Эльбрус Гасанов, IRR.ru: «Суммы могут быть самыми разными»

В сентябре IRR.ru объявил о планах по инвестированию в стартапы средств своего учредителя - "Пронто Медиа Холдинга". О таком неожиданном повороте бизнеса «Из рук в руки» мы расспросили директора IRR.ru Эльбруса Гасанова.

- Чья была инициатива - заниматься покупкой стартапов?

- Это моя личная инициатива. Мы не привлекаем внешних аналитиков, так как прежде всего ищем проекты, способные дополнить и улучшить наш собственный бизнес. И здесь я полагаюсь на чутье - когда смотришь на проект и понимаешь, может ли он быть применим к той системе, к тому проекту, который есть у тебя.

К тому же, у "Пронто" есть несколько замороженных проектов, в которые мы не вкладываем деньги. Например, действующий сервис знакомств, с 5 млн анкет (i2i.ru, он же glazavglaza.ru - Roem.ru). И если кто-то предложит нам проект, связанный с дейтингом или социальностью, почему бы не переориентировать замороженный проект во что-то новое. Тем более, что у него есть хоть старое, но имя, есть 5 млн анкет, которые можно монетизировать.

- Финансировать стартапы вы планируете из средств учредителя «Из рук в руки», т.е. «Пронто Медиа Холдинг». Почему именно «Руки»?

Если вы говорите рынку, что «Из рук в руки» начинают инвестировать стартапы, всем понятно, кто это, кто за этим стоит, что это известный мощный бренд, который на рынке больше 20 лет. Когда вы говорите, что инвестировать начинает «Пронто Медиа Холдинг», то кроме профессионалов медиарынка это никому не понятно. «Из рук в руки» – удобный, известный старый бренд.

Помимо этого, наш интерес вызывают все же проекты, которые мы могли бы интегрировать в «Руки», поэтому именно «Руки» инвестируют в стартапы.

- Кто будет заниматься отсмотром стартапов?

- Я. Руковожу «Руками» я, так что смотреть проекты, составлять шорт-лист и нести его к президенту буду тоже я. Если его что-то заинтересует, мы уже организуем дальнейшую встречу с кандидатом. Т.е. все первые встречи провожу я.

Нас интересуют проекты, способные добавить определенную ценность нашей компании, добавить функциональную значимость проекту IRR.RU. Прежде всего в таких областях, как недвижимость, классифайд, e-commerce, авто, товары и услуги, интернет-магазины.

- Как вы намерены их искать?

- Даже небольшого сигнала о том, что крупная компания ищет интересные проекты, достаточно, чтобы возник эффект «свободная касса». Люди сами начинают писать, просить контакты, спрашивать, куда что прислать. Это активная среда, все происходит очень быстро. С того момента, как всего в нескольких местах появилась информация, я уже получил около десятка писем с разными предложениями.

- Что это за проекты?

- Приходят очень обширные презентации с глубоким финансовым анализом, нужно терпение и время, чтобы это читать. Один из уже прочитанных проектов посвящен использованию нашей широкой оффлайновой сети для дистрибуции товаров e-commerce-проектов. У нас уже была подобная идея, но в этом предложении есть интересная фишка, которую мне пока не хотелось бы раскрывать. Просмотрев проект, я связался с ребятами и попросил дополнительную информацию.

- Была информация, что темой инвестиций вы занимаетесь с июля. Но, по сути, какая-то активность началась только после пресс-релизов.

- У нас вышел пресс-релиз с информацией о том, что мы ищем стартапы. А по большому счету мы занимаемся куда более серьезной инвестиционной деятельностью. Как правило, стартапы - это относительно небольшие и малозатратные проекты, и их может быть много. Но мы ведем переговоры с несколькими очень крупными игроками о возможности их внедрения в нашу структуру. Направления те же - авто, недвижимость, товары и услуги, электронная коммерция.

- Когда планируете какие-то сделки закрыть?

- Для построения взаимовыгодных отношений между крупными игроками и тем более заключения соглашений требуется некоторое время. Очень хорошо, если через месяц после старта вы начинаете подписывать term sheet, успехом считается, если через месяц подписано соглашение о намерениях. Далее начинается этап оценки, высаживается десант аудиторов, если это крупная компания. А потом нужно еще провести диалог с хозяевами на предмет цены – что хотят они и что готовы заплатить мы.

Это непростые переговоры. Особенно если собственники, вырастили бизнес, добились очень хороших показателей, а тут приходят чужие люди и говорят: «Все, у нас денег много, мы тебя покупаем».

- То есть пока нет сделок, которые вот-вот закроются?

Могу сказать, что в данный момент есть проекты, в которых мы практически достигли договоренностей по основным условиям. Но я не могу сейчас даже намекнуть об области деятельности этих компаний. Могу сказать, что есть три стартапа, которые попали в наше поле зрения еще до пресс-релиза, и одна очень большая компания. Мы просто сразу вышли на этих людей и начали переговоры.

- Если говорить о стартапах, проекты каких стадий вы рассматриваете?

- Сегодня идея без реализации мало интересна игрокам рынка. И нас интересует хоть какая-нибудь, даже совсем сырая альфа-версия. Чтобы что-то можно было понажимать, попробовать, как это работает.

- О каких суммах, о каких процентах идет речь?

- Суммы могут быть самые разные. Стартап может быть совсем маленький, какая-то фишечка, которую можно идеально встроить в IRR.RU.

- Вы рассматриваете вариант полного поглощения, от 50%?

- Наоборот, мы даже боимся такого. Мы рассчитываем включиться в проект, попробовать притереться и, если все пойдет хорошо, увеличивать нашу долю. Мы с самого начала закладываем возможность увеличивать долю по первоначальной цене.

- Компании должны быть ориентированы на российский рынок или они могут быть настроены глобально?

- В первую очередь мы говорим о российском рынке. Если будет проект Россия+СНГ или Россия+другие рынки - ничего страшного. Главное, чтобы Россия была.

- Есть какая-то общая сумма условного фонда, которую вы готовы разложить по проектам?

- Мы не инвестиционный фонд и не собираемся его создавать, потому что венчурные инвестиции - это все-таки совсем отдельный бизнес, это не про нас. Мы можем себя вести как инвестиционный фонд - выбирать проекты по всем правилам, соблюдать процедуры и так далее. Но мы им не являемся.

Мы просто люди, которые понимают, что не все можно реализовать в рамках одной команды, одного проекта, и могут быть свежие и интересные идеи на рынке. Есть ребята, которые эти идеи уже реализовали. И вместо того, чтобы нанимать их на работу и просить делать что-то с нуля, мы покупаем готовые решения и встраиваем их в свою систему. Но учитывая, что ты играешь на рынке, где уже сформировались какие-то правила, ты не можешь сказать: «Ребята, мы возьмем вас на зарплату». Ты говоришь: «Ребята, приходите с хорошими идеями, мы вам дадим денег».

- А вы лично готовы вкладывать как бизнес-ангел?

- Возможно.

- О каких суммах и направлениях идет речь?

- Я интернетчик самого старого поколения. У меня есть опыт вложения в интернет-проекты, когда я делал их с нуля и продавал.

Мне интересно направление, которым я сейчас занимаюсь – классифайд. Это быстрорастущий рынок. К сожалению, в России он развивается не как во всем мире, а своим особенным путем. Наши конкуренты - такие игроки, как Avito, Slando - необоснованно много тратят на рекламу, накаляя тем самым рынок. Образуется пузырь, с которым рано или поздно должно что-то произойти. Это плохо, когда компании себя так ведут. Обычно люди слишком агрессивно тратят деньги на рекламу перед кризисом, или перед выходом на IPO, или перед продажей, чтобы показать кому-то красоту, мол, трафик вырос.

- А вы не верите, что конкуренты собираются, например, выходить на IPO?

- Наоборот, я хочу, чтобы они скорее куда-нибудь уже вышли ! Не потому что мы их боимся, а потому что мы играем на одном рынке.

И вместо того, чтобы бороться за предоставление качественной услуги пользователю, игроки рынка увеличивают аукционную стоимость одного перехода. Это ужас.

- Допустим к вам сегодня-завтра придет проект, который будет не в зоне интереса «Из рук в руки», но который понравится лично вам. Готовы ли вы его поддержать?

- Я полностью вовлечен в текущий проект, на что-то другое просто не хватает времени. Поэтому будет лучше, если эти зоны интересов совпадут. 



Вопросы задавала Анастасия Шматкова 

Добавить 8 комментариев

  • Ответить

    Мне кажется, онлайн версии бумажных газет объявлений находятся на стадии вымирания, из-за отсутствия свежих идей. Мне как пользователю давно неинтересно их посещать — очень маленькая база объявлений, по сравнению с конкурентами, фунционал поиска на уровне 90-х годов. Так ничего или почти ничего не сделано для пользователя. Поэтому пользоваться ими сложно, база маленькая. Возникает вопрос — зачем они? Если я размещу объявление и его посмотрит 10 человек, а у конкурента 100, надо ли платить мне деньги за такое объявление? Если я ищу и вероятность найти с каждым годом уменьшается, надо ли мне искать и там? Тут скорее проблема в отсутствиях идей и не ясном желании их реализовывать. Прогресс ушел вперед. Кстати, группа вконтакте малочислена для такого бренда. Может я ошибаюсь и 2,3 тыс участников это много? Не знаю. Текущие явные проблемы: У сервиса все еще нет потребности в обратной связи — невозможно ни пожаловаться на объявление или на другую функцию сайта. То есть не собирая обратную связь о качестве объявлений, их сложно повысить. Сложно понять что нужно аудитории. Поиск, берите пример с eBay, используя синтаксис поиска можно быстро и эффективно найти именно то что нужно. Здесь даже нельзя отфильтровать ненужное. То есть время и усилия пользователя не экономятся. Защита сервиса от СМС спама отсутствует, а проблема есть о чем кричат красные буквы в помощи. Сервис эту проблему не хочет решать, а способы давно придуманы. Извините, прекращаю. Все остальные объявления, ой извините, замечания — платные. Был бы у меня стартап, не отдал бы его сюда.

  • Ответить

    Интересно, до каких размеров они собираются «наращивать долю по первоначальной цене». Интересны претензии к конкурентам по поводу массированной рекламы. Начнём с того, что ИРР — старый оффлайновый бренд с кучей точек продвижения себя в оффлайне. Закончим тем, что скандальную рекламную кампанию «раньше было неудобно» они проводили. То есть конкуренты рекламируются и «нагревают рынок», а мы рекламируемся и… мы молодцы. Поздравляю, Настя. :)