Минцифры отдаст Яндексу рынок мобильного поиска

Закон по предустановке российского программного обеспечения на продаваемые в России устройства планируется расширить требованием "обеспечить использование отечественных поисковых систем в предустановленных браузерах по умолчанию". Участники рынка рассказали "Коммерсанту", что поиском по умолчанию скорее всего будет Яндекс, но формально порядок выбора провайдера предстоит установить правительству. Издание узнало, что Минцифры готовит постановление правительства, дополняющее закон об обязательной предустановке ПО. Постановление о поиске по умолчанию будет касаться только смартфонов и планшетов.

По данным StatCounter, у Google доля мобильного поиска на смартфонах в России -- 54,5%, у Яндекса 44,2% (на планшетах у Яндекса 43,5%). По данным Яндекс.Радара, у Яндекса 55,5% на смартфонах, у Google 43,35%. На сайты со счетчиком "Ливинтернета" владельцы андроид-устройств переходят в 64,6% случаев с Google и в 35% случаев с Яндекса.

В январе стало известно, какие приложения вошли в список для предустановки. В нём оказалось 4 продукта Яндекса и 7 -- Mail.ru Group.

В феврале ФАС установила требования к таким приложениям: ежемесячная аудитория не менее 100 тыс. пользователей, не меньше 100 тыс. загрузок в месяц. Они должны «обеспечивать безопасность, защиту данных потребителей».

Кроме того, программы должны будут «формировать приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей», это названо «значимым для потребителя потребительским свойством технически сложного товара».

Закон об обязательной предустановке российского ПО должен был начать действовать еще летом прошедшего года, но срок вступления в силу был перенесён сначала на 1 января, потом на 1 апреля, потом на 1 июля 2021 года. Штраф за неустановку должен достигать 200 тысяч рублей.

В январе разработчики приложений обратили внимание на то, что закон не обязывает производителей устройств предустанавливать программы на жёсткий диск, а позволяет ограничиться ярлыками, запускающими установку, или окном выбора при первом включении. В Яндексе оказались готовы платить по 25 рублей за устройство, на котором приложение будет полноценно предустановлено.