Прощание с мечтой RB.ru

Развитие событий: Принадлежащий Sanoma Independent Media деловой портал RB.ru решил закрыться (6 апреля)

В 2007 году в RB.ru строили собственное — первое в России — профессиональное сообщество. Сегодня RB.ru превратился в контентное приложение к международной профессиональной социальной сети Viadeo, а руководитель RB.ru Наталия Моисеенкова — теперь уже в условиях жесткой конкуренции — пытается развивать в России западную соцсеть.

Сегодня у Viadeo в России 190 тыс пользователей: 40 тыс — старые пользователи Rb.ru, еще 150 тысяч было привлечено с февраля 2012 года средствами издательского дома Sanoma Independent Media, которому принадлежит RB.ru и половина Viadeo в России (для сравнения: российская аудитория LinkedIn к моменту запуска русскоязычной версии сайта в 2011-м оценивалась в 400 тыс человек).

О том, что происходит с RB.ru и Viadeo, Roem.ru рассказала Наталия Моисеенкова:

— В чем преимущество Viadeo перед другими профессиональными соцсетями — Professionali.ru, MoiKrug.ru, LinkedIn.com?

Наталья Моисеенкова: Качество платформы, сервисов. Большинство вещей, важных для профессионального общения у нас реализованы просто лучше: что адресная книга, что синхронизация контактов, что инструменты для рекрутеров. Это неудивительно, потому что ресурсы разработки у любой международной социальной сети намного больше. То есть это, прежде всего, технологическое преимущество.

Плюс доступ к международной аудитории, что интересно для делового общения, когда бизнес стал в полном смысле слова глобальным и, более того, специалисты мигрируют из одной страны в другую. Viadeo может предложить почти 50 млн контактов по всему миру, и это действительно возможность для коммуникации.

А перед другим международным игроком — LinkedIn — преимущество, прежде всего, в том, что Viadeo действительно меняется для российского рынка и предлагает специальные условия — все премиальные возможности для всех пользователей бесплатны, можно тестировать всем рекрутерские сервисы, в русскую версию встроена локальная информация — русские новости, информация о российских компаниях, ну и мы обязательно сделаем какие-то специальные российские features, пока спорим, что это может быть. И мы ближе — у нас есть локальная здешняя команда.

 — Имеет ли сейчас смысл говорить об RB.ru как о самостоятельном проекте или он теперь выступает только как контентное приложение к Viadeo?

Н.М.: Сейчас RB.ru выступает в связке с Viadeo. Даже когда мы планируем запуск новых рубрик или новых сервисов на RB, это все идет по принципу дополнения к Viadeo. Так что это проект — важный для нас, но рассматривающийся именно в тандеме с Viadeo, как его контентное дополнение.

 — Изначально у RB.ru было большое желание самому стать профессиональной сетью. Почему решили отказаться от этой мечты в пользу раскрутки бренда Viadeo?

Н.М.: RB.ru изначально был как бы между нескольких стульев: мы хотели сделать такой портал со всем, где будут и новости, и тематические разделы, и сообщество, которое привлечет пользовательский контент в дополнение к редакционному. Для развития именно той части, которую можно было бы отнести к социальной сети, это не было позитивным моментом, плюс в полной мере на RB.ru никогда не было базовых, важных для социальной сети вещей — например, построение сети контактов и прочее. Так что когда возникла возможность сотрудничества c Viadeo — выбор был однозначным. Тему социальной сети лучше продолжать развивать с социальной сетью.

 — На чем планирует зарабатывать Viadeo в России? Зарабатывает ли уже? Есть ли открытые планы по прибыли, по доходам? Какие бизнес-задачи стоят перед Viadeo? Есть ли отдельные бизнес-планы у RB.ru?

Н.М.: На том же, что и в других странах: реклама (таргетированная по профилям), решения для подбора персонала, реклама бизнес-образования, пользовательская реклама. Еще в глобальном Viadeo есть, конечно, пользовательские платежи. Как с этим будет в России, пока не можем сказать, нет определенных планов. Сейчас из всего этого работает первое — реклама, то есть это мы продаем, и это покупают. Остальные три вещи будем тестировать в 2013. Цифры по доходам акционерами вовне не коммуницируются. Бизнес-план у двух проектов общий, есть разделение между рекламой на Viadeo и RB.ru, а все новые сервисы будущие — связаны с платформой Viadeo.

 — В декабре 2011 года Дэн Серфати, руководитель Viadeo, говорил, что российский рынок — основной драйвер роста для Viadeo. Он также отметил, что по его расчетам в 2012 году в сети будет 2 млн российских пользователей. Сейчас цифра меньше, чем в 200 тысяч, признается успешной. Почему так получилось?

Н.М.: СП с Viadeo было создано в декабре 2011. И наш таргет — 150 000 пользователей к 1−11−2012 — был частью соглашения (договора) акционеров. Так что о нем мы и рапортуем. Да, я помню, что такая цифра (2 млн) где-то промелькнула в новостях про Viadeo в прошлом году, но и у нас она вызвала ужасное (в полном смысле слова) удивление, это либо ошибка, либо плохой перевод, либо недопонимание. Даже если мы бы очень хотели два миллиона — такая цифра, как минимум, нереалистична для первого года работы в России любой профессиональной сети, у нас не было нереалистичных желаний. Наш таргет был 150 000 участников, мы его перевыполнили и этим довольны. Другое дело — что наши цели в 2013 намного более амбициозны, и еще надо постараться их достичь.

Для привлечения этих пользователей мы не использовали никаких платных каналов продвижения, только ресурсы издательского дома Sanoma Independent Media: пригласили пользователей «Ведомостей», пользователей наших life-style ресурсов. Прошла реклама в наших же оффлайн-изданиях, но тут, сами понимаете, реклама скорее имиджевая, для рекламодателей, а не для пользователей.

 — Как RB.ru интегрировался с Viadeo?

Н.М.: Интеграция состояла из двух этапов: в феврале мы запустили русскоязычную версию Viadeo, а уже в июле произошла сама интеграция. С июля на RB.ru все социальные функции, в том числе связанные с регистрацией, комментированием, привязаны к аккаунту Viadeo. По сути, у RB.ru нет отдельных пользователей, они все привязаны к русской версии Viadeo.

 — А что со старыми пользователями?

Н.М.: Старые пользователи автоматически интегрированы в Viadeo. Мы всех об этом предупредили, предложили — если что — отказаться, всех согласившихся — порядка 40 тысяч — автоматом перенесли в Viadeo.

 — Планируете запускать платные компании для привлечения пользователей?

Н.М.: Простые рекламные компании в духе «Приходите на Viadeo» мы не планируем.

У нас предполагается довольно большое количество специальных проектов, различных конкурсов. Сейчас, например, мы проводим конкурс с National Geographic Russia и Air France, который нацелен на то, чтобы люди приглашали в Viadeo своих коллег и получали за это призы. Через некоторое время у нас будет конкурс насчет стажировок: будут разыгрываться две стажировки — одна для маркетологов, одна для технических специалистов. Подобных конкурсов планируется порядка 5, и именно они будут поддерживаться рекламой на различных онлайн-ресурсах.

 — Настанет ли момент, когда бренд RB.ru уйдет, и останется только российский Viadeo?

Н.М.: Самым главным брендом для продвижения сейчас является российское Viadeo.com. RB.ru сейчас представляет собой контентное приложение к нему.

 — Из Sanoma Independent Media ушла Елена Мясникова, материнская Sanoma Group объявила об оптимизации активов и бизнес-процессов. Коснулась ли эта история каким-нибудь образом RB.ru?

Н.М.: Нет. На уровне проектов ни мы, ни какое другое издание SIM не может сказать, что что-то поменялось.

Беседовала Анастасия Шматкова