Вопросы к компании: Что будет делать Microsoft после Nokia?

Развитие событий: Вскрытие трупа: раннее рождение, болезненная жизнь и мучительная смерть рекламного бизнеса Microsoft (15 июля 2015)

Оригинальная статья. Перевод — Interweb Pro.

***

Никого не должно было удивить принятое в среду решение Microsoft списать почти все активы мобильного подразделения Nokia на $7.9 миллиардов. Подобный шаг повлек за собой сокращение 7800 сотрудников. Готовились к нему уже несколько недель.

Непонятно одно — что же будет представлять собой компания Microsoft. По-видимому, она больше не стремится подражать Apple, и это хорошо. Microsoft — софтверная компания, а Apple — компания, производящая гаджеты.

Но здесь может возникнуть новый вопрос: Будет ли Microsoft что-то кардинально менять или займет устойчивую позицию с малообещающим ростом?

Как раз его вы и заметите, если проследите стоимость акций компании на 2015 год.

Wall Street проявила значительную удовлетворённость по отношению к объявленному в среду, а затем и в четверг решению Microsoft. Стоимость ценной бумаги Microsoft упала на 6 центов до $44,24 — это был лучший показатель среди 30 участников индекса Dow Jones Industrial Average, упавшего на 261 пункт до 17,515 пункта. В четверг днем стоимость ценных бумаг выросла на 1,6%, поднявшись на 71 цент до $ 44,94.

Но стоимость акции за нынешний год опустилась примерно на 3,3% — результат хуже, чем произошедшее снижение на 1,1% по индексу Dow Jones, чем ровные показатели по индексу Standard & Poor’s 500 и рост на 4,5% по индексу Nasdaq Composite.

Проблемная ситуация у Microsoft с Nokia начала проявляться еще весной. (Она изначально вызывала много скептицизма.)

Генеральный директор Microsoft Сатья Наделла на конференции Build Conference в апреле

Генеральный директор Microsoft Сатья Наделла на конференции Build Conference в апреле
Источник: Forbes

В своем отчете за третий финансовый квартал, опубликованный в апреле, софтверный гигант заявил о том, что его бизнес не дает ожидаемых результатов и «подвержен серьезному обесцениванию активов» — вежливый способ сказать о том, что бизнес не работает. Выручка от телефонного бизнеса в третьем квартале составила $1,4 миллиардов — звучит неплохо, если не сравнивать с выручкой iPhone от Apple в $40,3 миллиардов.

В середине июня, Microsoft объявила о крупной реорганизации. Глава Nokia Стивен Элоп согласился покинуть компанию. Элоп считался звездой Microsoft, когда был приглашен в компанию вести бизнес Nokia. Его возращение в компанию предвещало занятие им должности генерального директора после Стива Балмера. Вместо этого, лавры перешли Сатье Наделла, который, как вскоре стало известно, был против сделки с Nokia.

С уходом Элопа, Microsoft открыто заявила, что выделенная в отдельный бизнес деятельность Nokia, находится в опасности. В своем письме сотрудникам компании Наделла заявил о решении «создать яркую экосистему Windows, в состав которой войдет собственное семейство устройств Microsoft». Никаких деталей по этому поводу он не указал. Предполагается, что они последуют в отчете за четвертый финансовый квартал после 21 июля.

В конце июня в письме сотрудникам Microsoft, Наделла оповестил о трудном выборе, представшем перед компанией. А в среду, было объявлено о списании активов на $7,6 миллиардов и сокращении рабочих мест — в первую очередь, об увольнении сотрудников, занятых телефонным бизнесом. Сокращения рабочих мест последовали вдобавок к прошлогоднему объявлению об увольнении 18000 сотрудников.

Так к чему же идет софтовый гигант? По данным Fiercecio.com, он сделал семь приобретений в этом году, в основном среди технологических компаний: Datazen, Sunrise Atelier, BlueStripe Software, 6Wunderkinder, LiveLoop, Revolution Analytics и Rquivio. Это небольшие, но умные стратегические сделки, направленные на развитие бэкенд-направления в бизнесе.

Компания утверждает, что новая операционная система Windows 10, которая поступит в продажу 29 июля в 190 странах, предложит огромные возможности. ОС Windows 10 была разработана для ПК, планшетов и мобильных устройств. Наделла хочет, чтобы она стала чем-то большим, чем ОС для фанатов. По его словам, Microsoft хочет, чтобы люди стали «делать свой выбор в пользу Windows» и «любить Windows».

По словам Яна Морриса, торговое предложение компании утверждает, что телефон с установленным Windows 10 будет выполнять функции компьютера. Но кто сделает Windows 10 доступным на телефонах, пока не ясно. Опять же, стоит подождать до 21 июля.

Тестирование бета-версии Windows 10 показывает, что ОС решает много проблем, созданных Windows 8 и как одну из них — сводящую с ума организацию двух параллельных операционных систем. Таким образом, подход «выбора» и «любви» может сработать. Задача компании — защищать свои позиции в отношении ОС от Apple - iOS и OS X, а также в отношении Linux, Android и Chrome.

Но привлечение любви к Windows требует серьезных маркетинговых расходов, которые пока еще не начались. (Раскрою тайну: Мой компьютер работает на Windows 8.1. Эта ОС меня вполне устраивает, хотя я редко пользуюсь плиточным интерфейсом.) Это не означает, что у Microsoft есть проблемы, особенно, когда у него баланс в $95 миллиардов по состоянию на 31 марта, и когда столько глобального бизнеса зависит от его ПО.

Вероятно, вы не видите или не слышите много о том, что же придало компании сил в последние несколько лет. ПО компании Microsoft популярно и его популярность увеличивается. Microsoft Office продолжает генерировать удивительную прибыль. Облачный бизнес компании растет, хотя Amazon.com и является доминирующим игроком в этой среде.

Microsoft видит успех в преобразовании пакета ПО Office в продукт, распространяемый на основе подписки, имеющий возможности облачных сервисов и создающий регулярные потоки доходов и расположения к нему.

Бизнес Xbox остается силой, с которой нельзя не считаться. О технологии HoloLens, которая создаёт голограммы, много говорят. Две пары очков дополненной реальности HoloLens отправляли на Международную космическую станцию, но они были уничтожены, когда космический корабль Space X взорвался после запуска.

Здесь возникает вопрос, который мне кажется актуальным: Насколько ощущается привлекательность продуктов и миссии Microsoft, чтобы заставить нас панически бежать в ближайший Microsoft store? Скажу кратко: Могло бы быть и лучше.

Миссия компании, которую огласил Наделла в прошлом месяце, звучит так: «Наша миссия заключается в расширении возможностей каждого человека и каждой организации на планете, чтобы достичь большего».

Немного расплывчато. Стратегия же вносит больше конкретики:

  • Обновить производительность и бизнес-процессы
  • Построить интеллектуальную облачную платформу
  • Создать более персональный опыт работы с системой

Здесь нет упоминания о телефонах. Может быть, их относят к стратегии по обновлению. Игры, конечно, являются неотъемлемой частью стратегии персонификации. И компания, кажется, стремится уделить особое внимание линии планшетов серии Surface. Реклама в значительной степени отсутствует. В июне Microsoft продал большую часть своего рекламного бизнеса компании AOL. AOL сделает приложение Bing от Microsoft своей поисковой системой по умолчанию.

Вероятно, наиболее интересная часть новой миссии и стратегии компании Microsoft - утверждение, что она будет «клиентоодержимой». В письме своим сотрудникам, Наделла так описывает миссию компании: «Мы должны подходить к изучению своих потребителей и их бизнеса с умом новичка, а затем привносить решения, отвечающие их потребностям».

Обратите внимание на фразу «потребителей и их бизнес». Такой индивидуальный потребитель, как я, не увлекающийся играми, не является большой частью будущего. Но, похоже, это не страшно. Компания Microsoft всегда была более ориентирована на бизнес и на потребителей-организации.

Как же Microsoft организует «клиентоодержимость» в привлечение клиентов - от крупных организаций до малого бизнеса, которые будут заинтересованы в продуктах компании и станут тратить больше денег - намного больше? Этот паззл Microsoft еще придется собрать, что и объясняет плохие показатели доходности компании.

Оценка прибыли Wall Street также не спасает. Выручка за четвертый квартал прогнозируется на уровне $22,07 миллиардов, на 5,6% меньше по сравнению с прошлым годом, с консенсус-прогнозами прибыли в 56 центов, что чуть выше прошлогодних показателей. Выручка, как ожидается, вырастет на 7,7% в финансовом 2016 году до $93,5 миллиардов благодаря запуску Windows 10. Тем не менее, на финансовый 2017 год Wall Street, по-видимому, ожидает повышение на 1% до $94,3 миллиардов.

Добавить 8 комментариев

  • Ответить

    У микрософта единственная правильная стратегия будет сращивание мобильной и десктопной системы. У гугла, хоть это и не актуально, десктопа нет совсем.

  • Ответить

    Патентов нет, названия нет, куча узкоспециализированных профессионалов без работы в маленькой стране.

    Да и за компанию обидно, которая ещё в Империи была создана

  • Ответить

    > Бренд мертвый

    Да, да. Asha, правда, была лидером на развивающихся рынках, а так, конечно, никому не нужная штука.

    Убить надо было Элопа, желательно до принятия решения о закрытии разработки Symbian и Maemo/MeeGo, глядишь, сейчас бы боролись с Xiaomi за Индию.

    > Да и за компанию обидно, которая ещё в Империи была создана

    Ну, эээ. Компания-то вполне жива, вон Люсента-Алькателя покупает за какие-то дикие миллиарды. Потребительский бизнес продолбили, да, но и только.

  • Ответить

    > У микрософта единственная правильная стратегия будет сращивание мобильной и десктопной системы.

    Они это делают так вяло и бестолково, что назвать это стратегией не хочется.
    Если не считать стратегией очередное перепиливание юзерского интерфейса на десктопе и навязывание этого поделия всем.
    В стратегию никак не укладывается выпуск Windows RT, которое не совместимо ни с Windows Phone, ни с декстопной экосистемой. RT было обречено на смерть при рождении. И итерационная разработка версий Windows Phone, которые по сути стали публичными бетами, несовместимыми между собой. Никакой стратегии здесь не было. Потрачена куча денег впустую. Поэтому результат соответствующий.
    Не понимаю людей, инвестирующих в технологии MS сейчас.

  • Ответить

    Asha милый, но нишевой (эконом) продукт, вредный для бренда Нокиа. Он одна из причин смерти бренда.
    Я любил Нокиа, когда они были лучшие телефоны и смартфоны на рынке, лучшие практически во всём. Последний раз я купил Нокиа (уже MS) в этом году за 1000 руб. как трубка на запас — держу его выключенным под рукой. Вот наглядно смерть бренда. Microsoft как бренд заметно сильнее и престижнее.

  • Ответить

    > Asha милый, но нишевой (эконом) продукт, вредный для бренда Нокиа.

    Чейта он вредный? Нокия всегда делала широкую линейку (не с самых низов, но с lower middle сегмента точно), и на ее «бизнес-классе» это никак не отражалось. Так же, как существование яриса и короллы не отражается на престижности крузака, грубо говоря. Ну и географическое разделение тоже никто не отменял, Asha — явление, в основном, азиатское, где «старой нокии» никто и не знал. Она зато приносила деньги, и ее вполне можно было бы использовать как «ступеньку», ведущую пользователей к старшим моделям.

    Но это все соображения, валидные для самостоятельной Нокии, MS-у неинтересные. А чего-то интересного MS-у на момент продажи у финнов уже и не было толком, аудиторию западных гиков и гламурных кис они уже потеряли. Над сделкой не смеялся только ленивый, и все они были правы (и было бы лучше для всех, если бы у MS-овской борды хватило духу турнуть Боллмера в ответ на его ультиматум).