На фоне остановки поставок литиевого сырья из Чили и Аргентины Россия рискует остаться без источников поступления этого стратегического металла, который нужен, например, для АЭС:
Во-первых, совокупные мировые запасы лития едва превышают пятьдесят миллионов тонн, из которых десять находятся в Аргентине, девять в Боливии, восемь с половиной в Чили, Китай может рассчитывать на семь миллионов тонн, у США шесть с половиной, а у Австралии пять миллионов тонн. Если убрать из перечисленного списка недружественные нам страны и добавить Аргентину с Чили, то несложно увидеть, что нас показательно загоняют в ресурсный капкан и путей выхода из него не так уж много.
Во-вторых, проблема заключается в том, что у России есть собственные залежи лития, прогнозные объемы которых оцениваются в пять миллионов тонн, но наша страна их никогда толком не разрабатывала, предпочитая закупать критически важное сырье за рубежом. Притом что в стране есть как минимум три предприятия, способных хоть завтра наладить промышленный выпуск лития и его соединений. Речь идет о заводах в Красноярске, Новосибирске и Тульской области.
Подземные сундуки со столь нужным металлом не лежат вне пределов досягаемости. Куст месторождений расположен в Мурманской области, разведан литий и в пределах Ковыктинского месторождения природного газа в Восточной Сибири. Его уже не первый год разрабатывает компания "Газпром", и именно отсюда поступает немалая часть газа в трубопровод "Сила Сибири". При этом, повторимся, собственная добыча у нас мизерная.
Однако нужно быть объективным и упомянуть тот факт, что некоторые подвижки в развитии этого сектора начались еще в 2021-м.
Добавить 19 комментариев
Хотел вставить свои пять копеек. На ум приходят варианты:
самая простая идея но зависимая от внешних воздействий: продолжать покупать там же через фирмы прокладки. Выйдет дороже и дольше и ненадежно
определенно стоит присмотреться к разработкам своего лития — вещь в хозяйстве пригодится
наверняка есть страны дружественные где это сырье можно добыть — стоит максимально аккуратно на взаимовыгодных контрактах: скажем при постройке АЭС в африке договариваться на оплату части проекта редким сырьем и максимально это не офишировать
как я понимаю этот литий используется в аккумуляторах и еще кое-где. Возможно ли извлекать его надлежайшего качества при повторной переработке изделий. У меня дома валяется пара бесхозных старых смартфонов: xiaomi, iphone 5se. Если было бы понимание куда можно отнести чтобы от этого был толк — сделал бы с удовольствием хоть завтра, особенно если символическую монетку дадут. в японии друг рассказывал, люди всю технику сдают тк на острове своего сырья мало и его берегут
насчет китая. Насколько я знаю они предпринимают все шаги если уже не приняли, чтобы ограничить экспорт редкоземельных металлов в чистом виде и продавать только готовую продукцию сохраняя за собой интеллектуальную собственность с максимальной наценкой и пользой для себя. Эту технику как продажи изделий, так и их возврат на повторную переработку после вывода из эксплуатации стоит взять на вооружение.
Предпоследняя мысль. Если это такой редкий металл, который может закончиться на горизонте 100-200-итд лет. Возможно стоит подумать как оптимальнее его использовать: где можно отказаться, где издержки и лишние отходы. Физики/Химики будут рады думаю такой задаче.
Думаю истина лежит в комбинации вариантов.
Ну еще последняя мысль по порядку но не по значению. Как так получилось, что поставщики отказали в поставках? Сами боятся санкций и решили подстраховаться и взять паузу, совсем решили отказаться или кто-то им подсказал снаружи или внутри страны, что запрет на поставку этого может сделать больно? Опять же по китаю слышал, они расследуют дела по постановке санкций, так как выясняется, что иногда источником болезненных санкций являются внутренние утечки. Это в тему всяких там допингов и прочего, нужно аккуратно следить за такими вещами.
Там проблема делится на две части: как её решить сейчас, и как её решать потом
Как решать потом — понятно: раскачать свою добычу
Как решать сейчас — понятно меньше: при существенной потребности из батареек нужное количество не достанешь. Но проблема обозначена, хотя бы — дальше есть специально обученные люди над ней думать. Росатом думать умеет.
Есть репортажи из Мурманской обл., где не только литий, но и другую руду НорНикель завозил из-за рубежа. В общем, в собственной добыче мало кто заинтересован и простым гражданам это ничего не даёт.
Второй момент: слышал от эксперта по части аккумуляторов, что большой дефицит и по другим типам: щелочным и прочим, завозимым из Центральной и Восточной Европы, Китая. Значит будем закупать из Китая и третьих стран.
Где чаще всего мы видим литиевые батарейки? Правильно, в смартфонах. В стране нет нормальной утилизации электроники и бытовой техники, пока процветают полигоны. Нужно организововать пункты сбора в каждом районе. Как сейчас это реализовано — для галочки. Японцы на прошедшей Олимпиаде доказали, сколько ценного вторсырья можно повторно использовать, если приложить голову и руки.
А как японцы доказали, что почитать?
Сбора нет, это правда: кучу вещей, которые выбрасывать не стоит, выбрасывают
Но вот как раз батарейки — собирают хорошо.
Статья на РБК про японцев https://trends.rbc.ru/trends/green/611166369a79474f428b4268
Точки сбора или контейнеры есть далеко не везде. Сходу не назову ни одной точки в Москве. Как минимум должны быть в каждом районе. Заявленные магазины или ЖЭУ не соблюдают обязательства. В Подмосковье контейнеры лучше представлены, чем в Москве, но тоже не поедешь в соседний район условного Королёва, чтобы выбросить батарейки.
.
Обычная показуха лишь бы удовлетворить требованиям кококомитета игрищ. Каждый раз аж трясёеётТт, когда вставят в один ряд Японию и экологию. Это же та страна, что издевается над животными и каждую вишенку заворачивает в пластиковый контейнер, предварительно помыв хлоркой с уксусом?
.
Стадионы Олимпиады заморожены и никто не сможет на них попасть, напомнило других дегродов в другой стране. Интересно, тот тупорылый кококомитет вообще заикается при таком подходе об экококологии?
.
Переработка никакого вторсырья невозможна, он просто не должно производиться. Я что-то думала, что после начала вот Этого вот всего уменьшится число машин хотя бы. Нет, как ездили как больные, так и продолжают резвиться от зажратости. Просто ноль сокращений потребления. Продолжаю наблюдение.
.
Их хорошо сробирают только там, где можно повесить табличку "проект финансируется что-то там.. гос..", т. е. максимум одно место в городе. И то, как и японцы, не сомневаюсь, куда потом всё это свозится и каким трактором "перерабатывавается".
Только что выкинул батарейки в специально отведенную емкость в ближайшей "Пятерочке". Таблички с источником финансирования не заметил — возможно невнимательно смотрел. Во время следующего посещения обязательно проверю ее наличие.
Как раз хотел сказать, что они постоянно попадаются в магазинах
Настолько часто, что уже перестаёшь обращать внимание, как обычные мусорные урны
И достаточно много батареек в них.
146% всё показуха. Т. е. если даже японцы удавились своим же японистым гражданам отдать стадионы для посещения, это при их-то минимальных возможностях отдыха в скученных городах (теоретически), тогда о чем можно вообще говорить в СН? "Ёмкость, трактор, полигон".
.
Единственный плюс данных ёмкостей, что аккумуляторы там продаются со 100% скидкой, просто подходишь и берёшь, если надо. Не 100% ёмкость, конечно, но 100% скидка это 100% скидка. Батарейки вообще не покупаю, штук 30 аккумуляторов есть, мне норм, вообще не понимаю, как можно не перезарядить аккумулятор. Как одноразовое кофе или одноразовая маска, прости господи, когда уже их запретят.
Показуха — непоказуха, а японцы делают, пока остальные только говорят. Это наиболее яркий пример. С них надо брать пример, как страна без ресурсов, умеет грамотно распоряжаться вторсырьем, включая завозным. Они даже мусор закупают.
Потребитель хочет покупать чистые овощи и фрукты, а не кусок грязи тащить в авоське из условного Ашана. Можно сократить число пластика и полиэтилена, но тогда получите дорогой картон и упаковочную бумагу. Это не быстрые процессы. Например, стоимость упаковки с доставкой в России в разных продуктах может достигать от 9-10% до 25-30% от стоимости продуктов.
Зачем отказываться от автомобиля, если он служит средством перемещения? Даже дураку понятно, что ни электрички, ни метро, ни трамваи, ни автобусы не решат вопросов передвижения людей даже в относительно небольших странах. В Японии достаточно жёсткие требования к автомобилистам и к автопарку. Лучше за Россию так переживайте.
Закрытие мусорных полигонов = открытие мусоросжигающих заводов. И тут влезли Гринпис и тормозят это дело всей своей тушкой. А без таких заводов будет опять вывоз мусора на полигоны, т.е. эта вся деятельность по сортировке мусора, в каждом доме, магазине — тупая имитация и карго культ.
Содержание и открытие новых мусорных полигонов, запуск современных мусоросжигающих заводов не противоречит концепции раздельного сбора мусора и постепенного повышения числа повторной переработки отдохов. Это сократит по крайней мере число и площадь полигонов. Да, японцы или датчане сжигают мусор, потому что утилизировать абсолютно всё невозможно в сжатые сроки, а главное найти применение вторсырью.
Росатом думать умеет
это на основе чего такие выводы сделаны? вот росэнергоатом не умеет. это умозаключения подрядчика.
Как раз хотел сказать, что они постоянно попадаются в магазинах
ничего, скоро начнёте жить так же как в замкадье, познаете жизнь, хе-хе.
В Нижнем тоже видел
Если Спар решил, что ему надо — ставит по всей стране
Или Вкусвилл какой-нибудь.
На самом деле сейчас вполне можно придушить, с одной стороны, сервисы доставки еды, с другой — порешать проблему с упаковкой
Например: обязать предприятия ритейла принимать определённые типы тары. Сделать линейку упаковок. Причём со стандартными объёмами: 0,5л, 200мл, 1л, 2-3-5л
Никаких 0,875л. В том числе, тех, где есть доставка.
На всё, что в нестандартных упаковках, установить конский сбор. Реально конский, типа 100-200 рублей. Магазинам на земле — пофиг что продавать. Им добавляется обязаловка по приёму тары. Будут артачиться.
Чтобы не артачились — надо убедить, что ещё будут и курьерские службы доставки принимать упаковку. И они-то страдать будут сильнее: у них косты на офлайновое присутствие для клиентов вообще не заложены — а обязательство принимать стандартную тару у всех — будет. Ну или на курьеров спихнут.
В принципе, ничего сложного, только тару надо как-то носить. Или отдавать курьерам из какой-нибудь доставки
Зуб даю: набирать тары будут во всех магазинах, а спихивать её будут курьерам-доставщикам.
Какой-нибудь X5 такую норму проллоббирует радостно тут же.
Я в замкадье живу.
.
Так я же и говорю, что это настолько показуха, что лучше бы они не делали. Именно они и вдолбили мысль, тем же европейцам и вообще всем, что типа, если ты помыл с хлоркой упаковку от тушеной фуги, то Гринпис бежит с медалью. Это не верно. Нужно прийти со своей многоразовой тарой, вот как верно. Причем прийти не в супермаркет, а на рынок, с местной продукцией, курой или у кого что припрыгало.
.
.
Мали ли что он хочет. Понятно, что рептилоиды что только не делали, чтобы подсадить на супермаркеты. По сути, все эти яркие упаковочки и хрючево в них являются русским понятием "гостинец", а он не предназначен для повседневного употребления (ни с точки зрения полезности, ни с т. з. деняк). Если человек приперается в супермаркет, и напихивает телегу разноцветного хрючева ежедневно — это повод подумать, но ему некогда, колёсики уже гнутся.
.
.
Судя по тому, как Китай очкует и ограждается, возможно, быстрее, чем кажется)) Ситуация-2402 тоже так-то предсказуемой совершенно не выглядела. Так и с упаковочкой и вообще с мировым порядочком хз что будет. От потепления климата Китай целиком не затопит, но раз ковидобесятся, то возможно, и этого не хотят.
.
.
Отличная НЛП-фраза, действительно, раньше решали, а теперь ну куда там общественному транспорту.
А где-то был эксперимент?
Очевидно, есть ряд ситуаций, которые не могут быть решены общественным транспортом. В большинстве случаев связаны все эти ситуации с наличием габаритного груза: сумки, ребёнок, лыжи, труп в багажнике и т.п. Но в целом-то движение на личном автотранспорте в загруженных городах не сильно и обосновано. Если бы все такие необязательные поездки перевести на общественный транспорт, было бы неплохо, по-моему. Одних "заградительных" цен на парковочные места недостаточно :-)