Если отменить пригородные поезда во Франции

Развитие событий: "Яндекс" продал "горячих пассажиров" в Blablacar (6 мая 2015)

С профессиональной точки зрения мне довольно интересно наблюдать за ситуацией, которая сложилась вокруг отмененных в России электричек. И еще интересно, могло ли такое случится в какой-нибудь другой стране. Я довольно хорошо знаком с транспортным рынком Франции и могу сказать, что подобная проблема (назовем ее — ошибка), там имела бы совсем другие последствия.

Во Франции есть государственная компания SNCF — аналог РЖД. Полтора года назад президент компании Guillaume Pepy в интервью газете La tribune назвал двух главных конкурентов SNCF — это Google и BlaBlaCar. Если коротко, потому что обе эти компании создают условия и возможности для людей отказаться от слишком дорогих и неудобных услуг SNCF.

Почему дорогих — понятно. Почему неудобных — потому что люди хотят иметь возможность совершать поездки от двери до двери, а не делать крюк до вокзала, меняя несколько транспортных средств и покупая несколько билетов в разных кассах.

Руководство SNСF не только знает о своих недостатках, но и старается их решать. Осенью прошлого года запустили свой райдшеринговый сервис Idvroom (аналог BlaBlaCar). Недавно начали продавать годичные абонементы на пользование скоростными поездами IDTGV, заявляя, что для частых пользователей цена поездки окажется дешевле, чем через сервис совместных поездок.

Другими словами, SNСF не просто старается повысить качество своих услуг, а старается не потерять тех клиентов, которые у них пока есть.

Если представить, что похожая ситуация с отмененными электричками сегодня произошла бы во Франции, то события развивались следующим образом. Сокращенные сотрудники SNCF и тех депо, что обслуживали снятые с маршрута электрички, устраивают протестный митинг. Приезжают десятки журналистов освещать это событие. Им дают интервью возмущенные представители профсоюзов. За их спинами стоят с плакатами те, кого они защищают.

Кого-то не хватает? Правильно — самих пассажиров. Потому что большинство из них уже давно и благополучно пользуются райдшерингом. А те, кто до сих пор не пользовался, после отмены электричек — начали.

Я не шучу. Если выхватить из толпы первого попавшего француза и спросить его, как можно дешево поехать из Лиона в Париж, он не задумываясь предложит вам райдшеринг. Каждый водитель-француз знает о возможности экономить на топливе за счет пассажиров-попутчиков.

Это приводит к тому, что SNCF принимает все свои решения осмотрительно. Ничто кроме конкуренции не может заставить бизнес думать о качестве и доступности своих услуг.

Интересный случай произошел в августе прошлого года в России. Тогда на ближайшие даты на сочинском направлении у нас на сервисе (поиск попутчиков, с которым можно разделить транспортные расходы) было в среднем 100−150 опубликованных предложений о поездках. Когда же на перегоне Дагомыс-Сочи произошло дорожное замыкание и на несколько дней поезда перестали ходить, то количество опубликованных поездок по этому направлению увеличилось до 300. После того, как ситуация разрешились, цифры опять вернулись к среднесуточному показателю.

SNCF и РЖД — такие похожие и такие разные.

Лучшие комментарии

  • Контекст комментария

    Sergio A-Rzhevskiy BlaBlaCar

    Маленькое примечание: не путайте каршеринг и райдшеринг. Как говорят в Одессе, это две большие разницы. В первом случае вы арендуете машину, во втором — место в машине.
    Что касается вопроса, как попасть в Новосибирск из Москвы. Среднее расстояние, на которое совершают поездки люди с помощью райдшеринга — 340 км. Отклонения в любую сторону становятся «неудобными». Никото не будет пользоваться райдшерингом для поезди на 10 км. Точно так же мало желающих ехать с попутчиком 24 часа. В этом случае удобней либо поездом (можно выспаться), либо самолет — быстро, но дорого. Райдшеринг идеален для поездок от 1 до 4 часов. Хотя направление Москва — Питер самое популярное в BlaBlaCar. Стоит около 1000 рублей с пассажира.

Добавить 23 комментария

  • Ответить
    Юрий Синодов Основатель Roem.ru, sinodov.com

    Париж-Лион это интересно, но, например, из-за какой-то аварии отменяются маршруты «Москва-Питер»?

    Что-то происходит с аэропортами Барнаула и Новосибирска? Как туда из Москвы при помощи кар-шеринга попасть?

    Все разные, да

  • Ответить

    между москвой и питером тоже порядочно каршэринга, а на вокзале водилы с автобусами пристают. другое дело, что blablacarом пользуются водители маршруток, несмотря на смешную максимальную сумму, призванную гарантировать, что водители не зарабатывают, и глупость с отображением цен в валютю устройства, но в достаточно большой польше блаблакаром пользуются вообще все

  • Ответить
    Sergio A-Rzhevskiy BlaBlaCar

    Маленькое примечание: не путайте каршеринг и райдшеринг. Как говорят в Одессе, это две большие разницы. В первом случае вы арендуете машину, во втором — место в машине.
    Что касается вопроса, как попасть в Новосибирск из Москвы. Среднее расстояние, на которое совершают поездки люди с помощью райдшеринга — 340 км. Отклонения в любую сторону становятся «неудобными». Никото не будет пользоваться райдшерингом для поезди на 10 км. Точно так же мало желающих ехать с попутчиком 24 часа. В этом случае удобней либо поездом (можно выспаться), либо самолет — быстро, но дорого. Райдшеринг идеален для поездок от 1 до 4 часов. Хотя направление Москва — Питер самое популярное в BlaBlaCar. Стоит около 1000 рублей с пассажира.

  • Ответить
    Sergio A-Rzhevskiy BlaBlaCar

    По поводу водителелей маршруток, которые пользуются BlaBlaCar. Мы сервисом ограничиваем количество попутчиков, которых можно взять с собой. То есть не больше 5. Когда выявляем маршрутчиков, таксистов или других коммерческих перевозчиков, то вот этими руками [показывает свои намазоленные руки] удаляем их. В этом вопросе без жалоб пользователей нам не справиться. Они жалуются. В последнее время чаще. Но не всегда. Иногда, потому что пока не понимают смысла райдшеринга. Иногда, потому что просто нет альтернативы. Но мы растем. Все больше водителей и их потенциальных пассажиров про нас узнают. Все ярче BlaBlaCar становится альтернативой поездам, автобусам, маршуртчикам.

  • Ответить

    Мой маршрутчик был вполне себе норм и добирал через блабла себе места в дополнение к диспетчерской. Не вижу никакого зла в маршрутках и зарабатывании денег, но наверное, вы таким образом пытаетесь избежать ндфл, можно понять, хотя лимиты смешные и не кореллируют с ценами на бензин в стране.
    Чего я не могу понять, так это почему блаблакар предлагает мне выставить цену в рублях или гривных при поездке из польши в австрию, когда я не могу даже понять, сколько мне должен пассажир, а если по совету техподдержки поменять региональные настройки, то выдаёт ошибку, что сумма больше максимальной возможной.
    А, и ещё есть баг с отрисовкой маршрута через промежуточные точки, но это уже совсем оффтопик.

  • Ответить
    Sergio A-Rzhevskiy BlaBlaCar

    Konstantin, мы стараемся держать фокус. Мы райдшеринговый сервис, поэтому с маршрутчиками, совершающими коммерческие перевозки, нам не по пути. Мы позволяем совершать междугородные поездки, поэтому на рынок внутригородских поездок даже не смотрим. И т.д.
    Цена действительно выставляется исходя из региональных настроек вашего смартфона. Выдает ошибку? Не должен, хотя ничего исключать не буду. Нам интересно разобраться в чем проблема, можете сюда прислать свои контактные данные: sergey.arzhevskiy[питбультерьер]gmail.com.
    По поводу прочих багов… Мы стараемся, чтобы их было как можно меньше =)) Мы правда стараемся.

  • Ответить
    ilyak организация, способная на многое

    Пригородный поезд из Лиона в Париж — здесь чувствуется матёрый россиянский эксперт. Зато свою область деятельности пропиарил на отлично.

    Пригородный — это не 340 километров. Пригородный — это 10, 30, 100 километров.

    Франция плотно заселена и дороги там хорошие. В России же, даже не берём если Сибирь всякую, есть посёлок Дно Псковской области. Крупный электричечный узел (по местным меркам), окружённый со всех сторон замёрзшими болотами. Сильно там жителям поможет ваш шэринг.

  • Ответить
    Sergio A-Rzhevskiy BlaBlaCar

    Разве в статье говорится, что Париж-Лион это пригородный поезд?

    РЖД всем помочь не может (есть города, которые поездов в глаза не видели), что уж тут говорить про райдшеринг. Не существует лекарств от всех болезней.

  • Ответить
    ilyak организация, способная на многое

    А зачем в статье про пригородные поезда писать про непригородный поезд?

    «есть города, которые поездов в глаза не видели»
    А есть поселения, где нет дороги вообще.

    Самые большие проблемы с пригородными электричками — из разряда «никак не доехать до школы», «не добраться до почты и магазина», «не выехать из посёлка вообще».
    Это вообще другие сценарии, чем вы решаете. Я не говорю, что ваши решения плохие. Просто они про другое.

  • Ответить
    Sergio A-Rzhevskiy BlaBlaCar

    Повторюсь: нет лекарства от всех проблем и BlaBlaCar не может помочь ВСЕМ в обход электрички «доехать до школы, почты, магазина». Но то, что BlaBlaCar частично решает проблему с отменными электричками можно увидеть по той ссылке, что я привел в пример выше.

  • Ответить

    Станислав, по ссылке все цены на поезда по направлению Мск-СПб на 18 февраля http://goo.gl/kCj8GI
    Если коротко:
    сидящие места — от 833 руб.,
    плацкарт — от 1320−1900
    купе — от 2200 и выше.

    BlaBlaCar — средняя цена 1000−1100.
    При этом не забывайте, что BlaBlaCar — это last-minute решение. То есть пассажиры им пользуется за 2−3 дня до даты отправления, часто в день (!) отправления. Это означает, что дешевых билетов уже либо нет, либо остались те, что возле туалета. Особенно актуально в канун выходных дней и в предпраздничные дни.

  • Ответить

    > Это означает, что дешевых билетов уже либо нет, либо остались те, что возле туалета.

    Не так. Почитайте про политику снятия брони.
    С определенным интервалом билеты порциями поступают в продажу. Желающие могут их купить. Так что купить дешевые билеты за день до отправления, даже за несколько часов — вполне возможно.

  • Ответить

    дешёвые места бывают, только последние обновления ржд.ру снова делают очень затруднительной покупку билетов. билеты снимаются с продажи за минимум полчаса до отправления, глючат ‘мужские/женские/смешвнные/ купе
    Ну в машинах бывают багажники, например, и машина может довезти до дома

  • Ответить

    Петр, я езжу в неделю по два раза. Дополнительные билеты поступают только вместе с дополнительными вагонами, если принято такое решение.
    На участках с динамическим ценообразованием низкой цены на них не будет.

  • Ответить

    «Зачастую называются сроки сняти брони в 15, 10, 7, 5, 3, 1 суток до отправления поезда. В день отправления бронь снимается за 24, 12, 6, 4 и 2 часа до отправления (если к этому времени есть, что снимать). »

    «За 45 дней до отправления поезда большая часть билетов на этот поезд выставляется в кассы.
    За 5 дней до отправления спадает «резерв дороги» — не использованные билеты под коллективные заявки.
    В 21:00 за день до даты отправления поезда (не важно в какое время он отправляется).
    За 24 часа до отправления.
    За 6 часов до отправления.
    За 2 часа до отправления на станции начала маршрута снимается вся бронь. »

    Разные источники говорят схожее.

    В прошедшем году я неоднократно проверял — эта теория моей практикой подтверждается.

    Возможно, если и поломали систему снятия брони, то не везде или совсем недавно.

  • Ответить

    BlaBlaCar — это не сервис для лекого поиска клиентов, не находка для «бомбил». Мы боремся с маршрутчиками, потому что они зарабатывают деньги на своих клиентах. Это не значит, что зарабатывать деньги это плохо. Даже наоборот. Просто у нас другой фокус. Наши водители не зарабатывают, а компенсируют расходы.

    Второй вопрос: Наносит ли это [то, что сервисом пользуются маршрутчики] вред системе? Ответ: да. Это размывает наш фокус. Наши пользователи потом не будут уверены, что они едут с попутчиками, а будут думать, что едут с таксистами.

    Приведу пример. Можно ли на спортивном канале показывать передачи про недвижимость? Конечно, можно. На этом даже можно единовременно заработать. Но только завтра вы потеряете часть своей аудитории, которая перестанет вас считать спортивным каналом. Возможно канал от этого только выиграет (показывать смесь спорта и недвижимости), но скорее всего — проиграет.

    Мы как журнал о рыбалке, который пишет только о рыбалке. Только мы райдшеринговый сервис и позволяем его использовать именно как райдшеринговый сервис.