Роскомсвобода попросила отправить региональных прокуроров на ИТ-курсы

Развитие событий: Роскомнадзор заблокирует "РосКомСвободу" за информацию о легальных способах обхода блокировок (10 февраля)

В открытом письме на имя генпрокурора РФ общественная организация Роскомсвобода информирует о систематических фактах нарушения законодательства в области блокировки интернет-ресурсов.

Свое письмо Роскомсвобода начинает с того, что утверждает — Роскомнадзор теряет контроль в области блокировок веб-ресурсов, а фокус блокировочной активности все больше смещается в сторону региональных судов.

В свою очередь региональные суды и прокурорские работники руководствуются «несистемным правоприменением»: часто блокируют веб-ресурсы на основании лишь своего «субъективного восприятия» и выходят далеко за рамки предусмотренных федеральным законодательством оснований.

Роскомсвобода приводит вереницу реальных случаев, когда отдельные региональные суды по своему усмотрению блокировали большой спектр сайтов, от gazeta.ru до сайтов интим-услуг. В открытом письме приводятся случаи удивительной несогласованности действий районных органов власти, когда один и тот же сайт блокировался разными районами по разным статьям, также описаны попытки заблокировать сервисы Google и «ВКонтакте». В целом подобная активность ведет к постепенной потере связности сети, кроме того, часто блокируются случайные сайты, размещенные на общем с нарушителем IP-адресе, считают в Роскомсвобода.

Беспорядочное направление в суды исков с требованием блокировки «в защиту неопределенного круга лиц» приводит к печальным последствиям, говорится в письме. Как правило, в качестве ответчиков по таким делам заявляются не владельцы определенных сайтов, а информационные посредники (хостеры и операторы связи), которые не имеют никакой заинтересованности в исходе дела и игнорируют судебные заседания. В свою очередь это приводит к блокировкам на региональном уровне, о чем владельцы ограничиваемых ресурсов могут даже и не узнать, а выдвинутые в суде обвинения никем не будут оспорены.

В мае 2015, в ходе V Петербургского Международного юридического форума директор по правовым вопросам «Яндекса» Екатерина Фадеева практически дословно рассказывала вышеописанный сценарий из обращения Роскомсвободы, причём в регионах сценарий применяют широко.

Екатерина Фадеева: «Досудебная претензионная процедура не используется» → Roem.ru

Директор по правовым вопросам «Яндекса» рассказала коллегам юристам:

У уполномоченных органов [например прокуратуры] есть возможность […] обратиться в суды общей юрисдикции с иском об ограничении информации. При этом иски подаются к территориальным операторам связи, которые [выступают] ответчиками по делу. Владелец ресурса не привлекается к участию в [суде] и узнает только по факту о блокировке своего ресурса. В это время, когда он это узнает это, судебное решение, как правило, вступило в силу.

В заключение Роскомсвобода обращается к Генеральному прокурору с пятью конкретными вопросами, в частности просит разблокировать сайт собственного проекта — городской суд Анапы принял решение о его блокировке из-за инструкций об использовании анонимайзеров. Кроме того предлагается дать разъяснения и рекомендации нижестоящим органам прокураторы, в частности, Роскомсвобода просит Генеральную прокуратуру провести для местных прокуроров ИТ-курсы, чтобы те подняли свой уровень правовой и технической грамотности.

(Обновлено 17.06 9:20) Руководитель Роскомсвободы Артем Козлюк рассказал Roem.ru, на какой эффект от письма он рассчитывает и рассчитывает ли:

На какой реальный выхлоп от письма вы надеетесь? Как думаете, есть ли вообще какие шансы на диалог с властью?

— Любое заявление от гражданина РФ Генпрокуратура обязана рассмотреть и дать ответ по сути запроса. Адвокат и юрист нашей организации сделал довольно-таки детальный запрос, на который, конечно, тоже можно получить отписку, но это будет очередной показательный случай нежелания госорганов, в данном случае правоохранительных озаботиться реальной проблематикой, а не продолжать работать в режиме палочной отчетности. Запросы от общества, граждан к государственным органам естественно важны для проявления гражданского самосознания и участия. Зачастую, не обрисовав перед властями проблемы — для них её как бы и нет. Обратная связь всё же работает, хотя конечно далеко не во всех случаях, как бы нам всем хотелось, но тем не менее, после таких тычков от граждан начинается хоть какая-то двигательная активность чиновников в нужном направлении.

Насчет занятий и курсов, на которых предлагаете отправить региональных прокуроров. Как в идеале можно реализовать эту процедуру повышения технической квалификации?

— Такие курсы могут проводить те исполнительные органы, которые напрямую осуществляют надзорные функции в соответствующем поле, в данном случае — Роскомнадзор. Да, в работе данного ведомства тоже хватает недочетов с нашей, общественной, точки зрения, некоторые из них довольно существенны и нарушают права граждан при сетевом взаимодействии, но, тем не менее, Роскомнадзор хотя бы старается следовать федеральному законодательству по обрисованным в нём нормам блокировок. И представители данного ведомства могут хотя бы загнать в какие-то правовые рамки региональных прокуроров, которые просто на ходу придумывают сотни «относительно честных поводов» подвести тот или иной ресурс под блокировку, вне всякой связи с отечественным законодательством в целом и законом «об информации» (149-ФЗ) в частности.

Учитывая быстро набирающие обороты событий, когда инет буквально на глазах законодательно становится жестче, как ты видишь ближайшее будущее Рунета, что будет происходить через год?
— Да, всё происходит на наших глазах в нарастающей череде регрессивных и репрессивных инициатив по отношению к сетевому взаимодействию граждан и информационному полю, которые в последние 3 года получают статус законов с прогрессирующим количеством по времени. Мы проводим мониторинг такой законодательной активности, и по нашей статистике таких законов, из негативного тренда, уже было принято за это время порядка 15 еще примерно столько же проходят в настоящее время согласования в стенах Думы. Не думаю, что через год ситуация кардинально изменится в этом отношении, депутатам и иным заинтересованным топ-чиновникам есть куда стремится в отношении запретов и обременений в сетевом пространстве. В России уже очевиден курс на китайский вариант контроля за Сетью, но также проявляются и отдельные элементы, присущие северокорейской отгороженности от внешнего информационного поля.