Яндекс делает свой планшет на Android; Муртазин предсказывает проекту неудачу

На Mobile Review опубликован большой материал Эльдара Муртазина про разработку «Яндексом» планшета на Яндекс.Ките и объяснением, почему «Яндекс» не сможет запустить успешный и востребованный продукт.

По словам Муртазина, для реализации проекта нужна политическая воля внутри компании, трезвый расчет и понимание рынка, но ничего этого у «Яндекс» сегодня нет. Компания долгое время ведет переговоры с китайскими производителями, но если в начале речь шла о первой партии в 50 тысяч устройств, то теперь идет уже о 5 тысячах. При этом, опыт со смартфонами показывает, что «Яндекс» не может наладить каналы продаж. Нет четкого понимания, в чем уникальное торговое предложение смартфонов и планшета от «Яндекса» для конечных покупателей и какие выгоды несет сотрудничество с компанией для потенциальных партнеров (мобильных операторов и розничных сетей).

Кстати, две модели смартфонов на «Ките» уже какое-то время продаются в розницу. Кто-нибудь купил за свои деньги? Зачем? Как впечатления?

Комментарий Roem.ru: понятно, почему «Яндекс» будет пытаться это сделать, тот же Муртазин пишет — «Успех Android — это смертный приговор для Яндекс, что можно проиллюстрировать простым графиком, на нем показаны продажи ПК, а также ноутбуков, плюс, мы видим, что происходит с рынком планшетов и смартфонов». Не сидеть же, сложив руки.

Добавить 13 комментариев

  • Ответить

    «При этом, опыт со смартфонами показывает, что «Яндекс» не может наладить каналы продаж. » — Да что там налаживать. Просто выпилить с первых 20 позиций конкурентов и все. А до 21-й все равно никто не дойдет. Еще и баннер 32-ым шрифтом запилить для каждого кто вводит фразу, хоть отдаленно напоминающую «купить телефон..». Разослать емайлы с анонсом по базе, сами же себе не спам. «Нет четкого понимания, в чем уникальное торговое предложение смартфонов и планшета от «Яндекса»…». — Низкая цена, реклама, качество :) Можно еще впилить директ-рекламу в саму оболочку, но это очень жестоко, прямо очень. Вот лично мне в планшетах нужно: хорошее разрешение (1280px), возможность подключить проводной инет через переходник (и желательно в смартфоне тоже). «Кстати, две модели смартфонов на «Ките» уже какое-то время продаются в розницу. Кто-нибудь купил за свои деньги? Зачем? Как впечатления?» — В Связном был один планшетик 7″, не знаю Кит или что, на посреди была полоска поиска Яндекса + сервисы. Такой легенький, тоненький и всего 2200р, правда без 3g. Картинка хорошая, хотя и 1024px. Вот мне легкость понравилась, как шоколадка практически по весу. И потерять или гопнику отдать не жалко будет (и не стыдно) :)))

  • Ответить
    Алексей Петровский Price.ru / Бегун

    Юра, ну у тебя же есть халявный SimilarWeb PRO Enterprise, погляди — долю раздела по планшеткам на Яндекс.Маркете? :) Давайте прикинем на пальцах. Начинаем заужать ёмкости Яндекс.Маркета по лекалам Викимарта. Пусть Яндекс.Маркет отгружает 60 тыс ордеров на магазины в сутки. Пусть на Викимарте по 8% - в раздел «электроника» и «компьютеры» (телефоны и планшеты). Итого 16%. Пусть 1/6 — телефоны и планшеты. 2.5−3% - от 60 тыс ордеров в сутки. Пусть 1500 телефонов и планшетов отгружает Яндекс.Маркет на магазины. В сутки. 40 тыс отгрузов — в месяц гранд тоталь на все телефоны и планшеты. Пусть в этих разделах висит халявный собственный оффер с яндексовым планшето-телефоном, который будет злить магазины (впрочем, их можно обязать брать в ассортимент, да — пристегнув такой пункт к договору размещения). Ещё срезаем 8% от 40 тыс отгрузов: 40 000 * 0.08 = 3200 юнитов «яндексо-телефоно-смартфонов» в месяц через Яндекс.Маркет. Пусть Яндекс через известное место поливает аудиторию оффлайновой медийкой. Пусть Яндекс утилизирует весь невостребованный трафик через яндекс.директ на железку и сервисы. Пусть Яндекс наплодит партнёрок с Мультишипом и своими 14 тыс подключенными онлайн-магазинами. Десяточку-пятнашку — в месяц, надорвав русский пуп. При среднем чеке в 6 тыс рублей — оборот 3000 * 6000 = 18 млн рублей по минимуму в месяц. Максимум — умножаем на 5 = 90 млн рублей, или лярд рублей в год (если полностью выжечь е-коммерс вокруг себя в попытке выскочить наконец-то в оффлайн). Сколько они там могут насобирать на возвратных покупках, комиссиях с софта, комиссиях с операторов при таком инстоллбейзе — тоже счётная история. Считать?

  • Ответить
    Алексей Петровский Price.ru / Бегун

    Пожалуй, встану ещё один раз (пусть подтвердят граждане из Mail.ru): http://top.mail.ru/visits?id=250&period=2&date=&back=1975&#back=730 Смотрим по количеству просмотров с июня 2012 года: падение 11−15% по 2014 году в сравнении с аналогичным периодом 2013. Среднесуточная глубина: в 2010 году — 40 страниц на посетителя. В 2011 — 32. В 2012 — 33. В 2013 — 28. В среднем по 5 месяцам 2014 года: среднесуточная глубина 24 страницы на пользователя. По первым 5 месяцам 2013: 30.6. О чём это нам говорит? Возможно, о проблемах Топ.Мейл.ру (и у Клименко другие данные). Возможно — о том, что два огромных «пылесоса» — социалка и мобилки — начили зачищать десктопный пользовательский трафик, агрегируя «избыточное» пользовательское внимание. Что это значит? Что у Мейл.ру (и даже у Рамблера, с его новостным и социальным трафиком) больше шансов отоварить свою аудиторию планшетами и мобилками: медийка, социальные сети, новости. Другой вопрос: что со всем этим счастьем делать? Пока внятного ответа у меня нет. Но. Какие самые ходовые товарные запросы — скажем, у форексистов? Правильно: большие мониторы. И желательно — несколько. Какие самые ходовые товарные потребности у жителей соцсетей? Средства доступа и средства просмотра. Что такого волшебного и завлекательного есть у Яндекса для своей аудитории? ОК, предположим, прокладочные «помывочные» активы вроде Кинопоиска (гляньте, сильвупле, в http://www.similarweb.com/website/kinopoisk.ru) Что там на входящих и «Also visited»? Торрентопомойки, пиратки и проч. Кинопоиск (от ляма до полутора лямов пользователей в сутки) — некий шлюз от Яндекса к пиратским сетям. Таких шлюзов надо иметь пяток-десяток. Под них надо клепать целевые офферы (доступ через приложения к «серым» ресурсам). За сколько куплен Кинопоиск? 80 млн долларов? Цена вхождения на поляну Мейла и Рамблера со стороны Яндекса — в горизонте поллярда долларов, т.е. половина годового оборота или 1/20 от капитализации Яндекса? И ради чего — только продажа железа? Не поздновато?

  • Ответить
    Юрий Синодов Основатель Roem.ru, sinodov.com

    Я много разговаривал с яндексоидами про Кит (меня удивляло то, что пока Google налево-направо раздаёт свои устройства журналистам и демонстрирует что они умеют — http://roem.ru/2014/05/28/rgoogle100341/ — с «Яндекс.Китом» какая-то нездоровая тишина) Объяснение такое: сейчас проходит тестирования для очень-очень-очень early adopters. Продукт, хотя и продаётся, не продвигается сильно. Задача — собрать фидбек. Именно поэтому устройств 5 тысяч штук, а не 50 тысяч.

  • Ответить
    small_matter Андрей Винокуров

    Эта история вообще не про продажу железа, гугл амазон свои устройства дотируют. Сверхзадача доткомов — впарить свои устройства пользователям любой ценой.

  • Ответить
    Юрий Синодов Основатель Roem.ru, sinodov.com

    С учётом того, что «Яндекс» сейчас очень хочет встроиться во все транзакции (такси, покупка товаров, поиск жилья) — на своём планшете продвигать эти все продукты дело нехитрое. Но это требует некоторой переделки мозга яндексоидов: не просто сидим и продаём такой прекрасный и чудесный продукт, а ещё и достаточно жёстко пользователям его впариваем. Мне кажется, что задачка переделки мозгов куда более сложная, чем постройки железячного решения — там-то, по сути, просто деньги. А тут этика и психология коммерческой жизни.

  • Ответить
    Альтер Эго

    Это было бы так, если бы не давно надоевшие срачи яндекс-мэйл о дистрибуции. Всё гораздо хуже. Пользователи скоро перестанут юзать то железо, где остался их любимый Яндекс.

  • Ответить
    Юрий Синодов Основатель Roem.ru, sinodov.com

    Проблема не только в дистрибуции. Дистрибутируемое это просто семя, брошенное в землю. Начало эксплуатации пользователя, извините за выражение. Потому что если ты сидишь и ждёшь, что к тебе кто-то придёт и купит твою аудиторию — заработаешь рубль. А если сам активно работаешь — то 10. Но нужно будет выстраивать законченные цепочки, вроде тех, которые сейчас получаются на «Яндекс.Маркете», который я уже упоминал. И подход к этой эксплуатации он настолько радикально отличается от подхода к созданию продукта, что я не удивлюсь, если «Яндекс» начнёт нанимать тех, кого раньше сотрудники опасливо обходили стороной: спецы по арбитражу трафика, компании работающие с партнёрским трафиком и так далее.

  • Ответить
    Альтер Эго

    Интереснее и понятнее были бы прогнозы о конце света. Или о безвозвратном захвате его басурманами.

  • Ответить

    Я уверен, что можно найти контрактного производителя и выпустить планшет не хуже Нексус 7 2013, субсидировать его на 50 долларов каждый образец и захватить долю рынка. Весь вопрос зачем это делать? 1. Захват доли, только для того, чтобы Гуглу не досталась ничего. Из статьи Муртазина — ясно видно, что если нужна доля рынка ради доли рынка, надо срочно сотрудничать с сотовыми операторами, они по 30 000 планшетов ежемесячно продают (если это правда). Там цена и так ниже некуда. Как же их заманить? Разделить доход от Яндекс Музыки, от продаж в Магазине приложений. Или вообще отдать весь этот доход. Причем в данном случае даже брендировать продукт не надо, пускай остается Билайном, Мегафоном, МТС. Репутация от качества продукта не зависит. Делиться рекламных доходом с оператором тяжело, ибо не понятно как его точно учитывать. 2. Желания делиться будущими доходами с партнерами нет. Тогда надо выпускать свой планшет. Вот только какие могут быть доходы кроме рекламных? Яндекс Музыка, Магазин приложений, покупки на Яндекс Маркете. В будущем будут фильмы и сериалы. А что еще может быть, где еще Яндекс может быть платежным агрегатором?