Открытка компании: Почему сервис Яндекса Zen забирает контент паблишеров без спроса?

«Яндекс» запустил «альфа-бета» тестирование нового рекомендательного сервиса zen.yandex.ru. Об этом на своей страничке в Facebook сообщила руководитель отдела портативных и мобильных сервисов Вера Лейзерович.

Сервис работает только через мобильный браузер и по алгоритму подбирает интересные материалы для пользователя в виде ленты. Статьи можно оценить кнопкой «Не нравится». У некоторых пользователей сервис жалуется, что ему недостаточно данных для анализа, и предлагает дальше погулять по интернету, после чего обещает заработать.

2015-06-10 08-39-11 Скриншот экрана Раньше на домене zen.yandex.ru был «медитативный поиск» на основе запросов пользователей к Яндексу

nastya-screen nastya-screen-2 А так сервис выглядит сейчас

Проблема в том, что в ленте «Яндекс» показывает около 1000 символов, что для некоторых сайтов означает бо́льшую часть статьи. По сути, Zen присваивает чужой контент, причем, судя по комментарием представителей СМИ в Фейсбуке, сделали это без обращения к издателям.

Скриншот сделанный 2015-06-10 в 08.59.32

Другая проблема издателей — «Яндекс» иногда отображает только текст, что ведёт к потере смысла в публикациях, где большая часть информации приходится на медиафайлы.

Интересно и то, кто работает над сервисом: в апреле сооснователь сервисов рекомендаций контента Surfingbird и Relap.io Сергей Шалаев сообщил, что «Яндекс» схантил ключевого сотрудника компании для работы над конкурирующим проектом. Сам Шалаев также отметился в комментариях, после чего Лейзерович предложила продолжить обсуждение в личной беседе:

2015-06-10 09-03-16 Вера Лейзерович - ну все. наконец-то я могу это сказать.... - Mozilla Firefox

Вопрос: почему «Яндекс» не договорился с производителями контента перед запуском? И не боится ли «Яндекс» заработать репутацию Apple, которая, как некоторые считают, убивает молодые проекты, запуская идентичные сервисы?

На вопросы Roem.ru о том, не считает ли компания, что сервис некорректно забирает контент у изданий, на какой стадии в проект пришёл бывший сотрудник Сергея Шалаева, насколько «Дзен» можно считать идейным последователем Surfingbird, когда была начата разработка сервиса, а также на вопросы, представленные в данном посте, пресс-служба «Яндекса» не ответила, рассказав лишь общие моменты о проекте:

Дзен — так называется экспериментальный сервис персональных рекомендаций — помогает находить интересный контент и увлекательно проводить время в интернете. Пока в эксперименте доступны рекомендации публикаций в СМИ. В будущем в Дзен могут попасть материалы других форматов. Сегодня Дзен видят около 5% пользователей мобильного Яндекс.Браузера на Android — нам важно посмотреть, насколько удобен сервис в текущем виде.

Обычно, чтобы найти что-то интересное, нужно потратить время, Дзен помогает решить задачу проще и быстрее — достаточно заглянуть на экран в табло Яндекс.Браузера. Лента рекомендаций постоянно обновляется, её формируют алгоритмы рекомендательной самообучающейся системы Диско.

Технологии рекомендаций разрабатываются в Яндексе на протяжении нескольких лет и используются в разных сервисах Яндекса — Музыке, Маркете, Радио. Первый сервис, в котором появились технологии рекомендаций — Яндекс.Музыка, запуск новой Музыки был в сентябре 2014 года.

Лучшие комментарии

  • Контекст комментария

    Artem Kushnir ЗАО "ИА Сибинформбюро" Тюмень

    За две недели второй случай, когда попытки Яндекса сделать сервис на основе контента вызывают недовольство производителей этого самого контента.

  • Контекст комментария

    agaruppa

    Apple анонсировал news, весь интернет пищит от восторга. Yandex запустил свой агрегатор, работающий только в браузере и не показывающий полную статью. Я не понимаю, есть rss агрегаторы, где настроив один раз можно получать контент от своих любимых источников. Двойной тап на экране и статья отображается целиком без перехода на сайт и никакой рекламы. И да, мне плевать на то что я не смотрю их рекламу. Но я понимаю, многим достаточно только заголовков, даешь формат твиттера в аналитические статьи. 1000 знаков, это не статья, а комментарий к ней. Если что, в этом комментарии 591 символ.

Добавить 12 комментариев

  • Ответить

    > Проблема в том, что в ленте «Яндекс» показывает около 1000 символов, что для некоторых сайтов означает бо́льшую часть статьи.

    Вероятно, «некоторым сайтам» стоит заказывать настоящие статьи в стандарте >= 8000 знаков, а не называть десяток предложений статьёй?

  • Ответить
    Artem Kushnir ЗАО "ИА Сибинформбюро" Тюмень

    За две недели второй случай, когда попытки Яндекса сделать сервис на основе контента вызывают недовольство производителей этого самого контента.

  • Ответить

    4 числа на конференции Yet another Conference on Marketing, как мне показалось, любой спикер или человек в коридоре, близкий к Яндексу, нахваливал рекомендательную систему Диско.

    Универсальное семейство подходов для создания рекомендаций в разных целях. 4 числа целью оказалась Музыка-Радио, но вообще Диско форсили куда более активно, чем чисто под музыку или в приложении к списку товаров интернет магазина.

    Склоняюсь к мысли, что уже в ближайший месяц Яндекс будет не искать, а рекомендовать, книжки, кино, музыку, события, концерты. Играть не в поисковый рынок, где известно кто побеждает, а в рекомендательный рынок.

    P. S. Колмановская даже вернулась и почему-то тоже занимается рекомендациями. Пока в рамках «Прогулок». Задаёт утраченный дух стартапа.

  • Ответить

    >уже в ближайший месяц Яндекс будет не искать, а рекомендовать, книжки, кино, музыку, события, концерты

    это уже было и называлось «Острова» в прошлый раз

  • Ответить
    Artem Kushnir ЗАО "ИА Сибинформбюро" Тюмень

    Поюзал, по релевантности нет вопросов — показывает те издания, которые обычно читаю. Но вот незадача — все эти новости и статьи, которые он мне показывает, я и так уже прочитал в течение дня…
    То есть подходит штука для ситуации «долго не был в сети» и решил посмотреть саммари того, что было.

  • Ответить

    >кидок от Яндекса

    это общий тренд. гугл издатели в европе давно прессуют, а те продолжают дурачками прикидываться. настоящее поле битвы за контент. ПСам неизбежно придётся закатать губу в итоге имхо. а вот когда это произойдёт — сложно сказать. пока ничего вменяемого в развитии «контент политикс» интернета не происходит кроме унылого требования «дайте денег» от правообладателей, но это не то вообще. тупик кароче.

  • Ответить

    Apple анонсировал news, весь интернет пищит от восторга. Yandex запустил свой агрегатор, работающий только в браузере и не показывающий полную статью. Я не понимаю, есть rss агрегаторы, где настроив один раз можно получать контент от своих любимых источников. Двойной тап на экране и статья отображается целиком без перехода на сайт и никакой рекламы. И да, мне плевать на то что я не смотрю их рекламу. Но я понимаю, многим достаточно только заголовков, даешь формат твиттера в аналитические статьи. 1000 знаков, это не статья, а комментарий к ней. Если что, в этом комментарии 591 символ.