Попытаться взять интервью жанра "итоги года" у Павла Дурова меня заставил дух противоречия. Рунет-общественность еще помнит времена, когда ВКонтакте был закрытой компанией, не привечал журналистов, а из мероприятий сотрудники посещали только технологичный Highload. Но это уже история, за последний год маятник резко качнулся в противоположную сторону.
ВКонтакте регулярно и с огоньком генерирует поводы для новостей и обсуждений - поводы, скажем так, отчётливо-глянцевого характера. Деньги из окна, антисталинистские твиты, обнаженные фотосессии в офисе… продолжить можете сами. Дав прессе и блоггерам время отписаться, в комментарии обычно приходит Павел Дуров и произносит красивую речь, подводя под хулиганство идейный базис.
Иногда только дух противоречия заставляет не забывать, что ВКонтакте - это в первую очередь технологическая компания, в которой очень умные люди делают очень хорошие сервисы. Когда они успевают этим заниматься, если в одной части офиса постоянно снимают обнаженных моделей, из окон другой бросают деньги, с крыши лезут руферы, а двери штурмуют разгневанные правообладатели?
Разгадка оказалась проста: разработчики ВКонтакте не выходят из состояния перманентного брейнсторма. Они постоянно обсуждают нововведения, придумывают нововведения, развивают идеи друг друга и даже шутят нововведениями. А также, собственно, внедряют придуманное. По ходу встречи мне, как подопытному простому пользователю, задали гораздо больше вопросов, чем успела задать я: а пользуетесь ли вы этим? А как вы делаете то? Какой рукой нажимаете вон ту кнопку? Мой ответ на светское "как дела у Роема?" привёл к вопросу "а не дать ли нам пользователю возможность выбирать у себя в тредах лучшие комментарии"?
Я действительно взяла интервью у Павла Дурова. А дома нечаянно стёрла его с диктофона. Какая я молодец, да? На самом деле, да. Потому что если бы я этого не сделала, вы бы сейчас читали очередную речь Павла с трибуны про государство, порнографию и защиту детей от Интернета. Краткое содержание этой речи вы можете прочитать здесь (не забиваешь ты - забивает Пеганов).
Про государство и порнографию мы беседовали под запись, а без записи поговорили о том, в каком направлении ВКонтакте развивался в этом году и куда пойдет дальше. 2012 оказался для всего Интернета годом картинок. Фейсбук поглотил Instagram и начал его переваривать. Пинтерест поставил рекорд, став самым быстрорастущим социальным сервисом за всю историю таковых.
Сам Фейсбук стал гораздо более "картиночным". Например, в исследовании reccomend.ly говорится, что на осень этого года 50-60% контента Facebook Pages, страниц брендов - это фото и видео, по сравнению с 15-20% еще в марте этого же года. Остальные метрики у страниц падают - меньше постов, ниже вовлеченность подписчиков - и только количество картинок и видео растёт.
ВКонтакте не смог пройти мимо очевидного тренда. Фотографии в ленте пользователя начали "не уступать глянцевым журналам". Фотографии стало возможно обрабатывать с помощью фильтров "как в инстаграме" (для каждого фильтра можно регулировать интенсивность применения), добавлять на них надписи. Расширение возможностей аттачей к комментариям наконец позволило скучающим по двачу пользователям разговаривать картинками. Буквально на днях у разработчиков руки дошли и до видео - изменился способ отображения видеозаписей в соответствующем разделе профиля пользователя.
Однако, автора этих строк не очень возбуждают фотографии. Автор этих строк любит писать буквы, поэтому регулярно ноет у себя во ВКонтактике о том, чего ему для написания букв не хватает. Однажды автор строк получил необнадеживающий комментарий:
Однако, в конце ноября-начале декабря обновления для блоггеров вдруг посыпались как из рога изобилия. Лимиты на длину поста, комментария, комментария к репосту были увеличены настолько, что даже патологически многобуквенному автору этих строк больше ни разу не удавалось в них упереться. Записи начали открываться в отдельном слое с увеличенным шрифтом, что, по аналогии с readability-плагинами, сделало гораздо удобнее чтение длинных текстов.
Появилась возможность делать отложенные посты, указывая дату и время публикации. На публикациях "только для друзей" появился хорошо заметный замок - раньше непубличность поста можно было обнаружить, только попытавшись им поделиться специальной кнопкой. Тщеславные блоггеры с совсем недавних пор могут отдельно видеть количество поделившихся записью и удобно просматривать комментарии к каждому из "поделений".
Но блоггерам, как известно, хочется не только писать, но и быть читаемыми. Поэтому у блоггеров во ВКонтакте есть страшный враг - паблики. Развлекательные группы, страницы СМИ генерируют огромное количество постов, в результате единичные тексты у читателей в лентах теряются и редко попадаются им на глаза. Размышления Павла Дурова о том, как можно получать и обрабатывать обратную связь от пользователя по контенту в его ленте, уже привели к медийной истерике "ВКонтакте вводит копку "не нравится"!" Но пока не привели к конкретным действиям со стороны разработчиков. Решение тут требуется действительно нетривиальное.
Наконец, весь год развивался поиск ВКонтакте. Прошлой зимой стало возможно искать по записям и комментариям каждого конкретного пользователя. Этой зимой такой поиск стало возможно ограничить только записями. Появились "локальные хэштэги", которые работают, как в ЖЖ, только для записей владельца страницы. В ближайшее время ожидаются поисковые операторы - "минус", кавычки и т.п. Пойдя навстречу мастурбирующим лицемерам, разработчики сделали "безопасный поиск" - галочка каждый раз по умолчанию возведена и спрятана за лишний клик.
За этот текст меня в очередной раз обвинят в излишней лояльности ко ВКонтакте. Я вздохну и виновато потуплюсь. Сложно не быть лояльной к социальной сети, разработчики которой слышат тебя. Когда ты пишешь у себя на страничке "я считаю, нужно более заметно помечать приватные записи", а назавтра у подзамочных постов появляется иконка замка - это, знаете ли, впечатляет.
Конечно, возможность донести свои желания до исполнителей быстро и напрямую есть не у каждого из 42 миллионов пользователей ВКонтакте. Но люди, которые сейчас читают эту статью, скорее всего такой возможностью обладают. Другие массовые соцсети Рунета - это солидные компании, у которых план разработки и внедрения фич расписан на год вперед. Или вообще заграничные игроки, которые не слышат не то что простых пользователей, а даже рекламодателей, слезно умоляющих "Цукерберг, возьми мои деньги!" Кажется, 2012 год стал для ВКонтакте не только годом, когда мы стали чаще слышать Дурова, но и годом, когда Дуров стал чаще слышать нас.
И ведь это только начало. ВКонтакте сейчас — самая стремительная команда разработчиков. И через год он будет просто неузнаваем. Где то через год…. — Что это? — Это вконтактик — Что?! — Вконтактик! Не узнаешь? — Неа. Ну и хрен с ним — Ну… Согласен :)