих и ваших слов. Но я имел в виду в статье ровно то, что показал в примере.

    Дмитрий, про «про PayOnline и в целом неплохо». Большая к вам просьба, не могли бы Вы прислать мне обратную связь на marat@payonline.ru. ASAP обработаю ее и вернусь к вам. Хочется, чтобы Вы были довольны на отлично!

  • Ответить
    zulic barvanet

    Марат, как же вы не проверили даже данные, которые сами и привели. Сделайте фильтр покрытия интернета по % охвата населения и увидите, что там все оооооочень плохо — чуть больше половины населения страны имеет ВОЗМОЖНОСТЬ подключиться в интернет. Еще меньше интернет имеет.

    По оплате через госссулгуи — и тут та же история. Формально — опция есть, реально, только небольшой процент населения может этим воспользоваться. Точных данных использования я не видел, но видел данные по которым можно сделать вывод по охвату и данные хреновые.

    Про развитость платежных технологий говорят не в матюках про ту или иную технологию, так как технологии меняются каждые 5 лет. Развитость технологий смотрится по % населения страны, которые пользуются данными вещами и легкостью использования технологий.

    Вы посмотрите даже официальные данные платежных систем России и выделите только он-лайн часть. Суммарный объем покрытия населения ничтожен. Я деже не говорю про наложение аудиторий сервисов.

    Развитость — половина европейских стран, США, Канада, Япония, Сингапур, Израиль…. А если посмотреть на региональность применения технологий в России и взять ту же региональность Китая — то и Китай существенно круче по охвату.

    Как же так — в этом бизнесе и не знать рынка….

  • Ответить
    zulic barvanet

    да! Вы пишите и про массовость карт. И это верно. Но вспомните про КАЧЕСТВО и АКТИВНОСТЬ карт. Почти все пластики — тупо на зарплаты и у многих по 2-4 карты. Это НЕ кредитные карты. Реальный процент КРЕДИТНЫХ карт совсем не высокий, гораздо ниже развитых стран. А если сделать срез по полноценным кредиткам, со всем набором кредитных услуг — речь идет +- о 10% населения.

  • Ответить
    Marat PayOnline

    Так, по данным Яндекса, аудитория интернета в России составляет 72,3 миллиона человек. Хотя бы раз в месяц в сеть выходят 62% россиян старше 18 лет. Этого достаточно, чтобы считать, что Интернетом в стране пользуются.

    > Это НЕ кредитные карты
    Мне вообще неважно в контексте онлайн-оплат, кредитная карта или нет.
    Для оплаты пригодна и та и та. Более того, оплачивать можно с Visa Electron и Maestro. С зарплатных и студенческих карт платят.

    > Про Китай
    Да, он круче, круче не только РФ, а многих других. В нем только пользоваталей мобильного интернета на 2013 год было почти 650 млн. Но крутость Китая перед РФ не означает, что в РФ непродвинутые платежные или интернет технологии.

    Давайте не обвинять голословно меня в не знании рынка/технологий.
    Приводите факты с доказательствами.

  • Ответить
    zulic barvanet

    Марат, да никто не обвиняет. Я уточняю, так как у читателей статьи может сложиться неверное понимание рынка.

    Ну для примера только — вы же не скажете, что интернет в России развит лучше чем в Израиле, так как в России интернетом пользуется 72 млн. населения, а в Израиле только 7. Население стран же разное.

    Для сравления надо смотреть % охвата. А в России он 50-60, а в Израиле 80-90, да и то исключительно из-за 1 млн. религиозного населения, которому по религиозным причинам интернетом нельзя пользоваться (как и ТВ)

  • Ответить
    zulic barvanet

    Кстати, соглашусь с вами в оценке казахского рынка. Там на самом деле нет вообще ничего. Очень тяжелый для выхода,но перспективный рынок. Из проблем — полное отсутствие инфраструктуры и убогое законодательство.

    Похожая ситуация и на Украине, к сожалению

  • Ответить
    Marat PayOnline

    Ок, смотрим по доле, а не по количеству.
    Охват пользователей Интернета на июнь 2013 года: в РФ 58%, в Израиле 67.2%. Согласно статистике Яндекса, в 2014 году рост был 9% в год (и есть указание о сохранении темпов роста за 2013 год). Простые расчеты приводят что в РФ сейчас проникновение где-то 68%. Совсем неплохо.
    Ну или вот то же Яндекс за 2014 год. https://yandex.ru/company/researches/2015/ya_internet_regions_2015 сообщает о 62%.

    Еще про зарплату и прочее. Ошибочно считать, что абсолютное большинство операций по картам — это снятие в банкоматах.

    См. стр 9 отчета ЦБ РФ за 2011 год http://www.cbr.ru/psystem/analytics/survey_2011.pdf
    Количество операций снятия наличных/Операций оплаты товаров/услуг: 59.1% / 40.9%

    Есть за 2014 год https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CB0QFjAAahUKEwiMmuW9ouzHAhXJn3IKHQFVBMo&url=http%3A%2F%2Fwww.cbr.ru%2Fpubl%2F%3FPrtID%3Dprs%26code%3D51&usg=AFQjCNGnyiKii8-MCB1f4OVs9RgjCyblig&cad=rja
    Но он основан на опросе респондентов. Тем не менее очень много интересных цифры и фактов.