О пользе эвтаназии

Развитие событий: Facebook решил "убить" изобретателей лайка, соцсеть FriendFeed (10 марта 2015)

Утром 13-го сентября рунетовские пользователи сайта Friendfeed.com обнаружили, что он не открывается. После того, как сайт пролежал несколько часов, осиротевшие гики начали собираться в группу «Френдфид» в Фейсбуке. В том самом Фейсбуке который в 2009 году сделал Френдфиду acq-hire, то есть, купил проект, чтобы получить в штат его команду. Заплачено было чуть меньше $50 млн, $15 млн наличными, остальное акциями.

Что вообще такое Френдфид? Согласно изначальному замыслу, это агрегатор всей социальной активности. Вы твитите, блогите, амазоните, диггаете, слайдшерите, и так далее, и всё это сливается в одну ленту вашей активности везде. Поддерживалось больше 50 сервисов, от банальных ЖЖ и Пикасы до специфических Baidu Space, Seesmic и Polyvore. Сервис работал и в обратную сторону — можно было писать посты прямо там, они бы отправлялись автоматически в другие, соответственным образом настроенные соцсервисы.

Одним переходом команды в Фейсбук приобретение не ограничилось, в Фейсбуке появились некоторые технические «фишки». Например, возможность постить комментарии по email, обновление комментариев и ленты без перезагрузки страницы. Сейчас сложно представить, что в 2009 году в ФБ не было «лайка». А во Френдфиде он был. Откуда и был унаследован Фейсбуком.

А еще до покупки Френдфида Фейсбук пытался клонировать его главную фичу — подмешивание в посты пользователя его контента из других сервисов. Например, записи, расшаренные в Google Reader, закладки из del.icio.us, песни из Last.fm и так далее. То есть, громко анонсированный на F8 в 2011 году seamless sharing — по сути хорошо забытое старое. Переваренная до эссенции ключевая фича Френдфида, впрыснутая в организм Фейсбука, может сработать гораздо лучше, чем попытка четырехлетней давности оторвать фичу у старого хозяина и пришить новому.

Напомним, frictionless, или seamless sharing — это когда вы читаете статьи в СМИ, слушаете где-то музыку, смотрите фоточки, делаете покупки, whatever, и информация об этом — о вашей активности на связанных с Фейсбуком сервисах — автоматически отправляется в ваш профиль. В первый раз у вас, конечно, спрашивают разрешения — в стиле Фейсбука: чтобы запретить, надо знать, где, и вообще — вовремя об этом вспомнить. Совсем не так, как во Френдфиде, где каждый сервис надо настроить руками, где можно в своё удовольствие манипулировать галочками, регулируя экспорт каждого поста. Об экспорте постов из Фейсбука куда-то вообще не приходится говорить: идеология крупных социальных сетей подразумевает создание «интернета в интернете» и засасывание всего и всех в себя, в идеале — полностью и насовсем.

В сентябре 2012 можно с уверенностью сказать, что frictionless sharing «пошёл», сервисов-партнеров становится всё больше, информация о действиях пользователей уверенным потоком льется в бездонные хранилища долинных дата-маньяков. Френдфид стал окончательно не нужен, отчего и закрылся. Почему бы не оставить его как есть? Потому что конкурент. Нет, серьёзно. Френдфид был местом, где люди могли увидеть, как оно могло бы быть иначе. Могли увидеть, как еще можно делать интеграцию соцсервисов. Могли увидеть интерфейс без рекламы (зато с темами оформления, мимими). Он был вопиющей альтернативой, нанооппозицией, а тирану даже такая оппозиция ни к чему.

Подтверждение этой гипотезы можно увидеть в поведении русскоязычных пользователей Френдфида. Не всех, конечно, а некоего гик-кластера, концентрировавшегося вокруг Кукуца и еще нескольких (извините) олдовых айтишников. Будучи активными пользователями Френдфида, они ценили в нем не ключевую функциональность — сбор разных сервисов в один поток. Они писали туда руками классические посты, иногда даже длинные, в ЖЖ-стиле. Вели длинные дискуссии в комментариях. Имела место субкультура с мемами, маскотами, трикстерами и опиньон-лидерами. Это была действительно «элитарная аудитория», люди, которые знали всякие длинные слова и рассуждали о жизни, вселенной и всём таком.

Если это сообщество и субкультура умрёт вместе с площадкой, это будет очень интересно, но очень грустно. Казалось бы, не площадка красит пользователя, а наоборот. Но в фейсбучной группе осиротевшие пользователи Френдфида активно обсуждают альтернативы — новомодный branch или старый-добрый ЖЖ. Фейсбук же многих напугал рекламой, шумным перенасыщенным интерфейсом и отсутствием привычных функций управления контентом и приватностью. В ФРФ действительно удобно хайдить посты и пользователей, заводить приватные комнаты, делить подписки по потокам. Вопиющая оппозиция проповедуемой Цукербергом «открытости». Хотя, конечно, если задуматься о том, что закрытая комната закрыта внутри сервиса, принадлежащего тому же Фейсбуку…

Обсуждение альтернатив выявило единство пока только в одном: ВКонтакте никто в этом качестве не рассматривает. Там обитают люди с пёсьими головами и женщины с утиными лицами. Кажется, что скорее всего бывшие фрф-пользователи размажутся по другим сервисам, станут частью других сообществ и снова будут писать о жизни и Вселенной.

Всё это наводит на философские размышления о чудовищной силе привычки, нежелании ради общения с любимым кругом волевым решением выбрать один сервис, героически сжать зубы, дождаться появления вышеуказанной привычки… Ведь, казалось бы, важнее всего — не потерять друг друга? Не хочется верить, что интерфейс, сколь угодно хороший, действительно может играть какую бы то ни было роль в отношениях людей друг с другом. Это отвратительно и похоже на предпосылки победы роботов в войне машин с человечеством.

А чем может стать для Фейсбука это нашествие френдфидовцев? В масштабах 900 миллионов, конечно, ничем. Но с точки зрения развития соцсети в Рунете превратить в активных пользователей десяток-другой опиньон лидеров может быть вполне полезным. Первый шок у людей, которые попали из мира скриннеймов и аватарок в пространство настоящих имен и фотографий быстро пройдет, альтернатив, как мы уже говорили, пока не видно…

И всё же, Фейсбук был неправ, не усыпив Френдфид безболезненно заранее, позволив ему умереть своей смертью, мучительной и затянувшейся. Позволив потенциальным евангелистам привыкнуть к продукту без будущего. Может быть, если бы Кукуц обосновался в Фейсбуке в 2009, сейчас бы не было заметно ни ВКонтакте, ни Одноклассников?

Ну и вообще, так было бы гуманнее.

Есть компании, которые любят и умеют закрывать сервисы, например, Google или ВКонтакте. Недрогнувшей рукой, несколько сразу, с анонсом в блоге или троллингом пользователей соответственно.

Есть компании, которые не любят и не умеют. Например, Яндекс, который замёл под плинтус 42.yandex.ru, сервис вопросов и ответов, в игровую механику которого вложил всю душу Дмитрий Acerbial Смирнов. Яндекс, который торжественно и громко закрыл только Рейтинг Постов, создававший медийное влияние, и до сих пор устами Воложа говорит в интервью «мы не занимаемся социальными сетями», поддерживая в то же время «Ярушечку». Или вот — Facebook.

Людмила Кудрявцева

Добавить 25 комментариев

  • Ответить
    Альтер Эго

    >Опять ВК оплевали. >Обидно. Читал статью, было очень интересно, но вдруг вижу фразу » ВКонтакте никто в этом качестве не рассматривает. » Меня как из ушата окатили. Так гадко стало. И обидно. Пустышка.

  • Ответить

    Дорогие фанаты вконтактика, имейте, пожалуйста, совесть. Это клёво, что вы такие, что вас ничего вообще больше в жизни не интересует. Но вот Френдфид недавно чуть не умер, и мы тут ему сочувствуем кто как умеет. Давайте вы хотя бы для разнообразия не будете тут истерить, а посидите в уголке и подумаете, например, не связано ли ваше поведение с тем, что умные, бывалые люди не хотят соваться в вашу любимую соцсеть? Это не только вежливое предложение, но еще и объяснение политики дальнейшей модерации комментариев в этом треде. Вы, дорогие фанаты ВКонтакте, лучше сходите посмотрите, что вообще такое Френдфид. Оно познавательно.

  • Ответить
    Алишер Хасанов Интернеты

    Люда, ну что за журнализм™ ??? Кукуца в фрф затащила тусовка, ты просто не помнишь как он высказывался про фрф, такое ощущение что после написания Кукуцем Яндекса он сотворил фрф, что за любовь устраивать мемы и легенды, м?

  • Ответить

    Алишер, прости, мне очень хотелось написать про ФРФ, но даже если бы что-то во мне было от журналиста, я бы не смогла писать про него как журналист. Я слишком лично к нему отношусь, и всё это личное я излила в данный текст. Он несерьёзный, но он очень персональный. Так нельзя, но мне разрешают. Скажи мне пожалуйста, ты считаешь, есть какая-то объективная, правильная точка зрения на то, как появилась рунетовская фрф-тусовочка, как она устроена и почему? Я бы хотела всё про это знать. Уникальное же явление, не?

  • Ответить

    Люда, ты как-то писала что френдфид — это заповедник для гиков. Тусовка там и завелась как раз потому, что туда кроме гиков не лез. (Ну, мне так кажется). Но вообще, конечно же Кукуц там вряд ли основной якорь. И да, некоторые тогдашние нововведения МоегоКруга кажется были сильно похожи на то, что было во френдфидике)))

  • Ответить
    Альтер Эго

    >Может быть, если бы Кукуц обосновался в Фейсбуке в 2009, сейчас бы не было заметно ни ВКонтакте, ни Одноклассников? «Кукуц левой рукой закрывающий ВКонтакте, а правой рукой Одноклассники». 2012, Роем, холст, масло.

  • Ответить

    lifegifted, да тут все хорошо — и фрф, и фб, и вк, и даже гугл. Вот лично вы какому интернет-сервису доверяете свои самые важные мысли? Где у вас самые важные друзья? Что вы почувствуете и сделаете, если этот сервис накроется звездой?

  • Ответить

    Людмила, вы сейчас наступили на больную мозоль. У меня лично нет ни одного сервиса, который я бы считал основным и постил только в него. И от этого мне грустно. Но знаете что иногда делают «гики»? Когда им закрывают гугл ридер с шарингом, они делают свой гугл ридер, с блекджеком и шарингом: oldreader.ru

  • Ответить
    Денис Бесков школа системного анализа

    Люда, первая часть статьи отличная, спасибо! (Ещё бы ей чуть больше структуры и ссылок — ну да хер с ними) А вот про то, как складывадалась русская гик-тусовка впору отдельную статью писать. По моей памяти, проводником/зачинщиком был urbansheep (за которым всегда ходят гики, девочки и девочки-гики в особенности), в дальнейшем развитии сообщества ведущую роль кому-то одному отдать нельзя, кукуц точно способствовал его поддержанию на плаву последние пару лет, но то же можно сказать и про самого же урбаншипа, корвалола и ещё ряд персонажей.

  • Ответить

    Даёшь больше паники по пустяковым поводам. Вроде как «элитарная аудитория» не должна была быть настолько пугливой — ан вот, стоило сервису прилечь, так сразу теории заговора на Фейсбуке пошли обсуждать… Ну и ещё, видимо, Кукуц оказался не столь важен для развития ФБ, коль скоро Френдфид таки продолжил свою работу. Возможно, об этом было решено на специальном совещании в штаб-квартире ФБ (взвесили на весах гнев Кукуца и приход Кукуца в ФБ и решили, что гнев его перевешивает и вообще грозит нестабильностью Вселенной (кою он обсуждает (а может быть, конструирует?) с сотоварищами на Френдфиде).

  • Ответить

    Люда, а я вот считаю Фейсбук парадом пресс-релизов и дутых инфоповодов. Мне там неуютно. И лиц с собачьими повадками там как-то куда больше, ажно 800 миллионов. Но столь ярое игнорирование отечественной соцсети, которая реально по функционалу лучше ФБ — удивляет. При том, что ты сама туда постишь и я там тебя чаще наблюдаю, чем в ФБ — хотя бы потому, что в ВК ВИДНО, а не скрыто тучей нелепой муры и «подмешанной активности», нахер не нужной .)

  • Ответить

    Фёдор, я не понимаю, в чем твоя претензия ко мне. Я просто рассказала о своих наблюдениях о поведении определенной группы людей. Ну не хотят они пользоваться ВКонтакте по совокупности рациональных и иррациональных причин. Возможно, для ВКонтакте это информация к размышлению.

  • Ответить

    Люда, ну ты сама понимаешь, что «там обитают люди с пёсьими головами и женщины с утиными лицами» — это не наблюдение. Если ты цитируешь — ты цитируешь, а это похоже на твою личную оценку, которая вызывает удивление, поскольку мы все в курсе, что все зависит от фильтрации ленты и друзей.

  • Ответить

    А где там хоть какое-то указание на цитату? Это саркастический концентрат наблюдаемого мной отношения. У меня есть своя внутренняя статистика причин неиспользования вконтакте. Среди них лидирует представление о том, какая там аудитория («люди с головами» — это такой намек на один очень давний мем) и о том, какими постами она наполняет ленты своих контактов в этой социальной сети. Почитай хотя бы статью на Луркморе про ВК.

  • Ответить

    Причин, которые ты сама умножаешь этой статьёй .) Ну классическая петля обратной связи же. Вопрос в другом: давно Лурк стал авторитетным источником отношения, концентрируемого в головы и лица? Ладно, я не хочу сильно спорить. Я всё равно иррациональный апологет ВК, скачусь ещё в фанатизм .)