TheQuestion: что есть Яндекс? TheAnswer: это замкнутый на себя портал, а не генератор трафика

Вчера глава «Поиска» Андрей Стыскин рассказал о важном моменте в развитии самого известного продукта Яндекса:

К Яндексу [присоединилась команда TheQuestion Тони Самсоновой]. Знания и опыт сообщества экспертов сервиса в сочетании с нашими наработками и технологиями позволят людям получать ответы на самые разные вопросы, даже если в интернете недостаточно информации по ним. В недавнем обновлении поиска «Андромеда» мы добавили возможность быстро получать экспертные ответы в поиске. И мы видим, как растёт интерес к быстрым и качественным ответам прямо в выдаче Яндекса и в диалогах с Алисой. Команда TheQuestion зарекомендовала себя как команда отличных профессионалов и то, что они присоединяются к Яндексу, — это важный момент в развитии нашего продукта.

Нынешний «момент» последовал за рядом схожих моментальных экспериментов или состоявшихся проектов Яндекса — «КиноПоиска», «Маркета», «Музыки», «Дзена». В них Яндекс предпочитает оставить читателя, слушателя, зрителя, покупателя — внутри собственной экосистемы, но не работать генератором посещений для независимых от Яндекса сервисов.

Roem.ru отвечает на вопросы о слиянии TheQuestion и «Яндекса»

Трафик — всё

В феврале 2019 года читатели «Роем!» заметили: ссылки на собственный магазин Яндекса «Беру!» иногда заменяют ссылку на поисковую систему «Маркет». Совместный со «Сбером» e-commerce проект «Беру!», даже на старте, основатели сразу оценили приблизительно в миллиард долларов, десятую часть всего «Яндекса». Позднее руководитель e-commerce проекта объяснил, что однажды «Беру!» может вытеснить очень доходный поисковый «Маркет». Эксперимент по вытеснению проведён.

в-пузыре-yandex

Одновременно выяснилось, что фильмы из собственного кинотеатра, из «КиноПоиска», заменяют на большом Яндексе, привычные ранее ссылки на те же фильмы в сторонних кинотеатрах (чаще в пиратских, именно такие были наиболее популярны и выдавались поисковым Яндексом выше и удобнее, чем копии фильмов на собственном «Кинопоиске» Яндекса).

Кроме пары свежих экспериментов можно вспомнить судьбу состоявшихся проектов. Например эволюцию успешной Яндекс.Музыки. Первые версии этого музыкального сервиса, курировшегося лично Аркадием Волжем, сооснователем Яндекса, раздавали трафик сторонним сайтам. Известная и успешная сегодня «Музыка» — сама владеет лицензией на записи, и сама воспроизводит их слушателям.

Аналогична эволюция «КиноПоиска». В истории проекта была провальная попытка раздавать трафик на коллекцию фильмов кинотеатров-партнёров (так называемый «Маркет для фильмов»), списанные затраты и перезапуск. В обновлённом формате правами на воспроизведение фильмов владеют структуры Яндекса. Для воспроизведения найденного фильма, в результатах поиска не требуется даже нажимать «Пуск». Яндекс любезно начинает показ найденного фильма сам, на собственной странице:

сериал

Четыре года назад первые версии Яндекс.Дзена раздавали посетителей независимым сайтом. Известный сейчас «Дзен» регулярно призывает авторов публиковаться непосредственно внутри «Дзена». Интересно, что читатели косвенно поддержали эволюцию — «Дзен» вошёл в число лучших приложений магазина Google Play за 2018 год по версии рядовых российских пользователей.

А в топ-рунета по данным Mediascope за 2018 год вошёл fb.ru. Это контент-ферма на трафике Яндекса. Большинство текстов сайта составлены так, чтобы они отвечали на популярные запросы в поисковиках.

По статистике Яндекс.Радара лидирующими интернет-проектами Рунета сейчас являются такие площадки, как: ВКонтакте, Одноклассники, Mail.ru (занимается, в частности, «Ответами Mail.ru», это прямой конкурент TheQuestion и «Знатоков» Яндекса), YouTube, Google, Яндекс.Видео, Instagram, объявления Avito, «Дзен», Facebook. Почти у всех перечисленных есть одно общее, неприятное для поисковой компании свойство — «клейкость».

Обитатель соцсети или зритель видео, может открыть сайт из рейтинга утром, полноценно провести на нём весь день и закрыть браузер вечером. За сутки такому человеку ни разу не потребуется покинуть любимую площадку и воспользоваться поиском.

«Музыку», «КиноПоиск», «Дзен» и даже «Беру!» c «Маркетом» связывает рекомендательная система Яндекса, а не только и не столько поисковая машина. У рекомендаций есть две разновидности, автоматическая — однако развитие робота пока упёрлось в очередной технологический «потолок», и «человеческая». В последней разновидности системы фильм описывают не роботы, а зрители. Аналогичная ситуация в «Маркете». С 2018 года Яндекс приглашает писать про товары их рядовых владельцев. После того, как площадка сделала ставку на знания покупателей, глава площадки рассказала почему: «зашкаливают цифры продаж через соцсети», по рекомендациям знатоков.


P. S. Журналистка «Эха» Тоня Самсонова запустила TheQuestion весной 2014 года. Меньше года TheQuestion рассматривался владелицей, как новостной сервис, который ищет ответы на вопросы, недостаточно освещённые традиционными СМИ, как альтернативное издание нового типа — самые заинтересованые читатели спрашивают, а все желающие читают ответы зарегистрированных экспертов на актуальные вопросы момента, не исключая политических. Достаточно быстро Самсонова уточнила концепцию и в публикациях появилась заметная доля вопросов-ответов о быте, о естественных науках и других жизненных обстоятельствах из серии «вечные».

Весной 2016 «Яндекс» добавлял на свои страницы ответы из TheQuestion на неоднозначные вопросы, прямого ответа на которые поисковик найти не мог по его собственной оценке. 3 года назад Яндекс относил к подобным, например, следующие вопросы: «бывают ли сны вещими», «можно ли заболеть от холода», «что делать если соседи постоянно шумят».

Через 2 месяца после интеграции TheQuestion и Яндекса выяснилось, что сервис Тони Самсоновой привлек инвестиции от «владельцев технологических и медиакомпаний». Их имена не раскрывались, позднее выяснилось, что среди инвесторов был Александр Акопов (Амедиа).

Добавить 14 комментариев

  • Ответить
    Альтер Эго

    TheQuestion: что есть Яндекс?
    TheAnswer: это замкнутый на себя портал, а не генератор трафика

    подтверждают Самсонова и Стыскин:

    С 2016 года мы активно развиваем фактовые ответы и всякие быстрые ответы, построенные в основном на нашей базе знаний. […] Ключевое, что нужно понимать с пользовательской стороны, — возможность задавать вопросы и получать ответы прямо в поиске. А позже — во всей экосистеме «Яндекса» [на всех проектах прямо в бывшем «поиске» — будет ответ собственного сервиса Яндекса]. […] развитие направления вопросов и ответов связано с тем, что у нас есть экосистема и «продукты-точки входа» в экосистему сервисов «Яндекса». Пользователи смогут прозрачно заходить в приложение «Яндекса», задавать вопросы, эксперты — отвечать на них. И им не нужно будет дополнительно запоминать какие-то бренды [и выходить из экосистемы]. Главными брендами, на самом деле, в платформе вопросов и ответов являются люди.

    В ответах мы разрешаем партнёрам давать ссылку, делимся статистикой. И мы знаем, что плотность лидов по этим клиентам очень высокая. […] После сделки с «Яндексом» тот же самый партнёр, получая гораздо больше аудитории, получает ещё больше смысла писать ответы на TheQuestion: внимание к качественным ответам увеличится, и если компании будут хорошо писать, то получат гораздо больше читателей. Основной канал монетизации — это вот такие контракты. Понятно, что у нас есть какие-то спецпроектные истории: ты же не откажешься, если к тебе приходят со спецпроектом. Третий канал монетизации — это важная для нас история, когда компания может завести страницу на TheQuestion и отвечать на вопросы про себя. И ещё один источник дохода — RTB-реклама. Спасибо «Яндексу» — теперь наши пользователи будут видеть меньше рекламы и будут более счастливыми [потому, что будут реже покидать Ya-экосистему]. На самом деле, когда ты занимаешься зарабатыванием денег и ставишь RTB-рекламу, ты понимаешь, что она просаживает твои пользовательские метрики.

    Сколько стоит партнёрство? — Это уже не очень актуально. После сделки с «Яндексом» мы дадим компаниям возможность размещаться на TheQuestion бесплатно.

    [хорошо, что в России либеральный ФАС. В некоторых странах запрещено конкурировать демпингом, конкурировать методом «пусть у меня корова похудеет, зато у соседа сдохнет"]

  • Ответить

    В переводе на русский: если раньше Яндекс давал трафик условной Википедии, за что не получал ничего, или сайтам с Google AdSense, где получал прямо скажем, убыток, или сайтам участникам партнёрской сети, где он отдавал половину заработка на рекламе партнёру, то теперь он сможет отдавать трафик на TheQuestion, где он будет забирать 100% заработка.

  • Ответить

    Принципиальная проблема что все будет медленно, но верно деградировать…

    Я как-то даже в переписку вступал с главным редактором (в каком виде участовала Самсонова не помню), но почувствовал что им кроме работы с трафиком мало что интересно, там постепенно увеличивается доля полной мути. Движение в сторону ответы.маил.ру. Но по бизнесу выступили на 1000%

  • Ответить

    изначально история с этим сервисом была похожа на надутие какого то медийного пузыря. сказки про бизнес гения проживающего в лондоне тоню и ответы «экспертов» на вопросы «почему рикардо милос такой сексуальный?». инвестиции от секретных ребят и т. д. со стороны похоже на какую то мутную схему отмытия денех гражданами мальты. хотя там у ребят денег столько что это никому не нужно вроде…

  • Ответить

    Яндекс всё дальше и дальше начинает напоминать Umbrella Corp. Протянет свои щупальца повсюду, и кругом будет один только он.

  • Ответить

    А гугл куда денется?
    Яндексу некуда деваться, на зарубежных рынках его не ждут и внутри страны от гугла спасать тоже похоже не собираются, вот и выжигает все, питается кровосос молодыми стартаперами.

    Есть одна проблема, чем больше яндекс занимает ниш, тем хуже он становится в каждой их них, получается так, что вся российская IT индустрия становится менее конкурентоспособной.

  • Ответить

    Я не о том, что гугл это имеет, а о том, что яндекс заставили на равных конкурировать с гуглом, но не дали ему гугловских денег, поэтому яндекс вынужден становиться IT коробейником, собирать крошки с IT рынка России.

    Надо либо дать яндексу гугловские фин. возможности, либо выкинуть гугл с рынка РФ и запретить яндексу как монополисту, выжигать IT экосистему РФ.

  • Ответить

    Они заплывут жиром, не смогут эффективно делать что-то самостоятельно, им проще будет покупать готовые стартапы, став таким образом центром российской IT экосистемы, перестав ее убивать, каким стал гугл в США.

  • Ответить

    Не исключено, но промедление смерти подобно, если ничего не делать, яндекс под давлением гугла умрет, предварительно уничтожив большую часть IT индустрии страны в конвульсиях. Гуглу диктовать что-то не получится.
    Без яндекса мы станем цифровой колонией, а с учетом будущего главенства цифровой экономики, колонией мы будем во всех смыслах.