«Вероника Марс» и DRM

14 марта в день числа «Пи» и ровно через год после начала кампании на Кикстартере фильм «Вероника Марс» вышел на экраны, собрав неожиданно приличный боксофис — $260 тысяч за первый день проката, с учетом, что вышел он в США только в девяносто пяти кинотеатрах. Именно рекордная кампания на Кикстартере принесла фильму известность — при запрошенной сумме в 2 миллиона проект собрал почти в три раза больше — 5 миллионов 700 тысяч, причем те самые 2 миллиона были собраны за 11 часов. Проект занял первое место на Кикстартере по количеству людей, перечисливших деньги — бэкеров в терминологии Кистартера, третье место по объему финансирования среди всех проектов и первое по нему же в категории «Фильм» за всю историю Кикстатера.

Для справки: «Вероника Марс» — подростковый детективный сериал, выходивший на канале UPN (позже был преобразован в CW) с 2004 по 2007-ой год. Несмотря на то, что «Вероника» в своё время практически спасла умирающий канал, сериал был закрыт. Но ему повезло больше, чем культовому «Светлячку» или «Рубикону», он всё же просуществовал три сезона и числится в разнообразных списках лучших теледрам. В отличие от фэнов «Светлячка», исписавшими все сетевые заборы петициями, фэндом «Вероники Марс» не проявил такой яростной активности в борьбе за продолжение. Но, как оказалось, ничего не забыл. И спустя семь лет на призыв создателя этой истории Роба Томаса откликнулось более девяноста тысяч человек по всему миру. В собранных без малого шести миллионах есть и мои пять копеек. Сериал-то очень симпатичный.

На первый взгляд воскрешение «Вероники Марс» выглядит как пример торжества краудфандинга: поклонники поддержали создателей долларом и их усилия вознаграждены — фильм снят и вышел в прокат. На самом деле, проблемы возникли с самого начала, от морально-этических до чисто организационных.

Во-первых, и это сразу отметили скептики, краудфандинговые сервисы существуют для поддержки независимых проектов, а все права на «Веронику Марс» принадлежат компании Warner Bros, богатой и жадной. Фэны дают деньги Робу Томасу, а на самом деле за его спиной довольно потирает ручки симпсоновский мистер Бёрнс. Безусловно, 5,7 миллионов — это грязными. Вычтите из них еще комиссию Кикстартера и платежной системы, налоги, стоимость сувениров и почтовой рассылки — дай бог, если останется хотя бы половина собранной суммы. Остальные деньги на съемки дал Warner, но он не сильно расщедрился — официально бюджет фильма составил чуть больше шести миллионов. Ладно, половина зато «наша».

Вторая претензия: в результате получилось, что фэны сами заплатили за возможность рекламировать будущий фильм на всех углах. На память приходит Том Сойер и покраска забора. В Warner американскую классику перечитывают, наверное, регулярно.

Но, как фанат и бэкер, я скажу на это — в конце концов, для меня это единственный способ сказать Робу Томасу спасибо за сериал (он транслировался на российских каналах). Мне это стоило копейки, зато теперь есть еще и фильм. Я думаю, многие бэкеры руководствовались такими же доводами, кроме, конечно, того, кто заплатил 10 тысяч за право сыграть эпизодическую роль официанта — у него были какие-то более амбициозные мотивы.

Организационные проблемы оказались куда более значимыми. Для начала, Роб Томас и Warner решили, что за пределами США есть только Канада, а остальное — то ли Нарния, то ли Вестерос. Проблема в том, что за пожертвования от 25 долларов полагаются, как всегда в таких случаях, разные материальные плюшки: футболки, диски, плакаты и фотографии с автографами. Почтовый сервис, с которым Уорнер заключил контракт, не предусмотрел рассылку куда-либо кроме двух стран. А стало быть, у международных бэкеров не было стимула перечислять больше 10 долларов (на протяжении всего срока сбора сумму можно менять в любую сторону). Это проблему постарались исправить, надо отдать должное, довольно оперативно — список стран был расширен, но недостаточно, чтобы охватить всех. Те, кто могли заплатить больше, просто не имели стимула — футболку всё равно не получишь.

Весь год Роб Томас писал бэкерам письма, и это были не казенные послания пиарщиков, а нормальные человеческие письма. Томас слал фотографии со съемок, отчитывался по цветокоррекции и рассказывал, как он переживал во время тестового показа. И, конечно, благодарил всех, кто сделал этот проект возможным. Если даже за него эти письма сочиняла FR-служба (fan relations — сейчас она есть у всех кинопроизводителей), то это хорошая работа.

И вот, после радостного ожидания, в день премьеры разгорелся скандал. Суть в том, что любой, кто перечислил более 35-ти долларов, должен был получить в составе плюшечного пакета цифровую копию в день премьеры. Проще говоря, 14-ого марта ему должно было прийти письмо со ссылкой и кодом для бесплатного скачивания или онлайн-просмотра копии фильма. Таких бэкеров набралось 65715 человек. Скачать надо было через Flixster/UltraViolet. Flixster.com — онлайн-сервис для просмотра, покупки и аренды фильмов, UltraViolet — библиотека цифровых прав, облачный сервис и еще цифровой локер.

Жалобы посыпались со всех сторон: не получил код, не смог скачать, нет HD, не работает на моем устройстве, не дружит с iTunes, не дружит с Амазоном, и просто отказано, потому что пользователь не из той страны.

Роб Томас попытался оправдаться, что Фликстер в качестве платформы был выбран изначально, так как он позволяет обеспечить максимальный охват с технической стороны и с точки зрения географии. Это не совсем правда, хотя Томас тут не виноват. Начнем с того, что Фликстер принадлежит всё той же компании Warner Bros.

Фликстер существует в связке с УльтраВайолет, который в свою очередь позиционируется как самый простой, удобный и универсальный сервис для организации своей видеобиблиотеки — вы можете покупать фильмы на дружественных ему ресурсах, оцифровывать уже купленные диски, переносить цифру на диск и обратно, сдавать в аренду принадлежащее вам видео, смотреть чужое, и, главное, на любом удобном для вас устройстве. Бес-плат-но. И совершенно легально, потому что это всё защищено DRM. Надо отметить, что UltraViolet никакого видео не хранит и не показывает, он лишь разрешает вам смотреть то, за что вы заплатили и заплатите еще не раз.

Как обычно, всё оказывается не так сладко, как описывается в рекламе. Сам-то УльтраВайолет бесплатный, но за просмотры, оцифровку и всё, что было перечислено выше, вы платите уже там, где вы покупаете, арендуете и так далее, причем, платите не один раз. Он действительно представляет собой наиболее универсальный формат DRM, этот формат, претендующий сейчас на роль стандарта, является детищем организации DECE, в которую входят 85 крупных игроков кино- и видеорынка от киностудий до ретейлеров, за исключением двух монстров — Дисней и Эппл. Проще говоря, никаких вам «Пиратов Карибского моря» на афилированных сайтах и никаких отношений с iTunes.

Смотреть и скачивать фильмы на сайтах, входящих в паутину УльтраВайолет, можно только зарегистрировавшись в УльтраВайолет и привязав эккаунт к тому сервису, где вы смотрите ваше кино. Зарегистрировались на Фликстере — регистрируйтесь на УВ.

К УльтраВайолет претензий много, но останавливаться на них нет смысла, потому что, несмотря на заявленную почти глобальность, жителей России всё это не касается. И хотя Роб Томас написал, что выбор в пользу Фликстер/УВ был сделан еще и благодаря тому, что им могут пользоваться жители других стран, но таких стран всего десять. А в списке рассылки материальных бонусов «Вероники Марс» таких стран двадцать одна. Тут начинается первая неприятность — если житель Бразилии или Швеции внес 35 долларов или больше, потому что ему хотелось получить футболку, плакат и цифровую копию (чем больше сумма, тем больше бонусов), то вот копию-то как раз он и не получит, потому что его страна в список УльтраВайолет не входит, а значит, Фликстер ему ничего не покажет.

Конечно, жалуются те, у кого что-то не заработало. Как заметил один из комментаторов на Кикстартере, «сломанное колесо громче всех гремит», но таких набралось много.

Мой личный вклад в общее дело не предполагал никаких плюшек, поэтому чужие страдания оставили меня почти безучастной. Но я решила попробовать заплатить за просмотр не тушкой, так хоть чучелком, зная, что затея бесполезная. Начала с Фликстера. После продолжительной борьбы удалось завести там эккаунт, а вот эккаунт на УльтраВайолет он мне автоматически создать отказался, зациклившись на регистрационной форме. Пришлось зайти на сайт УВ и завести эккаунт ручками, указав в качестве места жительства Швейцарию, хотя это кажущееся решение проблемы. Связать эти два эккаунта Фликстер не смог, ссылаясь на ошибку, мало этого, он запутался в моих е-мейлах, присылая мне письмо с запросом подтверждения на один адрес, и упорно указывая в качестве логина другой. Ну и ладно, через дымоход удалось проникнуть внутрь и попасть на страницу «Вероники Марс». Опции онлайн-просмотра мне недоступны (эккаунт на УВ так и не привязан), но по ссылкам я могу купить кино в том или ином виде — на Vudu и oTicket.

oTicket сразу мне сказал, что сервис только для жителей США. На Вуду пришлось опять зарегистрироваться, и он даже запросил номер моей кредитной карты, но тут ему отказала я, потому что уже выяснила, что Вуду тоже ни с кем, кроме жителей Соединенных Штатов, дел не имеет, хотя сам сервис про это молчал. Зато он теперь шлёт мне спам совершенно бесплатно. И он тоже требует привязать эккаунт УльтраВайолет.

Ради чистоты эксперимента я сходила на Амазон, где фильм есть в их собственном Amazon Instant Video. Амазон нам цифровой контент не продает, о чем я знала, но уж хотелось лишний раз увидеть это сообщение. А ведь деньги Кикстартер собирал через Amazon Payment, и тогда страна их происхождения не имела никакого значения.

Все подобные истории «Фраер ушастый с деньгами пришел» заканчиваются одинаково. Как сказано на Кикстартере в комментах, «iTunes сделал из пиратов платежеспособных покупателей, Warner — из покупателей пиратов». Вечером 14 марта сразу после премьеры «Вероника Марс» появилась в торрентах, так что вопрос с просмотром решился легко и быстро.

Я не в обиде: фильм снят, я его видела, а благодарности всем нам в финальных титрах мне лично вполне достаточно.

Краудфандинговые проекты будут развиваться и дальше. Сейчас Нил Янг (большинству известный по саундтреку к «Мертвецу» Джармуша) бьет очередной рекорд — 2 миллиона долларов уже собрано на его музыкальный сервис и плеер Pono. Независимая команда снимает свой сериал-продолжение «Стартрека» на собранные всё на том же Кикстартере деньги — уже выложено две часовых серии, на подходе третья. Три номинанта на Оскар в категории «документальный фильм» финансировались ровно таким же способом и один из них (Inocente) получил статуэтку.

Но если я захочу поддержать еще кого-нибудь, мало ли, Джосс Уидон затеет какой-нибудь проект, то я сразу добавлю долларов пятнадцать за пиратский просмотр. Авансом. DRM — это слишком сложно для меня.

P. S. Warner Bros объявил бэкерам, что вернет 10 долларов всем, кто не смог посмотреть фильм онлайн, и полную стоимость тем, кто купил фильм на Амазоне и iTunes (бесплатный показ был только на Фликстере).

P. P. S. За викенд «Вероника Марс» собрала в кинотеатрах 2 миллиона долларов. Форбс назвал этот случай беспрецедентным, поскольку фильм идет ограниченным прокатом и одновременно доступен на видео-он-деманд.



Анастасия Частицына

----

От редакции Roem.ru: Присылайте свои статьи, авторские колонки, обзоры и аналитику на editor@roem.ru. Авторам качественных текстов — гонорары, слава и полезные знакомства в комментариях.

Добавить 3 комментария