Статья (статья)

Проекту Osmino уже два с половиной года. За это время мы много успели сделать, еще больше не успели. Запустив 2 года назад наше первое приложение, мы не знали о мобильных приложениях ничего. Т.е. вообще. Методом проб и ошибок, которые, надо признаться, немало стоили нашим инвесторам, мы поняли, как надо работать с аудиторией, как ей можно понравиться и каким должно быть приложение, которое живет в телефоне дольше двух минут. И в одночасье все наши представления о прекрасном и разумном рухнули.

Это короткой статьей я сильно огорчу всех экспертов, умных докладчиков на конференциях с речами на тему «Как сделать идеальное приложение» и опять сорву покровы.

Посыл простой: пользователям на все плевать.

Им плевать на юзабилити, дизайн, смысл и последствия. Общество потребления ведет себя одинаково везде — дома, в магазине и в Play Google. Задача — схватить. Что дальше делать с этим схваченным 153 гаджетом или 421 приложением пользователь не знает и знать не хочет. Главное — потребить. Я бы назвал это потребительской мастурбацией. Да-да, этап владения уже мало кого волнует. Именно по этой причине, очень многие производители всего ставят во главу угла именно маркетинг, так как теперь уже не только производителю все равно, что там дальше будет после покупки, но и большинству покупателей. Вопли и крики единиц потребителей на тему «не покупайте, оно не работает» тонут в миллионных продажах, загрузках и предзаказах.

Не согласны? А вы посмотрите на рекламу духов, телефонов, автомобилей или новой летне-зимней коллекции одежды. Во главу угла везде поставлен имидж.

Имидж не человека владеющего, а человека потребляющего. Нам показывают, как именно мы должны себя чувствовать, покупая Киа, а не Хендаи. Истории, которые нам продают, просты — как наши мечты. А значит, бьют они точно в цель. Мы купили. Производитель позволит нам пару месяцев побыть в эйфории от покупки, а потом… предложит новую модель. Теперь — с дворниками и педалями! Или просто более модную (для одежды это уже давно обычное дело). И все, мы уже знаем, что наша покупка устарела. Вместо эйфории мы получаем разочарование. А значит… опять надо потреблять. Именно этот конвейер и привел к тому, что срок получения удовольствия от покупки сократился практически до времени совершения покупки. А значит, все, что будет потом, потребителя уже мало интересует. Так вот и смысл тогда делать что-то, что будет жить долго и счастливо? Отвечу вопросом: «Откуда появилась Zara и почему у нее самые большие продажи одежды в мире?»

Мне стыдно от того, что я до этого додумался не 10 лет назад, но я додумался до этого сейчас и провел небольшой эксперимент на знакомой нам поляне приложений.

На прошлой неделе мы выпустили новое приложение. «Приложение». Время разработки, дизайн, описание — 1,5 часа. Суть его проста, как выстрел. Вот описание:

Первое и лучшее приложение, которое действительно ничего не делает!

Просто скачайте наше приложение «Приложение» и наслаждайтесь его бездействием! Никаких настроек, лишних действий или регистраций! «Приложение» идеально подходит для любого устройства, и, в силу абсолютного бездействия, практически не потребляет никаких ресурсов. Вы не сможете из нашего приложения позвонить или выйти в интернет, поиграть в игры, настроить Wi-Fi или пообщаться в социальных сетях! Задача этого прекрасного приложения — исключительно ничего не делать!


Минималистичный дизайн и полное отсутствие каких-либо функций не оставят у вас сомнений, в том, что это самое бесполезное и самое честное приложение в Play. Мы не обещаем золотые горы, глючный функционал или веселые картинки с прикольными статусами, которые и так заполонили все мобильные приложения и интернет. Все, что мы обещаем — умиротворение от бездействия. Вы обязательно посоветуете наше отличное «Приложение» всем своим друзьям и коллегам — ведь так приятно ничего не делать вместе!

Разумеется, для улучшенного потребления, мы снабдили приложение правильными картинками, под завязку забили его рекламой, дали $100 Tapjoy для ускорения эксперимента и… через три дня у него было уже более 5000 установок. Количество загрузок растет очень быстро — больше 1000 установок в сутки.

Тут важно понимать, что маркетинг, разумеется, в таком продукте на первом месте. Именно по этой причине, упаковка и место в результатах поиска играют особую роль. Название «Приложение» в сочетании с «живым» откликом блуждающей в поисках потребления аудитории вытащили наш продукт на 4 место в результатах поиска в Google Play по запросу «Приложение».

Пользователи, как и предполагалось, качают не глядя. Подавляющее большинство — смеется, ставит хорошие оценки и рекомендуют друзьям. Меньшинство негодует и не понимает, зачем это приложение нужно. И категорически не хочет отвечать себе на вопрос «А зачем я его вообще поставил?!».

Здесь будет уместно вернуться к вопросу потребления. Но уже строго в рамках среды программных продуктов для мобильных устройств.

Смартфоны и сторы превратили потребление приложений в самый простой и удобный способ убить время. Возможность потреблять немедленно, не вставая с дивана, бесплатно и в неограниченных количествах — уверен, это и была главная идея Джобса. И он эту задачу выполнил с блеском. Проблема только в том, что разработчики, в большинстве своем, до сих пор так и не поняли, что с этим делать.

По моему мнению, прежде всего, пора сделать переоценку ценностей. Из элиты — в булочники. Именно в этот момент, когда мы поймем, что разработка игр, поисковиков, приложений — такое же обслуживание ежеминутной потребности человека потреблять, мы начнем играть по правилам оффлайна и мгновенно появятся все ответы, которые ТАМ уже давно есть. Update: Так ли уж надо убиваться над идейной оригинальностью, идеальной красотой, образцовой функциональностью и рекордным быстродействием? Зачем тратить на это тысячи человеко-часов, сотни тысяч долларов, если оценить это сможет лишь пара экспертов и аналитиков? С чего вдруг все взяли, что пользователь такой же идеалист, как и разработчик, и это повлияет на продажиустановкипоказы? Сращивание онлайна и оффлайна уже произошло и не просто техническое, а ментальное. А это значит, что пользователь едва ли оценит все гигантские, идеалистические усилия разработчиков и продуктовых менеджеров. Пользователю надо всего лишь потреблять. Брендинг, упаковка, мерчендайзинг… Тот, кто сделает «Зару» в сфере разработки приложений, — будет править миром. И это будет не Google, а значит шанс еще есть у всех.

Алексей Нагорный, Osmino

Лучшие комментарии

  • Контекст комментария

    Laverna ОАО "Социальная сеть социальных сетей"

    //я сильно огорчу всех экспертов, умных докладчиков на конференциях с речами на тему «Как сделать идеальное приложение» Сама по себе формулировка уже не верная. Пользователям не нужно «идеальное приложение», пользователям нужно нужное и интересное приложение. В том, что пользователям не нужно юзабилити, виноваты сами разработчики, которые в большинстве своем являются программистами. Программисты напрограммили — проект выстрелил. Программисты сразу думают как развить. Когда дело доходит до улучшения юзабилити, то пользователи начинают визжать. Не потому, что им не нужно юзабилити, а потому, что они привыкли уже так этим пользоваться. В качестве примера, могу предложить следующее: попробуйте кнопки в лифте в жилом многоэтажном доме поставить в 3 ряда. Народ будет материться. И если бы жилье менялось, так же, как можно сменить приложения, народ после это замены переехал в другой дом. Не совсем поняла причем тут Зара? До Зары и не только Зары были бренды, которые меняли коллекции раз в сезон или хуже того — раз в пол года. Цены были соответствующие. Зара просто стала часто обновлять коллекции — раз в неделю — две. Вещи все соответствуют последним трендам и дешевые. Молодежь ломанулась. Купил, поносил, выкинул. Для тех, кто ведет клубный образ жизни — самое то. Хотите быть как Зара — выпускайте модные приложения каждую неделю. Только в отличии от Зары у вас такого охвата аудитории нет. А чтобы получить такую же, нужно просто тупо в рекламу вкрячитьвася так, что продажи буду только затраты на рекламу покрывать. Собственно, к чему я веду. Интернеты и шмотки — вещи не сравнимые. В интернетах нужно делать как раз то, что интересно пользователям, а не то, что там стартаперы выдумали и думают, что это выстрелит, только потому, что они так решили. Нужно делать интересно и сразу юзабильно.

Добавить 43 комментария

  • Ответить
    Альтер Эго

    Всё верно, с компьютерными играми такая же история — постоянные распродажи, раздачи, розыгрыши и вот у тебя уже 1000 игр в библиотеке, большую половину из которых ты ни разу не запускал.

  • Ответить

    Про истории — отчасти верно, но все познается в контексте. Я прошел по вашей ссылке, и, честно говоря, ничего не понял — какая-то пачка приложений, все что-то где ищут. Зачем, и зачем это надо конкретно мне — непонятно. Про потребителей — тоже не совсем верно. Поставить мобильное приложение сейчас очень просто, снести — еще проще. Если на первый-второй взгляд оно не соответствует моим ожиданиям — оно идет в мусор. Потому что а) не очень-то и хотелось, и б) таких же, но других, еще десять штук. Так что, содержание имеет смысл, и юзабилити тоже, только запас внимания пользователя сильно меньше, чем для «традиционных» приложений, и надо постараться успеть.

  • Ответить
    Альтер Эго

    >Ииии? Еще расскажите, что так деньги можно зарабатывать, ага. Можно, Steam зарабатывает. У них распродажи каждый день, каждую неделю, каждые несколько месяцев — люди покупают по причинам, описанным в посте, а не для того, чтобы использовать по назначению.

  • Ответить
    Laverna ОАО "Социальная сеть социальных сетей"

    //я сильно огорчу всех экспертов, умных докладчиков на конференциях с речами на тему «Как сделать идеальное приложение» Сама по себе формулировка уже не верная. Пользователям не нужно «идеальное приложение», пользователям нужно нужное и интересное приложение. В том, что пользователям не нужно юзабилити, виноваты сами разработчики, которые в большинстве своем являются программистами. Программисты напрограммили — проект выстрелил. Программисты сразу думают как развить. Когда дело доходит до улучшения юзабилити, то пользователи начинают визжать. Не потому, что им не нужно юзабилити, а потому, что они привыкли уже так этим пользоваться. В качестве примера, могу предложить следующее: попробуйте кнопки в лифте в жилом многоэтажном доме поставить в 3 ряда. Народ будет материться. И если бы жилье менялось, так же, как можно сменить приложения, народ после это замены переехал в другой дом. Не совсем поняла причем тут Зара? До Зары и не только Зары были бренды, которые меняли коллекции раз в сезон или хуже того — раз в пол года. Цены были соответствующие. Зара просто стала часто обновлять коллекции — раз в неделю — две. Вещи все соответствуют последним трендам и дешевые. Молодежь ломанулась. Купил, поносил, выкинул. Для тех, кто ведет клубный образ жизни — самое то. Хотите быть как Зара — выпускайте модные приложения каждую неделю. Только в отличии от Зары у вас такого охвата аудитории нет. А чтобы получить такую же, нужно просто тупо в рекламу вкрячитьвася так, что продажи буду только затраты на рекламу покрывать. Собственно, к чему я веду. Интернеты и шмотки — вещи не сравнимые. В интернетах нужно делать как раз то, что интересно пользователям, а не то, что там стартаперы выдумали и думают, что это выстрелит, только потому, что они так решили. Нужно делать интересно и сразу юзабильно.

  • Ответить

    Ирина, сравнимые. Шмотки надо делать интересные и юзабельные:) Про «идеальные приложения» — там, мне кажется, ирония видна во весь рост, нет? Что касается Зары, то вы очень верно описали суть ее успеха и ЦА. Так вот эта же ЦА сейчас ровно так же ставит и сносит приложения, как носит и выкидывает вещи Зары. А про «выпускайте модные приложения каждую неделю» — прямолинейность, конечно, хорошо, но не до такой же степени. Жаль, что вы видите только такой вариант. И, кстати, охват у производителей приложений гораздо больше.

  • Ответить

    Alter Ego в посте речь идет про бесплатные приложения, ага. Я уже не говорю о том, что модель потребления в мобилках совсем, совсем другая, и Steam устраивает распродажи не с потолка, а на основе данных тех же Wishlists. Еще раз, где деньги в этом всем? Паблишеры, которые пытались использовать такую модель (типа GLU) — сдулись.

  • Ответить

    lazarus, я ни в коем случае не говорю, что надо менять модели монетизации. Тут у меня, признаться, особых идей нет. Платная, рекламная, фримиум, подскажите, плиз, может я какую-то еще модель забыл. Я как раз хотел сказать о том, что можно и нужно тратить меньше сил на разработку, на воплощение идеи — пользователи все равно не оценят этих трудозатрат. А значит и денег на разработку можно тратить гораздо меньше. Гораздо эффективнее будет вложить эти средства в маркетинг.

  • Ответить

    Ну вот трафик-то он нерезиновый. Я же говорю, посмотрите на крупных паблишеров игр для мобилок, которые действовали как раз так как описано. Набрать проектов, качество не важно, налить трафика. Сколько из них себя нормально сейчас чувствуют? И как себя чувствуют те же Rovio или Supercell?

  • Ответить

    Конечно, делать совсем мусор глупо. И все же, в перспективе, на масс рынке качество должно будет уступить место количеству, уменьшению цены и маркетингу. Ну, для примера можно взять «3G.cn». http://www.goforandroid.com/. Думаю, знаете их продукты под маркой «Go». Да, до Rovio им далеко. И все же им удалось построить вполне прибыльный конвейер, который работает по очень похожему принципу, который я описал в статье.

  • Ответить
    Laverna ОАО "Социальная сеть социальных сетей"

    //Ирина, сравнимые. Шмотки надо делать интересные и юзабельные:) Не сравнимы, потому что за Зару мир высокой моды уже все продумал. Заранее известно какие модели, стили, цвета и материалы в тренде в каждом сезоне. Бери и делай. В мире приложений вам никто не скажет за пол года, что весной 2014 буду в моде приложения с милыми зверушками, облизывающими экран.

  • Ответить
    Sergei Erjemin VentureBox

    Для меня не удивительно почему ставят приложение которое ничего не делает вообще! Еще Курт Веннегут выдумал прообраз антифейсбука — Всемирное Общество Взаимной Ненависти (кажется). А вот для чего ставят приложение которое делает все?! Я так понял, что это Osmino выгружает к себе все содержание мобильника, включая контакты с сопутствующими фото-миниатюрками, картинки, SMS, приложения, настройки WiFi… Хвастают, что 55 000 000 контактов уже навыгружали и каждый пользователь приложения может получить к ним доступ.

  • Ответить

    Ирина, еще один шаг вперед и мы увидим, что «большие дяди» в разработке, ровно как и в мире высокой моды, заранее продумывают и анонсируют тренды на полгода вперед. И даже альфы и беты публикуют. Как и в случае с обычными товарами, надо угадать, какой из трендов выбрать в качестве наиболее перспективного и пилить, что есть сил. Вы как-то очень ограниченно аналогии проводите, попробуйте посмотреть шире. Ничего уникального в бизнесе приложений нет.

  • Ответить

    Сергей, вы ошиблись дважды: тредом и пониманием того, что делает osmino. Сходите сюда http://roem.ru/2012/02/10/osmino42487/ или сюда http://roem.ru/2013/08/16/alsnag241816/ — там много объяснений, вопросов и комментариев ровно по этой теме. В сотый раз беседовать на эту тему скучно.

  • Ответить

    Да, и набрало с тех пор целых 6 оценок. Т.е. установок там, скорее всего, чуть больше 100 за несколько лет. Речь не о новизне или крутости, а о результативности маркетинга без круглосуточного забоя и 150 хуралов. О том, чего именно хочет пользователь. Попробуйте отключить свой снобизм и прочитайте статью еще раз. Вдруг найдете смысл.

  • Ответить

    Когда я играю в «Мир танков» в тем минуты и часы, когда я мог бы сделать что-то полезное, и то у меня нет такого чувства досады от бесцельно проведённого времени, как от прочтения данной статьи в момент, когда я ничем не занят.

  • Ответить
    Альтер Эго

    >и то у меня нет такого чувства досады от бесцельно проведённого времени Совершенно верно, компьютерные игры заточены на доставку дофамина в мозг, в шутерах и прочих ММО думать не надо, достаточно спинного мозга. А для осмысления статьи требуются усилия. Рекомендую попробовать различные вещества, удовольствие получить еще проще и быстрее, и чувство досады мучать не будет, если не увлекаться.

  • Ответить

    Но высказать -то мнение можно пока ещё? Хотя я понимаю Вашу реакцию) Деньги за статью «уплочены», ссылки проставлены, а тут неизвестно кто посмел высказаться. Всё молчу, занимайтесь свои бизнесом roem.ru 127.0.0.1)))

  • Ответить
    Юрий Синодов Основатель Roem.ru, sinodov.com

    Нет, я не к тому, что «заткнись и не вякай, или покажи паспорт». Это к тому ваше мнение получается пустоватым из-за отсутствия множителя в виде какой-то репутации. Мне ни жарко, ни холодно, на самом деле, но многие люди этого не осознают из-за эгоцентризма — они-то знают, что они чего-то добились и их мнение чего-то стоит. Мы приветствуем от более-менее анонимных комментаторов комментарии в духе: «Когда я на почте служил ямщиком, у нас был такой случай… (видно, что человек в теме)… поэтому то, что вы пишете — полная фигня, никому не интересная». Это более понятная конструкция, которая может представлять какой-то интерес, так как множителем репутации выступает сам комментарий, из которого хоть какое-то представление о квалификации комментатора получить можно.

  • Ответить

    О, мои фанаты подтянулись. Des31, вам там в Танках снаряд в голову не попадал? Это же надо додуматься до рекламирования мобильных b2c приложений в виде заказухи на Роеме.

  • Ответить

    Eсли проводить параллели между приложениями и Zara, то Zara это и есть приложение. А одежда этой марки = контент. Руководство Zara делает противоположенное тому, что говорит автор: следит за своим продуктом (одним) и развивает его, опираясь на запросы пользователей (делает большее число коллекций-апдейтов продукта). и уж что-то, а юзабилити (организация торговых точек и их расположение) у Zara отличное. И контент очень актуальный (тут же копируются все модные тренды). А главное, приложение-Zara бьёт в потребности аудитории (играть-участвовать в конвеере потребления) проводить параллели с распродажами ещё более странно. распродажи — это и есть маркетинг. и мы видим, что пользователи на маркетинг ведутся, но играют всё равно в то приложение которое им больше нравится/отвечает потребностями. тоесть имеет смысл всё-таки потратить деньги на то, чтобы продукт запомнился и затянул пользователя. И это мы ещё не лезем в монетизацию, на которую видимо просто махнули рукой. Нормально монетизировать приложение без стойкой аудитории — я бы посмотрел. Ну если под монетизацией не понимать быстрый слив трафика в другое приложение. На мой взгляд, текст статьи не доказывает, а опровергает основной тезис статьи.

  • Ответить

    derec, тут, конечно, возможны разные варианты проведения аналогий. С моей точки зрения, Zara = разработчик, а коллекции = приложения. Учитывая, что из Зары вышло еще несколько брендов (т.е., еще несколько app направлений), мне кажется, эта аналогия является более правильной. Кстати, вы говорите о постоянной аудитории. Это есть суть статьи — низкое качество продукта не означает автоматического отсутствия постоянной аудитории. Покупатели (пользователи) готовы на подмену качества маркетингом. Без экстрима, конечно. Спасибо, что прочитали статью. Приятно подискутировать с вдумчивым собеседником.

  • Ответить

    > С моей точки зрения, Zara = разработчик, а коллекции = приложения. если смотреть с точки зрения приложения маркетинговых бюджетов, то Zara = приложение. вышедшие из неё бренды — как развитие идеи и механики приложения. хотя, любая аналогия ложна конечно > Покупатели (пользователи) готовы на подмену качества маркетингом. как без качества продукта окупить маркетинг, который выведет этот продукт в топы?

  • Ответить

    > Имиджем, скоростью вывода продуктов на рынок и их количеством. трафик-то откуда возьмётся? можно прикинуть число приложений в апсторе (количество) и число приложений, которые что-то зарабатывают, но вообще, из предлагаемой модели можно сделать такой вывод: приложение должно быть платным. в таком случае, модель может работать, если получится привязать трафик к разработчику. и развивая модель, (уменьшая косты продукта, деля стоимость привлечения юзера на все приложения) получится что мы придём к фритуплей приложению с большим количеством платного контента. типа мессенджера и платных стикеров в нём.

  • Ответить

    Как один из вариантов, да. А вообще, траффик — отдельная тема. Очень много разных возможностей, кроме прямой рекламы и покупки установок. Будет время, обязательно напишу на эту тему материал.

  • Ответить

    > Как один из вариантов, да. А вообще, траффик — отдельная тема. Очень много разных возможностей, кроме прямой рекламы и покупки установок. Будет время, обязательно напишу на эту тему материал. очень интересно, напишите обязательно

  • Ответить
    Laverna ОАО "Социальная сеть социальных сетей"

    Алексей, странно, что Вы упорно продолжаете «брать» пользователей имиджем + низкое качество + скорость. Я Вам пример приведу из области онлайн игр. Есть такая игра у Mail.ru называется «Легенда Наследие дракона». Создавалась она «IT Территорией». Раскручивалась за счет переманивания топовых кланов и известных игроков из двух проектов: Бойцовский клуб и Территория. Проект взлетел, но ошибка заключалась в том, что топовые кланы и известных игроков после переманивания одели в крутой шмот. Загнали их по разные стороны: Люди vs Магмары. Таким образом получилось так, что они просто начали между собой играть. Другим игрокам там играть было не интересно, потому что эти кланы их просто всех вышибали в инстах, на турнирах и т. д. После чего было принято решение открыть второй сервак для обычных игроков. Так вот после продажи игры Mail.ru (читайте «имидж») на движке Легенды было быстро состряпано еще несколько игр (читайте «скорость»). Игры были ниже по качеству — графика — и без клиента — через браузер (читайте «низкое качество»). Сколько бы Mail.ru не вкладывал в рекламу, проекты не взлетели. Зато Легенда обзавелась еще одним сервером и отдельной версией на серверах Mail.ru. Вам не про вышеописанное надо думать, а о том, кому вообще интересно пользоваться вашими приложениями. Создавать касту постоянных пользователей. Переводит элементы и достижения пользователей в одном приложение в другой. Т.е. как бы «игра» с продолжением. Никому, к примеру, не интересно делать сходки людей из соцсетей и перетирать фотки, выложенные пользователями на ней. Людям нужен постоянный экшн. Им нужно что-то обсуждать внутри тусы и это что-то должно от реалей отвлекать.

  • Ответить

    На 10 тысячах пользователей из 100 миллионов, конечно, можно построить любые выводы о порочности оставшихся 99 990 000, ага. А еще Zara — это не «поносил-выкинул», а «купила на этой неделе, стала не такой как все». Блин, гуманитарное образование в стране уничтожено напрочь…

  • Ответить
    Альтер Эго

    дада, насчёт трендов особенно ухахатываются в EA, activision и, правильно, blizzard. а еще разработчики игр для социальных сетей ухахатываются, когда начинается эпидемия какой-нибудь веселой фермы. да много кто ухахатывается, кто делает деньги на трендах.

  • Ответить

    Сису, а вы статью вообще читали? Выводы были сделаны ДО прикола под названием «Приложение». И на основе миллионов, а не десятков тысяч. Я понимаю, что для вас, профессора с бородкой, кроме Дума, Старкрафта и Птичек, про которые вы прочитали в газете «Известия», больше ничего не существует. А теперь возьмите у внука смартфон и посмотрите приложения каких производителей там стоят. Много там от EA, Activision или Blizzard? И, кстати, вы всегда пытаетесь оскорбить тех, чье мнение не совпадает с вашим? Ирина, экшн для пользователей, к примеру, для почтового клиента под андроид? Это как? ПО для смартфонов не ограничивается социальными играми или мессенджерами. Все, о чем вы рассказываете, очень большая, богатая, но нишевая история.

  • Ответить

    Нагорный, куда делись доходы Zynga мне расскажите сначала. Вы научились зарабатывать немного денег из пустоты и преподносите это как откровение Вселенского масштаба в стиле всё понявшего гуру. Научитесь теперь создавать очень много денег из тяжелой работы создания ценности для пользователей и ваши статьи студентки будут с придыханием цитировать между лекциями. А пока да, только так — очередной бессмысленный гуманитарий написал статью о том, в чём он ничего не понимает и очень обижается, что его никто не слушает.

  • Ответить

    Василий, сейчас мы с Близардом досмеемся и я вам все расскажу. Вы как-то скачите по аргументации и упорно не замечаете вежливые намеки на то, что вы несете полную чушь. Какая пустота, какие деньги, какие студентки? Вас обидел кто? Почешите ЧСВ и идите с миром.