Кризис вынудит онлайн-ритейл думать о прибыльности, а не только об обороте и доле рынка

Развитие событий: Хроники кризиса: Клиенты хотят от онлайн-образования скидок и новых тем, но от обучения не отказываются (12 мая 2015)

В конце 2014 года из-за валютного кризиса большинство ритейлеров столкнулись с рядом серьезных вызовов. Кризис коснулся и оффлайн, и онлайн игроков. В условиях неопределенности любой бизнес испытывает проблемы с планированием. Однако для ритейлеров, которые работают с иностранными товарами, проблема особенно актуальна — если не знаешь сколько рубль будет стоить через несколько дней.

В ноябре-декабре в ответ на ослабление рубля дистрибютебры подняли цены на товары. Полностью переложить повышение цен на клиентов магазины не могут, так как реальные доходы большинства клиентов падают. В такой ситуации индексация цены привела бы резкому падению объемов выручки.

Кроме того, в декабре прошлого года на рынке возникали аномалии — продажа товаров по цене существенно ниже рынка. Это объясняется тем, что некоторые ритейлеры имели в декабре запас товаров на складе, купленных по докризисные ценам, и в целях маркетинга продавали их по ценам, существенно ниже текущих. Например, многие наверное помнят продажу смартфонов iPhone по старым ценам компанией Йота. Такие аномалии также не позволяли остальным игрокам существенно поднимать цены. В итоге, непропорциональный рост цены продажи к росту закупочных цен оказывал значительное давление на маржинальность ритейлеров и, в результате, на их прибыль.

Очевидно, что в этой ситуации российские онлайн ритейлеры должны стремиться сместить часть своего ассортимента к российским товаром, цена на которые выросла в меньшей степени. Однако заменить бренды, привычные российским потребителям, не так просто. Здесь в первую очередь страдают отрасли с большой силой брендов.

В условиях больших курсовых колебаний на ритейлеров легла задача быстрой адаптации цен. В данном контексте онлайн ритейлерам пришлось проще — ценник в интернете «переклеивать» проще. Однако и тут может не обойтись без ошибок. Несвоевременное обновление цен может привести в торговле в убыток.

Кроме того, многие поставщики, ожидая массовые трудности с выплатами, в средине декабря прошлого года стали отменять выданные ранее отсрочки, чтобы максимально снизить риск роста объема неплатежей. Почти все игроки рынка испытывают потребность в свободных денежных средствах, поэтому такая ситуация может дать преимущество игрокам, обладающим финансовой подушкой. Поставщики зачастую готовы давать скидки для тех, кто платит вперед и, следовательно, ритейлеры с дополнительными финансовыми возможностями могут получать товар дешевле конкурентов. Однако с привлечением дополнительного финансирования у онлайн ритейлеров в 2015 году будут большие сложности.

Еще в предыдущем году многие венчурные фонды отказались от инвестиций в онлайн ритейл. На мой взгляд, это обусловлено большой капиталоемкостью таких проектов и отсутствием достаточного количества успешных кейсов построения прибыльных бизнесов с последующей продажей.

Финансовые трудности испытывают не только сами ритейлеры, но и поставщики. В условиях нехватки свободных средств, ассортимент предоставляемой ими продукции может сократиться. Кроме того, сами магазины в целях улучшения ликвидности фокусируются на более «ходовых товарах». Таким образом, потребитель может столкнуться со сложностью поиска не очень популярных, но нужных ему товаров. В этом отношении, онлайн ритейлерам работающим со склада поставщиков будет проще — т.к. им не нужно выкупать товар на свой склад, чтобы добавить его в ассортимент магазина.

В целом кризис вынудит российский онлайн ритейл думать не только над наращиванием оборота и рыночной доли, как это бывало раньше, а в первую очередь стремиться к самоокупаемости и прибыльности. Очевидно их инвесторы будут требовать того же. Особенно учитывая опасения относительно привлечения дополнительного капитала. Помимо этого, стоит ожидать, что ряд внутренних проектов компаний придется отложить до лучших времен.

Добавить 2 комментария

  • Ответить

    Рано или поздно в любом случае пришлось бы перейти к заботе о прибыльности, а не битве за рынок любой ценой. интереснее другое: сравнить бы как повиляла ситуаиця в сравнении на обычного ритейлера и онлайн-ритейлеров. у них то издержки меньше, им самое время выходить на авансцену

  • Ответить

    Ну, меньше, а торговли нет ни у тех, ни у других. За аренду и з/п платить вынуждены все. Одинаково всё просело для всех.

    Интересно другое: сравнить бы как повлияла ситуация на тех, кто был с подушкой денежной и на тех, кто пользовался кредитными деньгами.