Карго-блоггеры или «Автора!»

Формат блогов всех заворожил. Давно и крепко. Не думал что придется писать такое в 2010-м году, но популярность этого словечка сыграла со СМИшниками плохую шутку.

Виновата, конечно, не только баззвордовость, но и сама внешняя суть явления. Тысячи приличных авторов регулярно писали в ЖЖ или stand-alone тексты которые хотелось читать. Многие из них, имея неплохой доход вне писательской деятельности, деньгами не заморачивались.

«Оппаньки!» — скорее не сказали, а почувствовали золотую жилу редакторы СМИ. Авторы, которые пишут сами, не требуют оплаты, не предъявляют исков за нарушение авторских прав — это же круто! Тем кто не совсем в теме, стоит сказать, что оплата работы журналистов во многих редакциях — самая высокая статья расходов. Особеннно с учетом того что плюшки-булки-офис снимаются для тех же журналистов и деньги опять же уходят на них.

Соображение логичное, но дальше началась какая-то ерунда. Большинство изданий вместо создания рамок внутри своих сайтов, через которые проходили бы исключительно те тексты, которые укладывались бы в блоггерский формат, начали исповедовать культ карго в чистом виде.

Они верили, что если написать на сайте БЛОГ, добавить к каждому постингу, выцепленному потом и кровью журналиста из ньюсмейкера, фотографию того же ньюсмейкера, у издания будет настоящий блог. За последние четыре года без напряжения можно вспомнить несколько проектов, которые обзаводились такими каргоблогами:

1. Компания «Суп», на начальном этапе своего становления нуждавшаяся в привлечении внимания к своей деятельности, яростно заводила звездам шоубизнеса дневники при помощи блогсекретарей — девочка на телефоне, на которую звезда вываливала свои впечатления, которая публиковала их в блоге. Не все дневники дожили до наших дней, но «Суп» извиняет то, что ЖЖ — не СМИ, да и цель «обеспечить присутствие поп-персон на площадке» была достигнута так или иначе.
2. Тихо угасающий Rb.ru, запущенный Independent в 2007-м году, тоже должен был на старте чем-то выделяться. Естественно, этим «чем-то» тоже стали блоги. С этим было сложно — флаг IM требовал бережного к себе отношения, поэтому в круг блоггеров могли попасть лишь первые лица компаний, вроде Николая Прянишникова (Beeline, а потом Microsoft Russia). За три года — 10 постов.
3. «Эхо Москвы» решило проблему создания карго-блогов легко и изящно: колумнисты стали блоггерами.
4. И так сработала «Афиша» — авторы стали блоггерами.
5. Slon.ru вообще не стал особо грузить ленивых ньюсмейкеров — если человек не особо хотел быть блоггером, его им назначали. В результате чего блоггерами становились не желающие того люди.
6. Infox.ru раздал своим видеоблоггерам камеры-прищепки и периодически их пингует на тему новых постов. Получились и видеоблоги и реклама сервиса конференций Vivavox
7. Lenta.ru сделала блоги для своих сотрудников. Название — columns или «Офтопик».

Пока хватит примеров. Нормальными блогами, обошедшимися без культа карго, оказались, по-моему, лишь два последних случая. У Infox все налицо: как видится так и пишется. У Lenta.ru никто никого силком в колумнизм-блоги не тащит. И вообще раздел называется не «блоги», а офтопик. Остальное — примеры типичного карго-культа или, в лучшем случае, использование цепляние термина «блог» к колумнистам и журналистам.

Зачем и почему это сделано — непонятно. Точнее, понятно для тех проектов, которые только-только запускались и нужно было в презентациях как-то себя обозначить. Так себе и представляю труд человека создающего план развития для нового проекта: в какой-то момент в мозгу определенно загорается лампочка «А еще у нас будут!!! Блоги!!!». В слайд добавляется еще несколько замечаний после чего создатель переходит к следующему слайду. А вот в дальнейшем приходится за свои громкие слова отвечать и блоги все-таки заводить, пусть и с помощью культа карго.

Кого больше всего жаль в этой ситуации — так это безликих блог-секретарей, особенно если ими являются неплохие журналисты. Вместо обычного интервьюера, который в случае удачного текста делит славу со своим собеседником, они оказываются обычными рубилами контента за бабло, без роду имени и племени.

Ньюсмейкеру все едино — у него есть тот проект из-за которого он является ньюсмейкером, что и как про него пишут, ему, чаще всего безразлично — любой кого часто поминают всуе к этому привыкает.

Но вот людей, которые умеют разговорить собеседника и извлечь из него интересные истории хотелось бы читать вне зависимости от того с кем и где они разговаривают. А при нынешней системе псевдоблоггерства это невозможно.

Юрий Синодов, главный редактор Roem.ru
sinodov@roem.ru

(редакция Roem.ru всегда готова предоставить деятелям интернет-индустрии возможность публикации своих материалов)

Добавить 14 комментариев

  • Ответить

    @редакция Roem.ru всегда готова предоставить деятелям интернет-индустрии возможность публикации своих материалов@ Интересная статья. Настоящие блоггеры осторожно ступают на котурнах высокого стиля посреди карго-фальшивок? Может, все это и не бизнес вовсе? В смысле интенциональности и «индустрии». P. S. В последнее время RSS-подписка на ключевые слова/локации по блогам позволяет, вроде бы, извлекать полезную информацию. В отличие от. Впрочем, может, я нифига не понял.

  • Ответить
    Алексей Скобелев Markswebb Rank & Report

    К сожалению, статья жалкая, как по форме, так и по содержанию. Во-первых, автор сам сам себе противоречит. Пишет «несколько проектов, которые обзаводились такими каргоблогами» и перечисляет среди них Инфокс и Ленту, а затем этот же Инфокс и Ленту приводит в качестве примеров «нормальных блогов, обошедшимихся без культа карго». Во-вторых, клеймит проекты «цепляющими термин Блог к колумнистам и журналистам», а сам упорно называет Роем.ру блогом, а самого себя коллективом этого блога. В-третьих, автор перед написанием статьи явно не затруднил себя изучением вопроса. По статье заметно непонимание и того, для чего медийным продуктам нужны блоги (уж поверьте, не для трафика или «обеспечения присутствия поп-персон на площадке»), и того, насколько те или иные блоговые проекты устроены (как генерится контент, кто и чем мотивирован), и какие результаты показывают.

  • Ответить
    Альтер Эго

    По-моему Юрий правильно описывает ситуацию. Нет потребности у большинства людей ни писать ни читать блоги. Да тема модная, но через какое-то время умрет.

  • Ответить
    Юрий Синодов Основатель Roem.ru, sinodov.com

    Oddboy, это не противоречие, а дефект текста вызванный переписыванием пары абзацев. Смысл в том, что блоги ввели многие, но у многих это интервью с выкинутым интервьюером, а не блог. Что касается фразы «коллектив блога Roem.ru» — можно уже за три года и привыкнуть и считать это моим псевдонимом. Что касается чужих текстов, попадающих в инсайды — у меня четко указано, что при желании подписаться — это можно сделать. Если по мотивам подсказанного я делаю новость — четко указывается, что тему подсказал читатель. Если бы они еще при этом бы и подписались — указал бы персонально, но пока такого пересечения не было. И да, конечно, не затруднил историей вопроса. Сижу во всем этом уже полдесятка лет незатрудненный. У меня нет особых претензий, кстати к Афише и Эху, по большей части. Суть же того, что мы потеряли, указана достаточно четко — не видно автора, в тех случаях, когда из интервью делают блог. Это указано как в заголовке так и в последнем абзаце текста. Вы в Афише в несколько другой ситуации, просто взяли название. Тут невелика потеря.

  • Ответить

    Юрк, я ж тебе объяснял уже, не надо тут писать про сми, это совсем другая отрасль. Ну смотри, у тебя за неделю к провокационной в общем-то статье четыре комментария. Дурацких (извините, ничего личного). Хочешь в эту сторону — давай сделаем уроем.ру про сми, нивапрос. Инвестора найди только.

  • Ответить
    Альтер Эго

    Щетаю, надо делать. Денег найдем. Юра, соглашайся. Варванину дадим 14%. Ну чтоб сразу не соглашаться на его предъявы.

  • Ответить
    Альтер Эго

    Зайка. Не надо метаться по тредам. Иди в свой тред и отвечай на поставленные вопросы.