Бакунов (Яндекс): мы 100 раз предупреждали Firefox, что Google кинет с партнёрством, в Mozilla не верили

Развитие событий: Google «рушится» для пользователей Яндекс.Браузера, Microsoft, Mozilla, Vivaldi: «переходите на Chrome» (2 мая)

Один из бывших руководителей команды Firefox Джонатан Найтингейл рассказал, что после запуска Google Chrome "корпорация добра" стала виновником десятков и даже сотен "недоразумений" для Mozilla Firefox. При попытке воспользоваться через Firefox Gmail или Google Docs — сервисы не работали, демо-сайты заявляли о "несовместимости". Найтингейл был знаком с некоторыми инженерами конкурирующего браузера и ни в чём их не обвиняет. Однако экс вице-президента обеспокоило поведение Google в целом, на макроуровне: "Когда Google чего-то захотелось — он добивается этого очень эффективно".

И до и после запуска Google Chrome поисковик сотрудничал с Mozilla. До 90% доходов разработчики Mozilla получали за предустановку поиска Google поиском по умолчанию в Firefox. Однако после запуска поисковиком браузера-конкурента, Google Chrome, начались малообъяснимые ошибки с Firefox: "Их можно было бы объяснить некомпетентностью Google", но в некомпетентность Google Найтингейл не верит.

Каждый раз в Google отвечали: "Ой. Это было случайно. Мы исправимся в следующем релизе через 2 недели". Ситуация повторялась снова и снова: "Ой. Еще один несчастный случай. Мы скоро все исправим. Мы хотим одного и того же. Мы в одной команде". Найтингейл резюмирует: "Ошибки случаются, но когда вы видите устойчивую модель “ой” и задержки — вас дурят".

Директор Яндекса по распространению технологий Григорий Бакунов поделился своими воспоминаниями о том, как Google "последовательно изживал Mozilla со свету, продолжая делать вид что они партнеры".

Меня эта история совсем не удивляет, я отлично помню переговоры с ребятами из MoCo в то время. И помню как мы им сто раз говорили что будет именно так, а они искренне верили в партнерство с Гуглом.

Я все еще пользуюсь Firefox и очень доволен этим продуктом. Но что-то мне подсказывает, что такими темпами скоро мы увидим новости “firefox переходит на движок Хромиума”.

[прим.: Яндекс.Браузер изначально создан на основе Chromium]

Первая стабильная версия Google Chrome появилась в декабре 2008 года. Уже в январе 2009 Яндекс договорился с Firefox о замене поиска Google на Яндекс для русскоязычных пользователей. Летом 2012 Яндекс рассказал, что они потеряли договорённости с Mozilla.

Firefox снова предпочёл Google, как казалось тогда — предпочёл внезапно: "Mozilla проинформировала нас несколько дней назад. Возможно, их решение связано с заключенным в конце прошлого года глобальным трехлетним контрактом c Google", — объяснили в Яндексе. Найтингейл рассказал о событиях происходивших 8 лет назад. Соответственно переговоры Mozilla и Яндекса, на которых россияне не смогли убедить американцев, происходили во время действовавшего контракта с российским поисковиком и внезапность решений Mozilla для "Яндекса" была крайне условная.

Яндекс вернулся поиском по умолчанию в Firefox для России в 2015-м году. Как выяснилось через год — Firefox стал богаче, когда прекратил жить на деньги Google. Новые партнёры, Bing, Yahoo, Яндекс, Amazon, eBay принесли разработчикам браузера на 28% больше средств, чем привычный Google.

Добавить 20 комментариев

  • Ответить

    Последнее время, продукты G сами по себе глючные и очень громоздкие.
    Не удивительно, если G тупо поощрает своих сотрудников за «launches» (публичные релизы чего-либо) и похоже неглядя… А если выпущенный релиз продукта глючит, тормозит, кривой, или работает лишь только в Хрром и прочее — это никого не волнует в G.
    Совершенно тупая мотивация сотрудников G на «количество релизов» неглядя. Полный пофигизм. Чем-то напоминает идеологию Китая. Хотя… надо сказать, в некоторых вопросах Китай растет в качестве…

    Кому интересно почитать о бардаке разработки G, то вот —
    habr (.) com/ru/post/429018/

    Ну, а по сути, монополия не приводит ни к чему хорошему, это факт :-\
    Пока школота рауется глючному Андроиду (с предустановленными продуктами владельца) и не осознает это, все это стремится в еще более тупейший мир, который рано или поздно вставит всем платную пдписку в одно место за дальнейшее испольование.

  • Ответить

    Неприличная история. Как так можно? Одновременно: одной рукой убеждать Mozilla, что Google намерен кинуть команду Firefox в пользу собственного браузера Google Chrome (так и вышло). А другой рукой, работать над кодовой базой Chromium, в интересах, типа, Яндекс.Браузера, но параллельно-то и в интересах Google, а не в интересах Mozilla.

  • Ответить

    Так статья-то не про это кидалово, Иван, а про другое.

    Гугл покупает размещение поиска в ФФ, а параллельно пилит свой браузер. Яндекс тоже покупает размещение своего поиска в ФФ, а параллельно пилит свой браузер. Это обычные коммерческие отношения.

    Но с какого-то момента развития хрома гугл начал (со слов Найтингейла) подсирать файрфоксу именно как браузеру. То есть, на своих сайтах делал так, что они глючили именно в ФФ. Звучит конспиративно, да.

  • Ответить

    Я понимаю. Нюанс в том, что пилить браузер Яндекс мог на кодовой базе Firefox, развивая конкурентную к Google платформу. Такие браузеры бывают. На практике же Яндекс пилит браузер на кодовой базе google-браузера, развивая google-инфраструктуру (которая убивает Firefox, и уже убила IE и Opera).

  • Ответить

    Браузерную поляну выжгла еще Microsoft, когда боролась с Netscape 20 лет назад. Теперь действительно идет борьба инфраструктур. И в этой борьбе все методы хороши. Логика монополизации подсказывает и то, какими будут следующие шаги.

    Походу все это приведет к постепенному переходу на разнообразные специфические внутрибраузерные API, которые будут неотделимы от соответствующей инфраструктуры. Например, размещение рекламы AdSense на сайте потребует уже не вставки HTML-кодов, а обращения к специфическим функциям API браузера, как это делают Chrome apps. В этой схеме вообще не остается места для решений, которые не являются частью инфраструктуры.

  • Ответить

    какие-то у Вас бандитские понятия, «некрасивые истории», «Кинуть». Что дальше. когда уже в заголовке будете писать «зашквар»?

    Фоксу бабки платили за партнерство. И в Фоксе это устраивало. Как они могли «убежать» от Гугля. Куда? куда они побежали бы без штанов (на штаны то им платил Гугля). Даже если они (в Фоксе) тоже были согласны, что партнерство это не надолго.

    Почему Яндекс стал пилить на хромиуме — наверно удобней было? может перспективней.

  • Ответить

    Отмазки про неработающий gmail выглядят не очень убедительно. На Chrome пользователи массово начали переходить практически сразу же после его официального релиза, потому что Файрфокс в те времена дико тормозил и жрал память.

  • Ответить

    Нет. На Chhrome пользователи массово начали переходить «не из-за тормозов». Причина другая…
    Банальная реклама (скачать Хруом) изо всех щелей там, где подключен Adsssense.
    А кто подключен к Addsense? Правильно! Большинство популярных крупных сайтов мира, включая Россию! Ктсати, на тот момент подключенных площадок было гораздо больше (требования были чуть мягче…).
    И я еще молчу о том, что самый высокопосещаемый поисковик G впаривал свой браузер в своих топ барах, поисковой выдаче и т. п. внутри поиска и др. сервисов.
    О каких еще тормазах тут можно говорить?… Банально реклама седалала свое дело… А потом параллельно включился Адроид, что еще многократней перетянуло пользователей.

  • Ответить

    В свое время Я.Навигатор выходил с девизом «Мы ни в коем случае не ставим цель в конкуренции с другими производителями навигаторов. Мы просто сделали базовый функционал, потому что можем. И будем делать прикольные штуки, что бы другие навигаторы не спали и знали как можно.»
    Мы сейчас видим чем закончилось…
    Но это речь исключительно про доверие к лозунгам «Мы тут делаем, то же что и вы, но не бойтесь, это другое».
    На одном рынке не будут мирно уживаться одинаковые продукты. И крайне наивно ожидать благородной игры в поддавки или честный раздел рынка с теми кто делает такой же продукт что и у тебя.

    А в случае навигаторов не вина Яндекса, что он мог и бежал быстро быстро, а навигаторы как спали, так и мумифицировались в 2000-ых.

  • Ответить

    Их предупреждали, но те не верили… Ну что ж, тогда вполне закономерная концовка. Думать головой же надо, а не верить.

  • Ответить

    >А в случае навигаторов не вина Яндекса, что он мог и бежал быстро быстро, а навигаторы как спали, так и мумифицировались в 2000-ых.

    Бежать «быстро быстро», значит вкладывать денег в тему значительно больше, чем можно там заработать в принципе.
    Сильный жрет слабого, как обычно.
    Чтобы сильный не сожрал всех, включая перспективных малышей, существует антимонопольное законодательство. Но оно к яндексу, конечно, не применимо, он же у нас как газпром, точнее сбербанк, еще точнее, под сбербанком.

  • Ответить

    Неожиданно определение «жрать больше памяти» не такое. Разбить память на несколько процессов это не значит жрать ее больше, да там есть некий оверхед на процесс, но он не большой, т.к. все библиотеки физически в память загружены один раз, а обработку всего общего можно вести в одном процессе. То что вам показывает OS в размере процесса это некая профанация, нужна смотреть private commited память у процесса.

    Суть разбиения на процессы кмк в том, что в firefox текла память, и из-за этого он пух. А при закрытии вкладки которая «процесс» операционная система все грохала все утекшее моментом и без разговоров. Еще в chrome в тот момент была state of art VM для java script, что тоже скорости добавляло, особенно в сервисах гугла.

    Вообщем и продукт был удачный, и дистрибуция хорошая, не удивительно что Mozill-у довольно быстро подвинули.

  • Ответить

    Кому ептыть насрать?! Позиция школоты какая-то… Школьникам? Возможно… Школота в своей жизни, кроме Хруома встроенного по умолчанию в Адроид ничего не видели.

    Если говорить «о разработчиках», ну да… есть тенденция небольшого пренебрежения к Firefox. Но это зависит от областей разработки.
    Если разработка в «банковской» сфере, то там максимально каждый посетитель ценен (включая Firefox), и по возможности учитывается все браузеры (даже старые версии). Бабки там решают и этим все сказано.
    В других областях — тоже зависит от тематики… Если посетитель Firefox приносит бабки, какого фига от него нужно открещиваться… Чушь однозначно.
    Дуракам насрать. Умные «охватывают» каждую нишу.

    Если говорить «о хамячках» — тут повторять не буду. Хамячки используют банально то, что им рекламировали на протяжении несколько лет изо всех щелей по всему миру на большинстве сайтов мира. Чобы тут удивляться такому росту Хрма… Реклама сделала свое дело, однозачно.
    Другое дело, что есть пользователи, которые не осведомлены о существовании более удобного софта… (взять тот же новый Opera с более приятным и удобным интерфесом) боязнь заменить дефолтный софт и т. п… Так и живут с дефолтным софтом и кривым интерфейсом для осьминогов :-)

    Уж лучше пусть будет «выбор», чем тупая монополия.

    P. s. И да, я использую разные браузеры (и Firefox и кривой Chrme и Opera и др…) одновременно.

  • Ответить
    BigBrother Helmet-A

    Оу…. Ну по части просирания полимеров — эти ребята просто образец. Нетскейп. Мозилла (еще старая). Firefox. Просто таки в университетах надо изучать.
    Да и свежие истории (почитайте про Brave и как и почему он возник — там полный привет с SJW и феминиздками) — подтверждают мастерство.

    А про гугль выше была высказана очень правильная идея — да насрать им на мозиллу. Вот и все. Делают что-то если сломали и то по остаточному принципу.

    … Что, впрочем, не отменяет того факта, что они следующие за Фейсбуком в одной известной в узких кругах очереди.

  • Ответить

    Тезис понятен, однако мы же не знаем в какой очередности принимались решения. Возможно сначала было предложение Мозилле «дружить» и отказ на него, а затем уже выбор движка. По большому то счету если Мозилла продвигает конкурентов, то какая разница какой из двух «вражеских» дружков пилить под себя?