«Яндекс» выходит на рынок картографии — будет продавать свои карты всем желающим

«Яндекс» будет продавать лицензии на использование картографии и API для работы с картами всем желающим, рассказала пресс-секретарь компании Ася Мелкумова «Ведомостям». Поисковик на этом заработает в лучшем случае десятки миллионов долларов — считанные проценты от своих доходов с одной стороны, и существенная доля российского рынка картографии — с другой.

До этого момента Яндекс.Карты можно было использовать только на публичных сайтах, и доступ к ним мог быть исключительно бесплатным. Для отдельных партнеров поисковик делал исключения — например, на картах «Яндекса» работают некоторые сервисы «Мегафона». Однако в общей массе разработчики не могли использовать инструменты и данные Яндекс.Карт в своих продуктах — за это «Яндекс» отключал их от API.

Поисковик задумался о продаже карт после того, как начал делать их сам от начала и до конца, рассказала Мелкумова «Ведомостям». Базовая лицензия обойдется разработчику в 300 тысяч рублей. Ее обладатель сможет в том числе создавать платные приложение на основе Яндекс.Карт.

Технологиями Яндекс.Карт смогут заинтересоваться несколько тысяч покупателей, полагает Мелкумова. Таким образом, поисковик может заработать на картографии ориентировочно от $10 млн, при этом, вряд ли все покупатели придут в течении одного года. Вся выручка «Яндекса» только за 2013 год составила порядка $1,2 млрд. То есть даже при оптимистичном раскладе вряд ли карты принесут «Яндексу» больше 0,5−1% доходов.

В компании это понимают: продажа лицензий на карты не озолотит «Яндекс», говорит Мелкумова «Ведомостям». По ее словам, компания просто пошла на встречу корпоративным пользователям.

Но «Ведомости» приводят еще одну интересную цифру: весь российский рынок географических карт составляет $15−20 млн в год, по оценке поставщика спец картографического ПО Esri CIS. То есть даже если карты «Яндекса» будут покупать по 500−700 штук в год — он может отъесть 30% этого объема.

В последнее время влияние «Яндекса» на рынок сложно недооценивать. Любые движения компании вызывают серьезные последствия. «Деловой мир онлайн» заморозил свой автомобильный проект после покупки поисковиком Auto.ru, отказ «Яндекс» о центров обслуживания партнеров привел к закрытию компании Profit-Partner. Активное развитие Яндекс.Маркета выдавливает с рынка Wikimart, а тестирование «Яндексом» карточек недвижимости заставило беспокоиться владельцев порталов недвижимости.

Но эти действия поисковика, как минимум, влияют на его основную статью доходов — рекламу, на которую приходится 98% заработка. В этом смысле продажа карт — новое направление, которое хоть как-то разнообразит «Прочие» доходы «Яндекса». Кроме того, вряд ли выход «Яндекса» на рынок картографии вызовет драматические последствия — как отметил представитель разработчика карт «Навител», этот рынок очень узкий, с высокой стоимостью входа и жесткой конкуренцией. Среди прочих, здесь «Яндексу» предстоит столкнуться со своим давним конкурентом — Google.

(Обновлено в 14:10): Пресс-служба «Яндекса» уточнила насчет «Мегафона»: «Мы не делали никому исключений. Мегафон использовал API Карт на публичных и бесплатных сервисах. Как и еще многие крупные компании. Коммерческая лицензия API Яндекс.Карт — это лицензия для платных и закрытых продуктов. Внешние бизнесы могут бесплатно использовать API Яндекс.Карт, если речь идет об открытых и бесплатных продуктах. Тот же Мегафон работает одновременно с бесплатной и платной лицензиями — это два разных продукта.»

Добавить 6 комментариев

  • Ответить
    Альтер Эго

    За державу обидно: «Вся выручка «Яндекса» только за 2013 год составила порядка $450 млн.». Вранье, выручка за 13-ый год — $1,2 млрд. Кто-то перепутал год и квартал, видимо.

  • Ответить

    Насколько я понимаю, карты за пределами канонической территории Яндекса (Россия, Украина, Беларусь, Казахстан, Турция) до сих пор не совсем «наши». Это мне каждый раз говорят на вопрос о непереведённых названиях даже городов, молчу уж про улицы. А особенно примечательны у Яндекса карты таких стран, как Ливия, Сирия, Алжир, Йемен.

  • Ответить
    BigBrother Helmet-A

    Очень логичный ход, кто знает — как часто правки выпускают? Оперативные есть? Экстренные? Только я вас очень прошу — сделайте нормальные стили для рендера навтековских карт — а то показывать кому-то текущий рендер очень стыдно — куча детских ошибок.