ФАС и Gett таки не дали «Яндексу» купить «Везёт», и он решил выкупить долю Uber

«Яндекс» думает о том, чтобы выкупить долю Uber (38%) в совместном предприятии компаний вместо IPO «Яндекс.Такси», рассказали «Блумбергу» два информированных источника. В конце марта Uber оценивал свою долю в $1.24 млрд.

А Федеральная антимонопольная служба России запретила сделку по приобретению Яндексом агрегатора такси «Везёт» вместе с его брендами «Fasten», «Лидер», «RedTaxi» и прочими.

«Яндекс» объявил о намерении купить «Везёт» почти год назад, в июле 2019 года. Намерение вызвало негодование сразу двух основных конкурентов: израильской Gett (которая вообще давно не любит Яндекс) и Mail.ru Group, которая выдала компании конвертируемый заём и считала себя имеющей право на долю в ней. О намерении MRG купить долю в «Везёт» было известно ещё в 2018 году. Сама «Везёт» находила претензии «Мейла» беспочвенными: «заём был возвращён, а правом по приобретению доли MRG не воспользовалась».

Директор Gett в России Максим Жаворонков заявил, что сделка с «Яндексом» приведет к монополизации рынка, росту на 20% цен для пассажиров и на 5%-10% -- комиссий для водителей. Тогда же Дептранс Москвы посчитал, что доля «Яндекса"+Uber в Москве составляет 68%, «Ситимобил» -- 19%, Gett -- 5,7%.

Решение ФАС зависело от того, к какому рынку она припишет участников сделки. Это мог быть «рынок перевозок», который больше, чем такси, и тем более -- чем такси, заказанные через приложения. Это мог быть «рынок организации информационного взаимодействия водителей и пассажиров такси».

В ФАС на готовящуюся сделку пожаловалась Gett и предложила ведомству оперировать термином «рынок цифровых агрегаторов такси». По оценке ведомства, «Яндекс"+"Везёт» займут «70% в географических границах Российской Федерации, свыше 80% в границах девятнадцати субъектов РФ и свыше 50% в границах тридцати двух субъектов».