Y Combinator в 2008 и 2015: еда, пиво, фандрайзинг и софт

Развитие событий: Y Combinator даст Hacker News больше автономии и поставит во главу модератора (30 сентября 2015)

CEO YesGraph и сооснователь Tipjoy Иван Киригин побывал в акселераторе Y Combinator дважды — в 2008 и в 2015 году. Многое изменилось: стартаперов стало больше, а связи с экспертами слабее. Киригин поделился опытом, на что нужно обращать внимание в Y Combinator, что и кто может помочь молодым предпринимателям и как правильно подготовиться к фандрайзингу.

***

Мой стартап YesGraph только что прошёл через зимний курс Y Combinator 2015 года. Это моя вторая компания – до этого я прошёл YC зимой 2008 со своим первым стартапом Tipjoy. Очень многое изменилось и очень многое осталось прежним с тех пор. Что ж, посмотрим, что именно.

Масштаб

Зимой 2008 в курсе участвовала 21 компания. Зимой 2015 - 116. Как вы думаете, что должно было измениться, чтобы такое случилось? Сей текст появился благодаря изменению масштаба YC.

Внимание

Главное в YC - сосредоточенная работа по созданию своего стартапа. Люди из YC говорят это более высокопарными словами, но по факту от вас требуется:

  • Программировать и общаться с клиентами;
  • Есть, спать и заниматься спортом.

Вы обязаны делать только это и ничего другого. Забудьте о найме, фандрайзинге, долгосрочном бизнес-планировании, посещении конференций, отдыхе (очевидно) и обо всём, что не касается вашего здоровья и благосостояния вашей компании.

Запрет на найм был особенно тяжек для меня, потому что зимой 2015 мы подняли $1M ещё до YC. Мне очень хотелось нанять дополнительных сотрудников, но стал я это делать только сейчас. Зимой 2008 мы собрали 50 тысяч долларов от друзей и родственников и это, естественно, ни к чему не привело.

Участники

YC начинал как компания с четырьмя сотрудниками-основателями и вырос в компанию, в которой больше 20 сотрудников на полной ставке и много совместителей. Пол Бакхейт  всегда был рядом с нами зимой 2008, хоть я не знаю, был ли он официальным сотрудником-совместителем YC. Он инвестировал и давал советы компаниям нашего потока. Кэролин Леви (Carolynn Levy) тогда ещё работала в WSGR (крупная американская юридическая компания — Roem.ru), но приходила, чтобы поделиться опытом. Кейт Курто (Kate Courteau) тоже была рядом, но опять же не официально (не считая её великолепной работы как архитектора здания YC).

Теперь с дюжину выпускников YC вернулись в него как сотрудники на полную ставку. Эта возрастающая интеллектуальная мощь – главная причина, по которой YC растёт: мы расширяемся горизонтально. Все хотят встретиться с Полом Грэмом, потому что на его эссе выросли многие стартаперы (включая Павла Дурова – Roem.ru), но в днях недостаточно часов, чтобы Пол смог встретиться со всеми. Пол скоро совсем сменит образ жизни в пользу более спокойного - сейчас он уже только иногда даёт консультации, на которые почти во мгновение ока народ записывается под завязку.

Группы

YC попробовали, как в старые времена, разделить учебный поток на группы, за каждой из которых стоит свой особый патронаж. Поэтому вместо того, чтобы разговаривать с Полом Грэмом и Джессикой Левингстон, в этот раз я в основном общался с Гэрри Таном (Garry Tan) и Джастином Каном (Justin Kan).

Пол Грэм – своеобразный отстранённый и язвительный автомат по выдаче советов. Уверен, что он не знает, что из себя представляет YesGraph. Наш последний разговор был больше похож на коктейльную вечеринку, чем на консультацию в рабочие часы. На самом деле у меня не было официальных консультаций ни с Полом, ни с Джессикой, ни Тревором, хоть у нас и были неформальные разговоры. Здорово вернуться будучи выпускником, потому что это как встречаться со старым другом, которого довольно давно не видел.

Работа в группе

Еженедельные обеды в 2008, когда в YC было гораздо меньше компаний, придавали YC ещё более личный характер. YC попробовали воспроизвести это в своих консультациях. Надо сказать, YC всегда экспериментируют, всегда меняются. Я, возможно, пропустил предыдущие варианты и точно пропущу следующие.

Вопросы могут быть полезны для группы. В большинстве своём компании мечтают увеличить продажи и пытаются вырастить свою аудиторию.

Зимой 2008 было больше демоверсий продуктов и отзывов от основателя к основателю, нежели чем в 2015. Было больше советов по улучшению продукта и меньше советов по росту.

Связи

Связи между выпускниками YC огромны. Изумительно, когда можешь связаться с таким большим числом компаний и людей вокруг них. С другой стороны, у тысячи человек не может быть тесного круга общения. Вместе с ростом числа контактов, сами они ослабляются. Сэм Альтман говорит «Вы не можете просто так написать, например, Дрю Хьюстону из Dropbox. Уважайте личное время людей».

Я полностью согласен, но в 2010 я начал работать в Dropbox благодаря тому, что написал email Дрю.

Бывать здесь во второй раз занимательно, потому что я, в общем-то, уже был частью команды. Но иметь опыт управления компанией из YC и непосредственно управлять ей сейчас – разные вещи.

Ужины

У YC 2015 есть шеф-повар. В 2008 у нас был Пол Грэм и кастрюли с бурдой. Так обычно называли эту еду, но мне она на самом деле нравилась! Здесь до сих пор не подают пиво, что мне кажется слегка странным. Стартаперы иногда приносят своё.

Разговоры за едой великолепны. В 2015 нас больше. Кажется, в 2008 было больше миллиардеров. С другой стороны, я уверен, что стартапы, только что вышедшие из периода падения, более ценны для молодых компаний. В 2008 Эван Вильямс на самом деле не знал, почему Twitter выстрелит. В 2008 Марк Андриссен силён как лев и подаёт убедительный пример «двойного экспоненциального» роста платформы Ning. Платформы, которая завоюет рынок социальных сетей на заказ.

Советы

К настоящему моменту я уже знаком со многими замечательными людьми в IT индустрии. Ото всех самых важных людей в индустрии я слышал лекции. Я мог предсказать с абсолютной точностью, как инвестор посоветует стартаперам презентовать свои проекты. Я успешно представил свой стартап многим инвестором и ходил к ним за советами.

Но есть кое-что очень полезное в выслушивании элементарного. Всё не так сложно, как тебе кажется. Ты не особенный. Всё, что тебе нужно для того, чтобы победить - это работать (писать код и говорить с клиентами). Рост решает все проблемы.

В 2015 было меньше советов о создании своего продукта, но те советы, что давали, были хорошие. Возможно, дело в том, что сервис, который я создавал, был сложнее и поэтому труднее дать совет по поводу него. Товарищи не собирались подробно изучать присущие YesGraph механизмы машинного обучения и анализа социального графа. Было проще получить совет, как сделать что-то для Twitter в Tipjoy. Многие разработчики сталкиваются со стартапами, успешно прошедшими YC, поэтому я тоже получил несколько хороших советов. Некоторые советы были от партнёра-совместителя YC и основателя Parse Ильи Сухаря (Ilya Sukhar), что хорошо показывает, что вклад партнёров-совместителей значителен.

Лучшие советы пришли в ходе консультаций один на один. Например, с партнёрами моей группы: Гэрри и Джастином, а также с Сэмом Альтманом. Эти встречи были самыми дельными и детальными.

Софт

У YC стало больше приложений для организации бизнес-процессов, но и это всё только начало. Приложение для резервирования времени для консультаций удобное, но в нём нет оповещений. То же самое с форумом на Hacker News. Групповые консультации назначаются с помощью Google Spreadsheets.

В целом, я с очень жду, что они разработают в этом направлении. У LinkedIn есть одна компетенция: поддерживание сети профессиональных знакомств и у них очень плохо это получается в случае таких мощных групп, как YC. Когда YC разработают собственный софт под свои нужды, это будет самый лучший софт. У них определённо есть талантливые программисты, которые уже работают над этим.

Атмосфера

Основатели стартапов нашего потока очень вдохновлены. Ничего здесь не изменилось, и мне это нравится. Многие здесь очень молоды. Ещё больше людей здесь более опытны, чем был я в первый раз. Все хотят победы. Но стартапы — это взлёты и падения и, когда компаниям трудно найти инвестиции, связи YC тут как тут.

Иногда преподавателям YC приходится говорить то, что меня очень удивляет. То, что случается на этапе управления. Я слышал невероятные вещи об идиотах-выпускниках, которые сделали такое, что никто не хочет повторения их опыта. Лекторам YC нужно быть максимально доходчивыми в своих словах, это приводит к тому, что иногда они говорят о том, что очевидно почти каждому. Очень важно это «почти».

Все партнёры YC - великолепные люди. Вот этот пост Джессики Ливингстон – в самую точку. Есть нечто особенное в тех людях, которых нанимают на работу в YC. Их советы часто прямолинейны, резки, но не грубы. В YC царит атмосфера, в которой готовность задать любой вопрос уравновешена индивидуальными советами, необходимыми для решения задач.

Особенности YesGraph

Почему YesGraph подал заявку в YC? Нас не приняли в 2013 году, когда мы подали заявку с идеей по вопросу найма. Слава богу, нас приняли в конце концов, посему я могу рассказать эту историю. Вы удивитесь как много выпускников YC не пускают в акселератор во второй раз – и сколь многим из них всё-таки дают второй шанс.

После того, как мы прошли через пивот, чтобы заострить внимание на росте показателей и поднять новый раунд инвестиций, мы сосредоточились на том, в чём хорошо разбирались. Команда лучше подходила продукту и рынку и в целом наши возможности на победу были выше.

Так зачем было подавать заявку на вступление в YC снова? Советы и связи уже были прекрасной причиной отправиться в YC. Это поможет с наймом и с фандрайзингом.

Для YesGraph в особенности другой важной причиной был факт, что клиенты нашего сервиса – разработчики софта. Наши однокурсники YC оказались прекрасными первыми клиентами, давшими необходимый отклик по продукту. Я говорил со многими представителями компаний о росте, и слышать об их задачах и вопросах и взглядах на мир было изумительно. Такой внимательный подход исследованию пользовательского опыта трудно воспроизвести в обычных условиях, потому что в случае с разработчиками из YC готовность помочь разрешить ту или иную трудность в предоставлении нами сервиса гораздо больше, чем у среднего пользователя.

К тому же было несколько замечательных зародившихся в YC сервисов для разработчиков: Heroku, Parse, Stripe, Docker и другие. Я думаю, они возникли, потому что стартаперы обычно гораздо лучше разбираются в программировании для стартапов, чем инвесторы, и поэтому знают, что нужно стартапам.

Ещё одна причина участия в YC – Demo Day (день презентации финансируемых YC стартапов ограниченной группе заинтересованных лиц – Roem.ru). Я собрал достаточно инвестиций, чтобы сказать, что это в лучшем случае очень тяжело и в худшем случае смертельно. Demo Day – нечто особенное. Многие компании, проходящие через него, даже не подозревают о том, насколько сильно им повезло. Во время Demo Day формируется среда с искусственными дедлайнами и отобранными инвесторами. Если сбор инвестиций это болезненный марафон, то Demo Day это стероиды: с ним проще добраться до финиша и это нечестное преимущество перед остальными стартапами.

Если вы хотите быть с нами на одной волне, попробуйте YesGraph. Мы помогаем вашему мобильному приложению расти благодаря рекомендациям о том, кого пользователям стоит пригласить в ваше приложение. Расскажите своим друзьям о YesGraph.

Добавить 1 комментарий

  • Ответить

    «Сэм Альтман говорит «Вы не можете просто так написать, например, Дрю Хьюстону из Dropbox. Уважайте личное время людей».

    Я думаю, что Сэм имел в виду то, что, как и в случае любого общения, не стоит злоупотреблять и быть навязчивым.
    Я — человек, к YC отношения не имеющий, однако время от времени обмениваюсь письмами с одним из основателей весьма успешной компании — выходца из акселератора (с которым не был особо близко знаком), так что it depends. :)