Суд в США вломил LinkedIn: нельзя мешать роботам-сборщикам общедоступных данных

Апелляционный суд 9-го округа США решил (pdf), что автоматический сбор сведений с публичных сайтов не противоречит закону, рассказал GlobalSign_admin на «Хабре». Дополнительно тот же суд запретил владельцам сайтов блокировать сбор общедоступных сведений с сайта. Логика суда: не важно, чем человек собирает общедоступные данные, роботом или браузером, а затем что-то делает с ними на своей стороне.

Решение принято в ходе судебного процесса LinkedIn (принадлежит Microsoft) против маленькой аналитической компании hiQ Labs, которая изучала профили обитателей LinkedIn ради консалтинга работодателей. Ранее ряд сайтов называли «своими» сведения не защищённые копирайтом, например: открытые профили пользователей, чекины, настроения. Вышеупомянутая LinkedIn* в 2017 обвинила hiQ в компьютерном мошенничестве и злоупотреблениях, но отстоять свою точку зрения сеть не смогла.


В январе 2013 Facebook забанил яндексовское «Чудо», приложение Wonder. Яндекс мечтал легко находить нужную и общедоступную информацию сразу на нескольких площадках — Facebook, Instagram, Foursquare, Twitter, но «Чуда» не случилось, в Штатах 2013-го это ещё было легально.


В России с 2017 года продолжается разбирательство между проектом Double Data, который собирает открытые данные обитателей соцсетей, и ВКонтакте, принадлежащей Mail.ru Group (MRG). Представители ВК утверждают, что сбор открытых данных нарушает интеллектуальные права соцсети. Иногда российские судьи поддерживают ВК, иногда нет. Общей нормы об автоматическом сборе больших общедоступных данных в России ещё не существует. Хотя есть точечные. В частности согласно Федеральному закону «О персональных данных» их обработка может вестись только с явного согласия носителя ПД.


* В России LinkdeIn заблокирован за нарушения вышеупомянутого российского закона о персональных данных. В отличии от символической «блокировки» Роскомнадзором того же Telegram, преследуя проект Microsoft, РКН сделал действенный шаг — потребовал от Google Play и Apple Store удалить мобильное приложение соцсети из доступа российских пользователей. Что магазины приложений немедленно и сделали.

Добавить 7 комментариев

  • Ответить

    Так и есть. Они не смогли (не стали?) переносить персональные данные россиян в РФ, как того требовал РКН ровно по закону о персональных данных, вернули немногим российским подписчикам деньги, забанились, потеряли приложение в российских магазинах приложений и забыли о России. По данным Similarweb, трафик из России находился в LinkedIn далеко за пределами радаров, так что экономического смысла на перенос данных было немного. Забавно, что владелец, в лице российского юрлица MS ООО «Майкрософт Рус» рассказал РКН, что свои данные они в Россию перенесли, офис тогда уже был «облачный».

  • Ответить

    любая специализированная соцсеть, темболее типо тогоже линкедина, вольно\невольно управляет своим пользователем по части объемов, характера, формы и т. п. профайла и повденения. Т.е. на линкедине юзер будет белый и пушистый (ищет работу, деловые контакты, партнеров и т. п.) и тотже самый на vk.mdk станет самым циничным похабником и грубияном. И совершенно третьим будет выглядеть на дейтинг ресурсе, например.
    В этом и прелесть разных ресурсов — они не для разных людей сделаны, а для разных аспектов личности одних и тех же людей. Причом в один флакон (одну единственную универсальную сеть) впихнуть не получится. Разве что совсем одномерно одноклеточное существо. Маркетинг, йопть.
    Что самое смешное, есть люди (они есть во все времена, это неоразвитость мозга просто) даже и при должностях, которые всерьез борются с одной формой проявления личности и одобряют другую форму тойже личности. Если все ходют в платочках, потупив глазки — это хорошо. А с лохматой башкой и ярким макияжем — нехорошо. Далее на этом рассуждении строится и политика и все остальное. (в описанном примере — попытка поиска и подбора кадров в некие компании-заказчики исследований).
    С точки зрения здравого смысла линкедин то прав (анализ такой особой ценности не имеет, т.к. всегда ценность именно в интерпретации данных, а не в сборе). Да и малоприятно, когда на тебе нарастают какието сапрофиты в виде грибков и сталагмитов, делающие свой маленький гешефт. Но, видимо, это участь всех биообъектов крупных (начиная с бегемотов, слонов, китов) что вокруг создаются целые колонии всяких рыбок прилипал, пернатых и прочее.

    Подбор кадров — не на личных делах и рекомендациях, а в способности (даже сверхспособности) видеть человека сразу и насквозь. Просто глазами. А иначе и нечего в начальники лезть или компаниями руководить. Вон давеча шпион нашолся. Работал при начальнике, который рулил геополитикой (пока проку нету права никакого, одни убытки) и прямо уже было на грань третьей мировой дошли, со всеми сосбеями перессорились и так далее. А оказалось — даже под носом себе сотрудника (хоть тупого, но чтобы не шпиона) подобрать не смог. Выбрал именно самого что нинаесть махрового американского шпиона. Пришлось даже Трампу лично давать указание.
    Вот тебе и анализ профайлов и активностей и контразведка и прозорливость.

  • Ответить

    Один из Хабражителей, Moskus дал там важное уточнение. Из которого следует, что запрет-запретом, но у веб-сайтов остаётся поле для манёвра:

    Вы неверно понимаете термин «общедоступный» (в оригинале — public), это крайне распространенная ошибка. Речь идет не о тех данных, с которыми каждый может ознакомиться, сделав определенные шаги. Речь о данных, которые не защищены копирайтом (не имеют ограничений на использование).

    Скажем, цена на билет — факт, она не может быть защищена копирайтом, это публичная (общедоступная) информация.

    А, например, авторская статья с того же сайта о путешествиях — результат творчества, она защищена копирайтом (если намеренно не передана в общественное достояние).

    Проблема конкретно с профилями соцсетей (не постами в них, замечу) — то, что содержимое профиля — тоже набор фактов, а не творческое произведение, соответственно, копирайтом эти факты защищены быть не могут.

Для добавления комментария войдите или зарегистрируйтесь.