«Яндекс» стал из свидетеля обвинителем в европейском антимонопольном расследовании бизнеса Google

Развитие событий: Антимонопольный регулятор ЕС хочет получить с Google треть прибыли от «бесплатного» Android — $7,4 млрд (18 апреля)

Еврокомиссия минимум с лета 2014 расследует зависимость Android-приложений от технологий Google. В процессе участвует «Яндекс» и по сообщению «Ведомостей» отечественная компания настояла на смене своего статуса. Бывший «свидетель» Яндекс стал «истцом».

Яндекс, Евросоюз

«Подав заявление в Европейскую комиссию и став равноправным участником дела (до этого с июля 2014 г. мы находились в статусе свидетеля), мы рассчитываем получить возможность комментировать заявления Google и знакомиться с материалами, — говорится в сообщении «Яндекса». — Мы рассчитываем, что Еврокомиссия согласится с нашим мнением и поможет восстановлению конкуренции, обеспечив равный доступ разработчиков к предустановкам на мобильной платформе Android как для приложений Google, так и для конкурирующих приложений». […] «Суть наших претензий к Google в Европе — та же, что и в России»,

— передал позицию Яндекса сайт «Ведомостей».

На родине «Яндекс» смог доказать в Федеральной антимонопольной службе России (ФАС), что Google предоставлял фабрикам электроники свой магазин Google Play на дискриминирующих «Яндекс» условиях. Чуть более года назад разработки Яндекса начали пропадать со смартфонов некоторых марок. В сентябре 2015 российский ФАС установил, что Google Inc и Google Ireland нарушили первую часть 10 статьи закона «О защите конкуренции» о злоупотреблении доминирующим положением на рынке, и подобное нарушение могло препятствовать установке разработок «Яндекса» заинтересованными производителями электроники. Google не были нужны даже те приложения «Яндекса», для которых сами американцы не выпускают прямых аналогов. В свою очередь «Яндекс» не выпускает собственной версии так называемых Google Mobile Services (GMS). Без GMS смартфоны и планшеты не работают привычным для Google Android образом. Поэтому, предоставляя или не предоставляя партнёру GMS, Google мог диктовать фабрикам запреты предустановки поиска или приложений «Яндекса».

Собственных поисковиков-гигантов, сопоставимых с Яндексом или Google, в Европейском союзе нет. Против Google в ЕС выступают такие (часто американские) компании, как: Microsoft, Nokia, Oracle, TripAdvisor, thefind.com, foundem.co.uk, allegro.pl и другие. В свою очередь в некоторых европейских странах есть небольшие офисы Яндекса, коммерческие или занятые разработкой, но не поисковый бизнес. Поэтому о прямой вражде «Яндекса» и Google в Европе говорить нельзя. Отечественный поисковик отстаивает не свой рынок, а свои принципы и потенциальные планы.

Представитель Яндекса рассказал «Ведомостям», что в компании «рассматривают» возможность «географического» расширения бизнеса:

Положительное решение Еврокомиссии может подтолкнуть нас к более интенсивной работе с европейскими компаниями в разных форматах. Например, в формате лицензирования наших технологий европейским компаниям.

Сейчас Яндекс не может даже теоретический выйти мобильный рынок Европы, так как подобное движение блокируется невзозможностью предустанавливать «Яндекс» на [Google] Android для европейских покупателей.

Идее «западного Яндекса», где поисковик продаёт подключения к API уже более 3 лет → Roem.ru

В 2011 году на чешском портале Seznam.cz появился поиск по видео разработанный Яндексом. В 2012 году первой западной компанией, подключённой к Yandex.com через специализированные API, стал достаточно известный, но лишь прессе, поисковик Blekko. Абсолютно независимым от Яндекса стартапом эта компания не была. В 2011 россияне вложили в Blekko $15 млн, генеральный директор Яндекса Аркадий Волож вошёл в совет директоров blekko. К 2015 году эти инвестиции Яндекс «списал».