Буква конкуренции

Развитие событий: Детективы, которые ищут улики в шрифтах (29 октября 2017)

Предложение министра связи убрать из государственных документов упоминание конкретных шрифтов и форматов электронных документов — не частный случай борьбы за импортозамещение, а попытка шага в защиту конкуренции при госзакупках, считает генеральный директор «Новых облачных технологий» Дмитрий Комиссаров.

Дмитрий Комиссаров, МойОфис

Если конкретные форматы и шрифты будут указываться в конкурсной документации на поставку ПО, компания, не имеющая на них прав, не сможет поставлять программное обеспечение какой-либо госструктуре.

На днях министр связи и массовых коммуникаций России Николай Никифоров на встрече с фракцией «Единая Россия» говорил о том, что необходимо убрать из ведомственных нормативных актов наименования конкретных форматов и шрифтов. Сейчас во многих документах указываются конкретные форматы и названия шрифтов, и это вынуждает чиновников пользоваться иностранным ПО.

Я решил выступить в довольно-таки необычном для себя амплуа и «защитить» министра, хотя чаще приходится спорить с ним по всем ключевым для разработчиков программного обеспечения вопросам. Тема шрифтов меня интересуют с начала 90-х, со времен создания первых шрифтов формата TrueType и русификаторов Windows. Министр затронул достаточно важную тему, касающуюся честной конкуренции, ограничений, налагаемых авторскими правами, и в целом изменения подхода к шрифтам и форматам.

На самом деле, проблема с шрифтами и форматами документов, можно сказать, стара как мир. Впервые права на печатный шрифт были зарегистрированы в Венеции в 1502 году, в Российской империи они впервые упоминаются в манифесте Александра I в 1812 году. С появлением электронных редакторов борьба за авторские права на шрифты распространилась и на них. Сейчас ежегодно во всем мире иски по поводу использования шрифтов исчисляются тысячами, а суммы претензий могут составлять несколько миллионов долларов.

Так, например, в 2009 году бостонская компания FontBureau подала иск на $2 млн к телекомпании NBC за незаконное использование шрифтов Bureau Grotesque, Interstate и Antenna в телевизионных шоу Saturday Night Live, The Jay Leno Show и Late Night with Jimmy Fallon. В 2011 году голландская компания Typotheque подала иск на $2 млн к разработчикам сайта RickSantorum.com по поводу нелегального использования шрифта Fedra. Следующий год был отмечен иском House Industries к NBC на $3,5 млн за использование шрифта Chalet на сайте, так как ранее NBC приобрела обычную лицензию на 36 компьютеров, но не приобрела лицензию для использования в вебе. В марте этого года суд удовлетворил иск Студии Артемия Лебедева» о взыскании с издательства «Эксмо» компенсации за незаконное использование шрифта «Клементина» на обложке книги Татьяны Устиновой, снизив сумму компенсации с 1,5 млн до 150 000 рублей.

Дело не ограничивается требованием платить за лицензию на шрифт, использование многих популярных шрифтов налагает ограничения на использование ПО и даже «железа».

Например, лицензия от Monotype на шрифты Arial, Times New Roman, Courier New не позволяет использовать их на Linux. И когда используется Times New Roman, надо понимать, что ни одной версии Linux с легальным использованием этого шрифта быть не может. Подобные драконовские правила касаются не только старинных начертаний, например, упоминание в конкурсной документации нового шрифта San Francisco и его описания начертания фактически может принудить использовать операционную систему, созданную автором шрифта — Apple.

Как видно, лицензии на многие шрифты и форматы, разработанные различными компаниями, содержат всевозможные ограничения по использованию, поэтому указание конкретного формата в любом выпущенном государством документе, будь то нормативный акт, конкурсная документация или что-либо еще, в конечном счете ограничивает использование программных продуктов, в том числе операционных систем.

В то же время, с начала 2016 года по закону госорганы должны переходить на отечественное ПО, и закупать иностранное только если у него нет российского аналога. Таким образом, если в нормативных актах сохранится требование писать текстовые документы в формате .doc шрифтом Times New Roman, госслужащие либо будут должны вечно пользоваться Windows и Microsoft Office, игнорируя закон, либо, перейдя на Linux, готовиться к судебным искам от Microsoft.

Как альтернатива, существует открытый стандартизированный формат ODF, в создании которого участвовали в том числе российские разработчики и Евросоюз. ODF сертифицирован по стандарту ISO и был создан чтобы не зависеть от конечной корпорации. В России ODF является ГОСТом, в отличие от стандартов Microsoft. На нем также построены Open Office и Libre Office, это официальный формат госструктур Евросоюза. В то же время doc, ppts — закрытые форматы корпорации Microsoft и не сертифицированы этой организацией по ISO.

На раннем этапе разработки офисных приложений МойОфис в 2013 рассматривали возможность сделать внутренним форматом стандарт Microsoft, но впоследствии полностью отказались от этой идеи. Стандарты Microsoft не расширяются и не описаны в достаточной мере. В результате, внутренний формат МойОфис основан на ODF и немного расширен нами, мы назвали его ODX. Формат МойОфис читает и пишет как форматы ODF, так и форматы Microsoft. При этом, благодаря ODF, можем вводить свои элементы. Сейчас мы работаем над форматом единого документа: он объединяет в себе таблицы, презентации и текст, с «закрытыми» форматами подобные инновации были бы невозможны.

Качество документов и их привычный вид от использования альтернативных форматов на базе ODF не изменится. Существуют также высококачественные аналоги популярных шрифтов и их начертаний, которые метрически идентичны и дают такую же высоту и ширину символов. Так, вместо Times New Roman можно использовать сделанный по заказу Red Hat Liberation Serif. Для МойОфис мы также разработали собственный набор шрифтов, порядка 40 разновидностей.

В перспективе было бы оптимально использовать ODF или его расширения в госструктурах. Правильнее просто не ограничивать формат или же использовать формат, который не принадлежит какой-то одной компании.

Отказ от упоминаний в конкурсных документах конкретных лицензированных продуктов, шрифтов и форматов, даст возможность всем, кто работает с госорганами (а это достаточно емкий рынок), не держаться за эти продукты и перенять общепринятый тренд на использование открытых форматов файлов и протоколов. Это важно как с точки зрения отсутствия ограничений, так и потому, что за открытые форматы и протоколы не взимаются отчисления.

Использование открытых форматов файлов, свободных шрифтов в конечном счете расширит выбор пользователей и увеличит конкуренцию, что всегда хорошо для рынка и качества продуктов, а кроме того позволит избежать юридических претензий со стороны правообладателей.

Лучшие комментарии

  • Контекст комментария

    Сергей Уланкин RAWG.io

    Отвечает министр связи Российской Федерации (немного с рекурсией):

Добавить 4 комментария

  • Ответить

    А кто нибуть даст ссылку на точную цитату предложения министра? А то обсуждения ведется вокруг различных интерпретаций предложения, без указания оригинала.

  • Ответить

    Отвечает министр связи Российской Федерации (немного с рекурсией):

  • Ответить

    В общем я согласен с автором, за исключением пассажа, что «лицензия от Monotype на шрифты Arial, Times New Roman, Courier New не позволяет использовать их на Linux». Там нет такого запрета. Шрифты доступны, платить за них не надо, а надо только скачать их и принять ЕУЛУ, которая в общем говорит, что ты не должен эти шрифты разбирать, переименовывать или торговать ими.