Рынок электронной коммерции в Казахстане сейчас напоминает Рунет середины “нулевых”: доля e-commerce в общем объеме розницы составляет чуть более 1%. Этот рынок имеет колоссальный потенциал роста. В 2015 году объем рынка электронной коммерции в Казахстане превысил $11 млрд, в 2016 он должен вырасти еще на четверть. Согласно результатам последних исследований, грядущие тренды рынка – это увеличение числа “мобильных” покупок и объемов продаж казахстанских товаров. Причем, основным каналом сбыта для местных продавцов станут онлайн-маркетплейсы по типу Alibaba.
Средняя Азия – это новый, перспективный рынок для российского интернет-бизнеса, путь к которому открывает именно Казахстан. Почему он? Интерес предпринимателей из России к республике возрос после ее вступления в Таможенный союз ЕАЭС в 2010 году. Казахстан – это “локомотив” Средней Азии. Бывшие советские республики, в частности, ближайшие соседи – Киргизия и Таджикистан традиционно идут за ним по проторенной дорожке, повторяя вектор движения казахстанского бизнеса. Республика комфортна для предпринимателей во многом благодаря усилиям ее нынешнего руководства по созданию развитого рынка, привлекательного для иностранного капитала.
В августе этого года в Казахстане мы открыли свой пятый офис. У нас также работают два офиса в России, два – за рубежом, в США и Чехии. В первую очередь, на новом рынке мы внедрили платежные технологии для предприятий e-commerce различных сегментов, провели интеграцию с ведущими банками региона (включая КАЗКОМ), обеспечили поддержку основных валют (тенге, сома и сомони).
Почему нужно бросить все и ехать делать стартап в Казахстане
С какими трудностями мы столкнулись
Основная проблема была связана с особенностями бизнес-менталитета новой для нас страны. Дело в том, что рынок Казахстана – закрытый. К “чужакам” относятся настороженно: в бизнес-кругах циркулирует довольно ограниченный круг людей, и “новичкам“ влиться в него поначалу бывает непросто. Все друг с другом знакомы: невероятно важно, кого знаешь ты, а кто знает тебя. Большую роль играют родственные связи. При этом, бизнесмены в Казахстане радушны, доброжелательны, уважают иностранцев, особенно россиян.
Лайфхак #1. Ищите партнеров в Казахстане, которые будут помогать вам выходить на рынок и представлять вас по знакомству. В нашем случае роль такого “проводника“ сыграл один из наших инвесторов, Кенес Ракишев. Предприниматель, банкир, венчурный инвестор - его опыт и рекомендации были бесценны.
Лайфхак #2. Закладывайте сроки в два раза длиннее, чем планируете изначально. Предприниматели в Казахстане долго “раскачиваются“, долго привыкают к партнерам со стороны. Любая сделка не может пройти без владельца бизнеса.
Лайфхак #3. Обязателен факт личных встреч и личного знакомства. Физическое присутствие в офисе и радушие “новичка” – крайне необходимы. Все договоренности в нашем случае были подписаны только после личного знакомства с лицами, принимающими решение. Пока не увидели вживую человека, представляющего контрагента – доверия к нему нет. Отношения между людьми очень важны: по этой же причине мы открыли здесь офис, что, на самом деле, изначально не планировали делать. Менталитет сыграл свою роль. Гостеприимство здесь очень ценят.
Юридические тонкости
В целом, с юридической точки зрения, выйти на рынок Казахстан несложно, хотя и возникает множество нюансов. В Казахстане можно работать как отдельное юридическое лицо, или от лица российской компании. Что касается индивидуального предпринимательства, то зарегистрировать ИП здесь можно только при условии получения вида на жительство или отметки в российском паспорте о постоянной регистрации на территории Казахстана. Важно отметить, что государство здесь поддерживает малый бизнес: бизнес-инкубаторы, центры поддержки малого предпринимательства, финансовая помощь, облегченные возможности регистрации бизнеса и т.д.
Комфортные условия для российского бизнеса здесь обеспечивают отсутствие визы, упрощенный порядок трудовой деятельности, процедуры пребывания и регистрации, действуют привлекательные налоговые ставки. Законодательство Казахстана имеет много схожих моментов с российским, в нем несложно разобраться.
Как выглядит интернет-рынок Казахстана и зачем компаниям туда идти
Для каких российских компаний может быть интересен Казахстан
Рынок e-commerce в Средней Азии, в целом, и в Казахстане, в частности, только зарождается, но развивается стремительно. Тот путь, на который России понадобилось больше 10 лет, Казахстан пройдёт за 5 лет, а Таджикистан и вовсе за 3 года. Здесь наиболее востребованы:
- компании, предоставляющие готовые технологии мирового уровня, которые помогут быстро нагнать “отставание”;
- российские интернет-магазины. Ситуация такова, что здесь даже китайские товары, как правило, заказывают на российских сайтах.
Резюме
По нашему опыту, на новом перспективном рынке, который быстро развивается, делать совместные проекты проще. Со своей стороны – мы помогаем не только российским интернет-магазинам выходить на рынок республики, но и их казахстанским коллегам – развиваем культуру безопасных и удобных онлайн-платежей, доказываем, что платить онлайн не страшно.
Казахстан–многообещающий рынок для российского бизнеса. Здесь можно оперативно реализовать инновационные проекты, которые не имеют аналогов в других странах. Причем с предпринимательской точки зрения, казахстанцы ценят российских партнеров и с удовольствием создают совместные, взаимовыгодные проекты.