«Известия» нашли желающих добавить НДС к иностранным хостингам и цифровому контенту

Развитие событий: Комитет Госдумы поддержал законопроект об НДС для иностранцев за интернет-услуги (16 февраля 2016)

Россия хочет «перенести» юридическое место реализации цифровых товаров из офисов продавцов к покупателю, сообщил источник газеты «Известия» в правительстве. Минфин пока не в курсе новых планов. Идея в том, чтобы взимать российский НДС даже в случае трансграничных продаж контента или телекоммуникационных услуг. Источник «Известий» предполагает, что норма может появиться до конца 2014 года.

В конце апреля 2014 президент РФ пригласил отечественные компании переезжать на серверы в России. НДС для иностранцев может немного поднять цены и придать переезду в РФ финансовую мотивацию. Сейчас НДС со стоимости телекоммуникационных услуг платят, только если продавец-поставщик находится в России. Иностранные бизнесы свои продажи российским покупателям НДС не облагают. У части иностранцев есть дочки в России (Skype-Microsoft, Google, Mail.ru, Яндекс), у других — только пользователи (Telegram (интересно, что Telegram, который пока не оказывает платных услуг, «Известия» отнесли к платным сервисам), многочисленные европейские хостеры и глобальные CDN).

Обложение иностранцев российским НДС якобы одобрили в 2013 году на заседании налогового комитета Организации экономического сотрудничества и развития. Эта международная организация унифицирует некоторое законодательство стран участников ОЭСР. Россия подала заявку на вступление в организацию в 1996 — ровно год назад считалось, что членство РФ в ОЭСР начнётся в 2015. Однако 13 марта 2014 года Париж приостановил принятие России в члены на неопределенный срок — заморозка увязана с «анти-западной направленностью политики Кремля». Поэтому сегодня привязка действий правительства РФ к соглашениям по ОЭСР выглядит достаточно сомнительно. Для налогообложения отечественным фискальным органам требуется получать сведения и трансграничные выплаты.

Минфин не подтверждает уверенность источников газеты в правительстве. Пресс-служба министерства сообщила, что окончательное решение о внесении изменений в Налоговый кодекс и сроках подготовки соответствующего законопроекта не принято.

Лучшие комментарии

  • Контекст комментария

    Алексей Ровдо Softkey

    Европа действительно эти вопросы разрулила вполне нормально (соответствующие нормативные акты вступили в силу в 2004 году в ЕС). Решение насчет НДС и России надо было принимать еще 5−7 лет назад. В ЕС есть вполне четкие правила определения места положения покупателя и поставщика и есть вполне понятные виды сделок, к которым такие правила применяются. На самом деле все это стимулирует крупные компании отказываться от трансграничных платежей в принципе и открывать полноценные представительства, как это и сделал в свое время Гугл в России. И вот именно Гугл такие нововведения теперь и коснутся в меньшей степени. В целом ИТ-бизнес в России от этого здорово выигрывает, т.к. устраняется явная несправедливая конкуренция. Логично, что те поставщики, кто не платит НДС вообще (а именно так и получается часто в отношении трансграничной продажи), явно выигрывают по отношению ко всем российским конкурентам, которые НДС платят. Замечу еще, что совершенно логично такие правила вводить не только для услуг, но и для товаров, которые продаются физическим лицам (но тут вроде решили просто таможенными пошлинами регулировать).

Добавить 6 комментариев

  • Ответить

    Если с местом дислокации Юридического лица, того кому несут оплату, все более менее было ясно (тут кстати тоже свои могут возникнуть заморочки, так как иногда платить можно третьему лицу, как это часто практикуется к примеру в случае оплаты услуг доставки у транспортных компаний), то, а что такое место покупателя? * Национальность? * Место жительства? * Гражданство? * Место размещения ЮЛ платежной системы? * Место размещения эмитиента валюты, в которой проходит оплата? * Место размещения компьютера, с которого проходила оплата (если вообще такое было, ведь оплатить можно и по телефону) По каждому варианту возможны свои бугагашеньки, начиная от методов определения (налоговикам нужны бумажки, ‘без которых вы какаш…’) и кончая контроля за исполнением и методы противодействия нарушениям. Клиент может иметь двойное гражданство, смешанную национальность неопределенной наружности, быть туристом/бомжом, оплачивать долговыми обязательствами через третье лицо или вообще в bitcoin, нажимая кнопки на своем сотовом, подключенным к сети через роуминг (т.е. платит за связь не по месту нахождения)… И еще, как будем наказывать не исполняющих обязанности? Блокировать транснациональные платежи? Давайте сразу голову на плаху положим… единственный метод дополнительных сборов — ужесточение таможенных условий и сборов, действует только на товарооборот, но не на услуги, чей рынок растет и растет, как на дрожжах, именно из-за сложности такого регулирования. p. s. может хватит, регулировать?

  • Ответить
    Юрий Синодов Основатель Roem.ru, sinodov.com

    Это очень дурная история, но для майских праздников и «Известий» сойдёт. Замечу, что Google AdWords, например, удерживает НДС 18% от оплачиваемых денег (платежи идут через русское ООО Гугл. То есть, я не понимаю, что ещё депутаты хотят забрать у Google, например?

  • Ответить

    Хитро, так их удастся подтянуть под «лицензию на телематику», а значит и под СОРМ, и под Роскомнадзор

  • Ответить

    Европа действительно эти вопросы разрулила вполне нормально (соответствующие нормативные акты вступили в силу в 2004 году в ЕС). Решение насчет НДС и России надо было принимать еще 5−7 лет назад. В ЕС есть вполне четкие правила определения места положения покупателя и поставщика и есть вполне понятные виды сделок, к которым такие правила применяются. На самом деле все это стимулирует крупные компании отказываться от трансграничных платежей в принципе и открывать полноценные представительства, как это и сделал в свое время Гугл в России. И вот именно Гугл такие нововведения теперь и коснутся в меньшей степени. В целом ИТ-бизнес в России от этого здорово выигрывает, т.к. устраняется явная несправедливая конкуренция. Логично, что те поставщики, кто не платит НДС вообще (а именно так и получается часто в отношении трансграничной продажи), явно выигрывают по отношению ко всем российским конкурентам, которые НДС платят. Замечу еще, что совершенно логично такие правила вводить не только для услуг, но и для товаров, которые продаются физическим лицам (но тут вроде решили просто таможенными пошлинами регулировать).