Основатель и издатель Roem.ru Юрий Синодов о том «Почему журналисту стоит атрибутировать источники сведений и знаний?»

Юрий Синодов разобрал достаточно сложный пример «атрибутирования», «не атрибутирования» в РБК, «Ведомостях» и «Коммерсанте». И рассказал, какие функции выполняет атрибуция источников знаний журналиста, помимо прямой и самой очевидной.

Указание информации об источнике сведений излагаемых в статье важно для понимания контекста события. Причём важно иной раз настолько, что влияет в целом на стиль изложения информации журналистом и на восприятие информации читателем.
[…]

Достаточно сложный пример из жизни: до октября 2015-го (с 2003-го года), когда владелец «Коммерсанта» Алишер Усманов вложил деньги в Virtus.pro, «Коммерсант» упоминал термин «киберспорт» меньше раз, чем после захода на этот рынок Усманова (прошло 7 месяцев).

Похожее соотношение у РБК. «Ведомости» же про киберспорт пишут мало и после захода на этот рынок Алишера Усманова…

Юрий Синодов

Полностью: Почему журналисту стоит атрибутировать источники сведений и знаний.

Почему журналисту стоит атрибутировать источники сведений и знаний

Добавить 14 комментариев

  • Ответить

    Интересно, как и зачем, а главное — для кого (?) описывать словами процесс, который сам по себе слов не предполагает?

    дынц, бах! бах! тиииииуууу, дынщ, трррррртааа, тыгдыктыгдык, тдддд! бдщь! кх кх, уаааааууууу!

    мы передавали репортаж с соревнований по киберспорту.

  • Ответить

    >> который сам по себе слов не предполагает?

    Наверное, не понял.

    Вообще показанный финал турнира крупнейшего (Он транслировался даже не в прямом эфире надо заметить) в процентном соотношении собрал зрителей на момент показа больше, чем любой другой канал, в т. ч. федеральный.

    Ну, а так большая часть «репортажей» по «киберспорту» значительно интереснее, чем обычные трансляции спортивных событий. Т.к. во многом можно воспринимать, как FAQ/Guide и т. д. и т. п.

    По меньшей мере странно слышать — зачем и для кого, учитывая массовость и специфику. Вопрос зачем и для кого задают, те кто не знаком со стриминговыми сервисами.

  • Ответить

    Описанное Юрой — базовые правила журналистской этики. Несоблюдение их российскими журналистами создают впечатление, что их не существует, но это действительно базовые правила.
    Однако, бесперспективно призывать в статьях журналистов эту этику вдруг соблюдать. Гораздо интереснее было бы сделать автоматический маркератор, который бы связывал основные факты про газету, ее владельцев и журналиста с ключевыми словами в статье и атрибутировал их автоматом.

  • Ответить

    >>По меньшей мере странно слышать — зачем и для кого, учитывая массовость >>и специфику.

    я никогда не сомневался, что и терпентин на чтонибудь полезен.
    Тогда даже странно, чегож про них так мало пишут, темболее при Усманове?

  • Ответить

    >> Тогда даже странно, чегож про них так мало пишут, темболее при Усманове?

    А что на заре интернета о нём много писали?

    Киберспорт — вопрос времени, когда он станет сильно популярнее многих традиционных видов спорта. В ближайшие годы даже на нашем ТВ стоит ожидать специализированного канала. 100млн Усманова видимо и на это пойдут.

    Подрастёт поколение новое, которое будет интересоваться не только футбольными клубами и пойдут массированные инвестиции в киберспорт.
    Сейчас ещё нет больших денег, которые выросли на этом.

    О полезности. Достаточно того факта, что в играх происходит всё тоже самое, что в жизни, только в сильно ускоренном варианте. Это модель вполне себе социальной жизни и несколько из них вы можете проживать параллельно. Те же страсти, что в жизни абсолютно, если вы умеете выделять модели и проводить правильные аналогии.

    Книжки это круто, но я не знаю ни одного человека, который бы научился жить из книжек. Сопереживать они учат, а жить — нет.
    Читают якобы все, но из жизни почему-то не исчезают явления, описываемые в литературе.

    Спорт это хорошо, но вы занимались спортом? У вас будет определённая роль и вы будете её отыгрывать. Если вы защитник, то никто вам не даст быть нападающим. В играх у вас есть возможность быть на разных позициях. В спорте многое будет определяться вашей генетикой и физическими особенностями/возможностями. В играх многое определяется вашим желанием (волей? ;-))

    Можно предположить, что игры появились, как часть эволюции.
    Раньше это были только физические игры, т.к. требовалась развитость прежде всего физическая. Теперь физика становится вторична и дети социализируются и подготавливаются к жизни через игры. Произошло это, кстати, только на рубеже 20 и 21 века. Удивительно, как быстро жизнь адаптировалась к изменениям.

    Раньше +/- понятно было, в каком сообществе ты будешь жить, когда вырастешь. Сейчас вариативность сильно другая.

    Спорт и киберспорт — всё об одном. В детстве-отрочестве-юношестве — подготовка к жизни.

  • Ответить

    >>В спорте многое будет определяться вашей генетикой и физическими >>особенностями/возможностями.

    я тоже считаю, что, например, баскетбол, как и другие виды спорта, должен предполагать разные ростовые категории. Например, вся команда до 170 см. А то жрут стимуляторы роста.
    Кстати, а кто в киберспорте будет заинтересован? Кроме производителей игровых мышей? Допинг\антидопинг там есть? Или фотогеничные красавицы -спортсменки? Есть ли карьера в этом сегменте (т.е. в 40−50 лет играют еще игроки или уже уходят из большова спорта?).

  • Ответить

    >> кроме производителей игровых мышей?

    Да любой производитель гаджетов заинтересован. Это не только мышки. Это вся периферия компьютерная. И они-то уже давно рекламируются в полный рост производя товары для «геймеров». Любые товары для лиц определённого возраста. Мы же говорим об аудитории.

    >> Допинг\антидопинг там есть?

    Практически не уверен, а теоретически — да, конечно. Любой препарат, который может временно улучшить реакцию может способствовать и улучшению результатов. Амфетамин это допинг?))

    Тест на наркотики надо брать точно))

    >> Или фотогеничные красавицы -спортсменки?

    Да, уже много судя по стриминговым сервисам.
    У них только уровень низкий, как правило. (по сравнению с топ’ами)
    Но сам по себе киберспорт — унисекс. Можно уверенно говорить, что женщина может добиться не меньшего, но и большего. Препятствий вроде никаких. Пока по каким-то причинам разделяют на мужчин и женщин часто. Но это до тех пор, пока «бабы» играть не научатся.

    >> Есть ли карьера в этом сегменте

    А в хоккее 40−50 летних игроков много встречаете или футболе?

    В зависимости от дисциплины игровой. В каких-то дисциплинах — возраст не помеха. В большинстве случаев всё ОК пока у вас мозжечок работает бодро и весело. :-)

    Пик рабочий 20−25 лет. До 18 обычно не хватает дисциплины, организованности. Потом на спад. До 25 лет надо набрать уровень определённый. После вы в принципе с этим уровнем можете очень долго держаться. Многое зависит и от того индивидуальная дисциплина или командная. В командной проще, в индивидуальной сложнее.

    Возраст не проверяли. Не было ещё поколения, которое могло бы позволить себе только играть и этим жить. Деньги только начинают приходить. Но думаю всё как в обычном спорте. Уники могут и до 50 играть, а в среднем после 20 стоит подумать — продолжать или пора чем-то другим заняться.

    >> Почему не пишут

    На самом деле ответ очень простой. Дело не в сегменте. Никто не знает, когда точно это выстрелит. Нет экспертов по этому вопросу. На примере одного только чемпионата можно проследить, как быстро может измениться всё. От относительно небольшого зала до стадионов может пройти всего один год при должной организации.

    Это как с Такси. Когда мобильные появились, то люди начали пытаться создавать инструменты для такси. У кого-то не вышло, т.к. попытались слишком рано. Быстро менялись технологии мобильные и операционная среда. Сейчас этими Уберами и прочими приложениями затрахали уже. А 10 лет вряд ли кто-то об этом писал.

  • Ответить

    совместить мышь с кистевым эспандером. Тогда появится сразу смысл.
    Грубо говоря — армрестлинг с австралийцем прямо из Воронежа, при том, что взаимное усилие просто передается по инету.
    Тут дел — непочатый край, но там еще не придумали (ждут когда у нас придумают), т.к. любой процесс подобный одинаков у нас столетиями: придумать должны у нас, потом героически несделать или даже посадить\расстрелять изобретателя, потом увидеть, что все точь в точь реализовано гдето чертигде, потом также патриотически оплакивать это, но доказывать, что приоритет таки наш, тутошний.

  • Ответить

    >> эспандером

    Производители эспандеров одними из первых заинтересовались киберспортом. Всевозможные powerball активно продвигались, как аксессуар для геймеров.

    Из менее «очевидных» — мебель, сидения. Там, кажется, 1−2 компании представлены. Столы, кажется, не представлены вообще. Под компьютерными столами на рынке мебели представлена, как правило, полнейшая х-та, которую и стыдно ставить и неудобно дико.

    Большой рынок? Он маржинальный скорее всего. Кроме того очень лояльные потребители. Устройства меняют, как одежду. Пару сезонов поносили — поменяли. Брендам верны. У многих может быть куча одинаковых девайсов одного бренда. Для производителей там по-моему шоколад. Вышла новинка — геймер задумался, а не обновить ли ему девайс.

    А в остальном — смысл работать головой, если можно работать руками, да?
    6 уроков физкультуры в школьной программе каждый день.

    Вас тянет на физуху видимо потому что ассоциативный ряд со спортом у ваз — физ. активность.

    У меня например ассоциации со спортом — соревновательный процесс.
    Письками мериться для меня тоже спорт. Просто какой-то странный :-D
    Но ведь среди спортсменов это главный вид спорта…

  • Ответить

    >Почему не пишут

    http://cyber.sports.ru/

    >Кстати, а кто в киберспорте будет заинтересован?

    те же кто заинтересован в обычном спорте — рекламодатели откручивают видеоролики между кибер-боями. «звезды» имеют спонсорские контракты и т. д.

    >Допинг\антидопинг там есть?

    ну там на соревнованиях все поголовно хлещут «энергетики» и шоколадки для поддержания высокого тонуса, но пока никто не помер от истощения или переутомления, даже нет смысла заморачиваться видимо.

    >Можно предположить, что игры появились, как часть эволюции.

    если речь об играх детей в песочнице, то да. а так вообще большинство соревновательных игр на результат придуманы рептилоидами чтобы отделить лидеров от чмошников в раннем возрасте, потому что вокруг т.н. «лидеров» строится модель общества в англосфере.

    >Или фотогеничные красавицы -спортсменки?

    интересных личностей в избытке. сегодня брендируется не только красота, но и много чего ещё.

    >Есть ли карьера в этом сегменте

    есть, такая же как и обычном спорте — после завершения «карьеры» ты никому не нужен. крутись как хочешь.

    >Вас тянет на физуху видимо потому что ассоциативный ряд со спортом у ваз — физ. активность.

    кстати «киберспортсменов» которые сидят на зарплате в серьёзных организациях заставляют бегать/плавать/играть в подвижные оффлайн игры, нанимают тренеров и т. д.

    тут на неделе в москве прошёл крупный международный турнир по Дотке, видосиков куча. можно посмотреть как осваиваются деньги усманова, кому это интересно.

  • Ответить

    >> кстати «киберспортсменов» которые сидят на зарплате в серьёзных организациях заставляют бегать/плавать/играть в подвижные оффлайн игры, нанимают тренеров и т. д.

    В зал сходил — взбодрился, стресс снял.
    Речь не столько о здоровье сколько о том чтобы результат был ровный. Чтобы не тильтовал :-) Думаю физическая активность больше ради психологического состояния.

    Разный подход. Корейцы вот вроде раньше не сильно заморачивались, а они продвинутые. Там люди сидели играли по 8−10 часов, а то и дольше.

    >> ну там на соревнованиях все поголовно хлещут «энергетики» и шоколадки для поддержания высокого тонуса

    Больше на стереотип какой-то смахивает. Возможно энергетики халявные. Спонсоры же часто. Дети в принципе много «газировки» пьют.

    Смысл есть. Психотропные вещества временно результаты улучшить могут. В спорте физические возможности стимулируют, а в киберспорте нужно внимание, концентрацию, время реакции стимулировать и т. д.

    Волшебным ширевом себя сложно стимулировать на протяжении всего дня, можно не дотянуть :-)) Но перед отдельными решающими играми — можно. Думаю найдут способ применения умные люди, когда будут большие деньги. Но и выявляться это будет на раз-два, т.к. принимать надо непосредственно перед выступлением.

    >> а так вообще большинство соревновательных игр на результат придуманы рептилоидами чтобы отделить лидеров от чмошников в раннем возрасте

    А в какую игру нельзя играть на результат?
    В животном мире, кстати, выявляются лидеры или нет во время игр?

    >> если речь об играх детей в песочнице

    В «песочницы» дети играют редко :) Соотношение risk/reward слишком плохое. Хотя больше всех заё… именно дети. Потому что если у них есть время и желание, то это какой-то полный п-ц.

    >> интересных личностей в избытке

    Всё-таки надо заметить, что в избытке их среди стримеров, а не «спортсменов». Тоже специфика. Если ты не стримишь, то твоя популярность под вопросом. Сложно себе представить фаната футбольного, который популярнее «Аршавина», а в киберспорте легко могу себе представить стримера популярнее самого топового игрока.

    Примечателен недавний бан одного из стримеров, когда Riot отписались об этом и схватили массу негатива, где как раз киберспортсменов обвинили в хейтерстве. Там по моему в топе сообщений не было НИ ОДНОГО оправдывающего их поступок коммента.

    Кроме того была уже практика, когда toxic’ов дисквалифицировали и отстраняли от соревнований.

  • Ответить

    >В животном мире, кстати, выявляются лидеры или нет во время игр?

    спросите у любого собаковода, опытные сразу выделяют щенков кто активный, много бегает, суетится, готов подраться с кровным братом за пайку, сильнее других хвостиком машет и т. д.

    просто у животных не проблема во взрослом возрасте глотку перегрызть конкуренту для актуализации своего лидерства, а в мире хуманов это типа запрещено уголовным кодексом и священными писаниями.

    вот и приходится придумывать «игры» для выполнения заложенной природой меры обмена информацией о социальных иерархиях, но сведя количество человеческих жертв к минимуму.

  • Ответить

    Да я спросил только потому что не понял отсылку к «англосфере». Оно так или иначе во всех сферах во весь рост.

    >> а в мире хуманов это типа запрещено уголовным кодексом и священными писаниями

    Думаю мало какие животные до смерти «сражаются», но это лирика.

    Ну хорошо, в мире хуманов типа запрещено, а в мире орков/андедов/эльфов делает лидером готовность убивать? :-)