«Personnel costs remain our largest cost item», — так любят говорить в «Яндексе» про затраты на персонал. В компании ориентируются не на количество сотрудников, а на долю затрат на персонал в выручке. Компания старается держать эту долю в рамках диапазона 19%-21%.
Если усреднить данные за 7 кварталов, то средняя стоимость сотрудника для «Яндекса» была 130 т.р. в месяц. А средняя чистая прибыль из расчета на одного сотрудника — 230 т.р. в месяц (т.е. 230К «Яндекс» получает уже за вычетом всех расходов, в том числе на персонал).
Левая шкала:
Devs(r) — кол-во разработчиков, из финотчетности компании;
Heads(c) — кол-во сотрудников, посчитано по данным из конф-коллов;
Правая шкала:
Net(monthly) — чистая прибыль на сотрудника в месяц в млн рублей (=чистая прибыль за квартал / 3 / количество сотрудников);
Exp(monthly) — затраты на сотрудника в месяц в млн рублей (=выручка за квартал * доля personnel costs в выручке / 3 / количество сотрудников).
Ну, прибыль дело такое — сильно зависит от решений по реинвестированию, покупке комплементарных проектов и компаний и т.п. В этом квартале может быть, а в следующем может не быть. Более показательна и интересна выработка на нос, то есть годовая выручка на сотрудника в долларах. Довольно долго в российских ИТ эта величина держалась в пределах 20-40 тысяч долларов на сотрудника в год. Все девяностые медленно росла от десятки до сороковника. Потом она в начале 2000-х подросла до 100 тысяч у успешных продуктовых компаний. Не консалтингового (офшорное программирование, маркетинг, консалтинг), где линейное масштабирование доходов по персоналу, а именно продуктового типа (антивирус, игры, поисковик, …), где всегда имеется какая-никакая экспонента. И в середине-конце декады выработка в русском ИТ продолжила рост до 150-200К. Зарплаты, естественно, тоже росли. Считать выработку легко. Отчёты не нужны, достаточно открытой прессы. Поделил оборот на персонал — и всё. Например, у ЛК годовая выручка, условно говоря, 500-600 миллионов долларов (в зависимости от учётной политики), а число сотрудников — 2500-3000. Значит, выработка 200 тысяч долларов. Или вот у Яндекса выручка, условно говоря, миллиард, а сотрудников 5000. То есть выработка тоже $200К. Нормально. Естественно, дистрибуторов или торговцев железом, рекламные агентства и массовую розницу так обсчитывать бессмысленно, там очень низкая маржа, много транзитных денег. Там вместо оборота нужно брать разницу между оборотом и транзитными деньгами.