Оптимизация ’08

Записи велись в обратном хронологическом порядке

Сергей Петренко сказал, что "Яндекс" готовит свой проект о котировках на финансовом рынке

Александр Садовский из "Яндекса" практически в самом начале подколол Google запросом "погода в Урюпинске" по которому ему выдали ссылку на порноархив и предложение определит его дату смерти. Ремарку он адресовал Виталию Федулову.

Основная часть выступления была посвящена задумкам по формированию выдачи. Из доклада Садовского можно сделать вывод, что в "Яндексе" долго и кропотливо думают над каждым компонентом SERP, в частности тематизируя сниппеты и формируя их в зависимости от классификации интереса пользователя. Если он ищет определение - его постараются включить в сниппет. Если ищет книгу - включат цитату из ее начала, чтобы, было понятно, правильно или нет найдено произведение.

Вообще, "Яндекс" стремится быть навигатором в поиске, а не только голым справочником. Если ответ неоднозначен - "Яндекс" может помочь осознать потребность посетителя, подсказать дальнейшее направление перехода.

Думает "Яндекс" об этом уже несколько лет (следы такого подхода можно найти даже в знаменитой рекламе "Яндекса" с Артемием Лебедевым, где перед пэкшотом зависает незаданные вопрос "Деньги е?"). Все мелкие фишки, вроде ответов на вопросы "какой мой IP" или "который час" также помогают пользователю моментально получить ответ без перехода куда-либо.

Вся эта работа достаточно многоступенчатая. В "Яндексе" воспринимают выдачу как целостный результат, где все влияет на все. При этом проводится Usabiltiy-тестирование, а экспериментальные вещи "Яндекс" показывает двум процентам аудитории, после чего изучает их реакцию на нововведения.

При этом приходится бороться с разнонаправленными желаниями - разноплановость и перегруженность выдачи, особенности восприятия пользователя, которому сложно переключаться от абстрактных рассуждений к конкретным ответам и непонятно что делать с массовыми запросами, где сложно удовлетворить запросы всех групп - те же подсказки могут приводить к некоторому снижению низкочастотных запросов. В конце выступления Александр объявил о том, что в интерфейсе "Вебмастера" в "Яндексе" теперь можно будет подписаться на уведомления об апдейтах, что вызвало легкую бурю в зале.

Павел Уваров из "Рамблера" рассказал про борьбу со спамом, которой "Рамблер" занимается автоматическим и вручную (причем и при помощи спамеров, стучащих друг на друга)

Сами типы спама уже известны - дорвеи, клоакинг, линкопомойки, злобные дорвеи, дорвеи маскирующиеся под форумы и галереи картинок.

В сессии вопросов и ответов Павел рассказал, что ассессоров у "Рамблера" нет, сайты он разбанивает иногда сам, иногда по письмам. Платные ссылки, по мнению Павла, это хорошо, риск несут халявные ссылки. На вопрос о падении доли трафикогенерации, он ответил, что никто не может обхъяснить, почему падает доля. Про Google и будет ли он установлен на "Рамблер" - вопрос тоже надо было бы задавать не Павлу, а топ-менеджерам "Рамблера".

Алексей Долотов (Mail.ru), который в последний раз выступал в таком зале в восемь лет, играя на скрипке, рассказывал про подсказки и их использование на поиске Mail.ru

По его словам, 20 процентов пользователей с поиска Mail.ru переходит по запросам-подсказкам, что может влиять на долю поиска Mail.ru, при этом результат может сказываться на общей доле трафикогенерации Mail.ru, но в какой степени - непонятно.

Особо он отметил, что те ресурсы, где пользователь что-то выбирает, сразу увеличивают популярность подсказок, поэтому их использование может быть полезным в каталогах, поисках различных ограниченных объемах данных, библиотеках. Получается так, что чем выше вероятность того, что пользователь не знает зачем пришел или не знает как покинуть страницу, тем больше вероятность того, что он воспользуется подсказкой. При этом на использование подсказок в вебе Рунет переключился только в 2008-м году - до этого были лишь попытки их применения в тулбарах.

Основной интерес у аудитории вызвала возможность накрутки и спама этих подсказок, на что Алексей ответил, что они обновляются достаточно часто, поэтому собрать на них трафик едва ли получится.

Виталий Федулов из Google стал очередным докладчиком-жертвой корпоративной политики Google.

Доклад был, по большей части, ориентирован не на людей, работающих с клиентами, а на тех, кто сам работает со своим сайтом. После краткой вводной о том, что новые типы контента (карты, расписания, изображения, видео, новости) все чаще добавляются в SERP поисковиков аудитории показали, как все это выглядит в Google

В дальнейшем Виталий кратко рассказал, как правильно скормить Google информацию об организации, разметить картинки и использовать Site Map или Site Map для видеофайлов.

Как обычно, намного веселее была сессия вопросов и ответов. Параллельно были заданы вопросы о том, как можно откорректировать неправильную информацию о компании размещенную на карте и удалить ее вообще - по словам спрашивающей девушки, с августа 2008-го года информация о компаниях на картах не сохраняется или не обновляется. Интерес у аудитории вызвало и высказывание Максима Азарова, что для закрытых продуктов Google API для карт использовать не стоит - бесплатно так нельзя, а деньги брать Google пока не научился.

На вопрос о пробках от Google, которые поклонник Google попросил сделать именно Google, так как пробки "Яндекса" вызывают у него вопросы, Максим Азаров отметил, что "Яндекс" пробки монополизировал, но они, конечно, очень хотят сделать у себя такой функционал. (И уже не первый год - Roem.ru)

Борис Омельницкий (Бегун) также выступил с обозрением влияния кризиса. Отметил, что потребительская активность пока не упала: подросли ставки в досуге, бытовой технике, компьютерной технике, красоте и здоровье и образовании

Упали финансовые услуги, строительство, логистика и немного промтовары. Тем не менее и "Бегун", как и "Яндекс", смотрит в будущее с оптимизмом - по его данным клиенты контекстной рекламой довольны, она их устраивает, они моментально отслеживают происходящее с их рекламными кампаниями и видят эффективность своих затрат на нее. Также почти половина клиентов "Бегуна" размещается только в Интернете, поэтому они могут отказаться от рекламы только уйдя никуда.

При этом клиенты получают дешевле клиентов из-за снижения конкуренции и ставок, на аукционах. При этом можно спрятаться за кризисом, и отказаться от медийки, которая не влияла на продажи, но не размещать которую было не по понятиям.

Горячая страда наступила, по словам Бориса, у агентств - им надо проявить активность для привлечения новых рекламодателей, которые отказались от "дорогих" агентств и ищут возможности более эффективного маркетинга. При этом стоит уделить внимание тому, чтобы поговорить с клиентом о методах оценки возврата инвестиций, чтобы показать эффективность этой рекламы.

Евгений Ломизе, "Яндекс"
Сразу отметил, что кризис есть. В "Яндексе" рассчитывали, что он скажется не сильно, так как регионы меньше зависят от кредитования, однако как раз из регионов пошли неплатежи, упала цена клика в среднем. Стоимость клика в теме "Финансов" вообще "пашет носом землю" по выражению Ломизе (график цен кликов в этой тематике явно уходил вниз).

Все более менее хорошо в темах "Туризм", "Здоровье", но они не сделали погоды на рынке, который в целом упал.

При этом трафик, число переходов с рекламы - стабильно растет, то есть рекламодатели работают, но намного более осторожно, чем раньше.

В целом, по словам Евгения, можно ожидать перетекания в интернет клиентов из бумажного классифайда, придут клиенты с медийными задачами, возможно в регионах забудут про баннеры. Также он отметил, что возможно стоит ожидать прихода хороших площадок в "Яндекс.Директ" - из-за сокращения доходов с медийки доход от контекста для медийных сайтов может стать более заметным. В техническом же смысле путь развития контекста, скорее всего не изменится - разве что живое общение ближайшие годы будет рулить. Но часть объявлений уже одобряется роботами и Ломизе выразил надежду на то, что их доля будет расти.

Из нововведений можно отметить следующее: "Яндекс" ввел раздельное бюджетирование на поиске и в своей рекламной сети - можно устанавливать другие цены и выбирать, сколько процентов бюджета клиент готов потратить в рекламной сети.

Роман Ковалев, АиП:

Роман сразу отметил, что офлайновые рекламные агентства, обанкротившиеся из-за кризиса, относятся к нему очень серьезно, а одним из спасательных кругов, который поможет удержаться компаниям на плаву, является контекстная реклама

По-прежнему, по его словам, рекламодатели ошибаются при подборе ключевых слов: по "ремонт стиральной машины" все хорошо, все об этой потребности подумали, а вот "ремонт стиральной машинки" - дал намного меньше релевантной рекламы.

Основными же преимуществами контекстной рекламы в данный момент является ее дешевизна и быстрая обратная связь.

Джеффри Пруитт (SEMPO) достаточно далеко находится в будущем - он рассказывал о приходе в конткстную рекламу больших брендов, которые покупают разные форматы контекстной рекламы (текст, медиа, видео), увеличивая свои расходы на присутствие в сети. Также он предсказывает рост популярности систем для единого управления контекстными рекламными кампаниями.

Вопрос Михаила Козлова из "Бегуна" о том, сколько денег тратят зарубежные оптимизаторы на ссылки вызвал фурор - Джеффри его пришлось объяснять двум людям и ведущим, в результате чего он короткот ответил - 5-10 процентов. При этом это уже черное SEO, с которым надо быть осторожным

Сергей Баиров (NetPromoter) в этом году представил обзор рынка оптимизации, к которому, к сожалению, коллектив нашего блога опоздал. Иван Севостьянов, обычно выступающий с докладом на эту тему, решил взять тайм-аут, как он рассказал в кулуарах

Тем не менее, несмотря на смену докладчика, традиционно возник вопрос с репрезентативностью исследования: очень много у Сергея Баирова в исследовании уделено внимания опросу фрилансеров от SEO начавших работать в 2008-м году, которые не делают погоды на рынке, и, вполне возможно, благодаря этому доля денег, затрачиваемых на покупку ссылок в бюджете у него составила 40 процентов.

Добавить 13 комментариев

  • Ответить
    Иван Матвеев Рамблер

    >Павел Уваров из «Рамблера» рассказал … […] >В сессии вопросов и ответов Павел рассказал, что ассессоров у «Яндекса» нет, сайты он разбанивает иногда сам, >иногда по письмам. Всё-таки, я думаю, что Павел из Рамблера говорил про Рамблер, так как асессоры в Яндексе есть и это всем известно.

  • Ответить
    Юрий Синодов Основатель Roem.ru, sinodov.com

    Причины этого у медийщиков понятны — на первый квартал следующего года никто никакой рекламы не закладывает, поэтому на 3 месяца они в ступоре. Что ведет к депрессии, алкоголизму и так далее

  • Ответить

    Видимо, чуя над собой занесенную костлявую руку кризиса, участники и ведущие круглого стола подсознательно устремились в благодатное пионерское детство, величая друг друга и окружающих исключительно товарищами («товарищ вице-президент банка»). Если бы об этом круглом столе второго дня писали отдельную статью, ей бы подошел заголовок «Оптимизация оптимизаторов».

  • Ответить

    Юра, насколько я помню, я сказал следующее «Яндекс сейчас занимается своим проектом о котировках». Если кто не заметил — возможность вывести на главной курсы валют на Яндексе есть лет пять, а с недавних пор туда добавились биржевые индексы, цены на нефть, золото и еще куча всего. Именно про это говорил представитель finance.ua, именно про это я отвечал.

  • Ответить

    Саш, это говорит только о том, что у Google другая рекламная политика. Возможно, ваша политика — верная, однако, как ты помнишь, Яндекс продавал антиконтекст и ничего плохого в этом не видел.