Яндекс.Деньги и «Тинькофф Банк» об электронных кошельках

Развитие событий: Александр Магомедов, Яндекс.Деньги: «Мы конкурируем не между собой, а с огромным объемом наличных» (14 мая 2015)

Roem.ru поговорил с вице-президентом по развитию мобильных сервисов «Тинькофф Банка» Максимом Евдокимовым и директором по маркетингу Яндекс.Денег Евгением Николаевым о рынке интернет-кошельков — его настоящем и будущем.

Нынешнее состояние

Российский рынок характеризуется огромным количество наличных, считает Евдокимов, и именно это предопределило развитие электронных кошельков, их тесную связь с терминальными сетями и внесение наличных на кошелек.

Совместные усилия государства, банков и международных платежных систем постепенно отвоевывают у наличных долю в общем обороте денежных средств в России. Чем больше будет безналичных платежей, тем больше будет популярность классических банковских продуктов, тем меньше будет востребованность в электронных кошельках.

Тем не менее, по данным TNS за 2014 год, электронные деньги были в тройке самых популярных безналичных способов оплаты у аудитории в возрасте 12−55 лет, приводит статистику Николаев. Про них знали 97% опрошенных, хотя бы раз пользовались — 46%. Отмечается, что электронные кошельки остаются более популярными, чем интернет-банкинг (пользовались 31%) и смс-платежи (37%).

На первом месте рейтинга TNS по узнаваемости (87%) и используемости (22%) Яндекс.Деньги, второе у Qiwi — 49% и 21%, третье место досталось WebMoney — 75% и 19%, после идёт PayPal — 43% и 14%.

Тенденции

Повышение финансовой грамотности населения — важный фактор, который повышает популярность банковских продуктов, сами банки также идут навстречу и повышают качество своих сервисов, в том числе платёжных. Евдокимов считает, что банки особенно уделяют внимание своим дистанционным каналам, сервису в отделениях, партнёрской работе. При этом он отмечает:

Все эти факторы оказывают давление на рынок электронных кошельков. Сопротивляются только такие крупные игроки, как Qiwi и Яндекс.Деньги, продукты которых уже очень тесно переплетены с банковскими.

Николаев, в свою очередь, говорит, что польза от тесного сотрудничества с банками есть: если магазин принимает только банковские карты, то можно платить с помощью «виртуалки», выпущенной к счету, а также можно платить с электронного кошелька даже офлайн — достаточно выпустить к нему пластиковую карту.

В целом, считает Евдокимов, сейчас заметен тренд банков, стремящихся предложить весь тот инструментарий, которым обладают кошельки. Кошельки предлагают удобные способы проведения платежей и переводов, но только банки могут предложить выгодные условия для сохранения и приумножения средств.

Моноприложение или компонент

Существует два разнонаправленных тренда в финансовых продуктах: разделение на монопродукты и объединение всех банковских сервисов в одном приложении, считает Евдокимов. При этом оба подхода имеют свои плюсы и минусы. В «Тинькофф Банке» на настоящий момент развивают ряд моноприложений.

Кошельки не могут оставаться в стороне от других банковских продуктов, говорит Николаев и объясняет на примере Яндекс.Денег:

В интернете пользователи могут хранить в кошельке электронные деньги и банковские карты — пластиковые и виртуальные. К примеру, сейчас бесплатная виртуальная карта Master Card выпускается автоматически при регистрации кошелька в Яндекс.Деньгах. При желании пользователь может выпустить и пластиковую карту Master Card Gold, баланс которой будет равен балансу кошелька. А чтобы не вводить каждый раз данные зарплатной или другой карточки, оплачивая покупки в интернете, можно прикрепить их к кошельку.

Планы

«Мобильный Кошелёк» создавался с прицелом на p2p-переводы, но вскоре после запуска появился ряд законодательных ограничений для переводов, например, обязательная полная или частичная идентификация, в связи с чем приложение было доработано, говорит Евдокимов. Сейчас новая версия «Кошелька» находится в разработке, обещается нечто совершенно новое.

Евдокимов также подчёркивает, что компания ведёт работу и над другими моноприложениями (переводы на любые карты, штрафы ГИБДД), функции которых впоследствии будут интегрированны в мобильный банк.

Яндекс.Деньги держат курс на мобильность, заявил Николаев. В прошлом году у «Яндекса» тоже появились моноприложения: проверка и оплата штрафов ГИБДД и переводы с карты на карту. Кроме того «Яндекс» старается сделать кошелёк более доступным: денежными переводами с карты на карту могут пользоваться даже те, у кого кошелёк не заведён.