Кадры: «Островок» сократил треть штата

"Островок" объявил о масштабных сокращениях. Компанию покидает треть её штата.

"Причина этого решения в том, что мы хотим вывести компанию на окупаемость, как и говорили в прошлом году". Уходящие сотрудники получают: "компенсацию 3 месяца полных окладов/бонусов, мы докупаем им ДМС и делаем для них полный вестинг опционов в компании. Повторюсь, причина не в том, что покидающие нас коллеги плохо работали

— уточнил сооснователь "Островка" Сергей Фаге.

Вывод операционных расходов в плюс поможет нам привлечь существенный дополнительный капитал для инвестиций в создание самого узнаваемого онлайн-тревел бренда в России.

В марте 2013 "Островок" получил заметные $25 млн. от фонда General Catalyst Partners, Frontier Ventures, Accel Partners, Юрия Мильнера и других инвесторов.

Лучшие комментарии

  • Контекст комментария

    Sisu

    В Островке не надо было раскладывать никакую бизнес-модель по полочкам — ФОТ всегда у них висел огромным навесом в P&L, видели это даже слепые. Специально это было сделано или нет, но получилось неплохо — очень быстро собрали команду под проект с не то что не формализованными, а вообще неизвестными требованиями (никто не помнит уже, но первый план был делать клон Voyage Prive — «закрытый» клуб распродаж турпакетов), в результате проект не то что удалось запустить, а уже два раунда инвестиций привлечь. Продукт к последнему раунду уже стал похож на что-то осмысленное, внутри было нафигачено много инфраструктурных вещей, в том числе даже и не совсем обязательных, стало иметь смысл посчитать сколько и каких людей на самом деле нужно, думаю откажутся еще от какой-то части через некоторое время, но не так громко. Здесь все было грамотно и продолжается грамотно. Сотрудники Островка, однако, наверняка, не все догадывались, что их на такие зарплаты привлекают только на время и что им дальше, в других местах, никто последнюю зарплату + 10% предлагать не будет. Но это будет в сентябре, сейчас все в отпуск! Самая страшная буржуинская тайна, однако, в другом — бизнес-модели в Островке не было и нет. На партнерке Expedia и Laterooms на деньги инвесторов перебидить booking.com в контексте и на tripadvisor, генерируя маржу на продаже русских гостиниц из инвентори Букинга, которые в онлайне если и покупают, то на Букинге же? Право слово, пока не поздно лучше постройте на полученные деньги трехзвездочную гостиницу в Питере, точно окупиться за 10 лет, вы же говорили, что хотите играть в долгую. Еще в качестве бонуса сможете отказаться подписывать контракт с Октого, на каждый их пресс-релиз сможете давать комментарий, что им пока так и не удалось законтрактовать все гостиницы в России.

Добавить 28 комментариев

  • Ответить

    Ну это нормально, естественный эволюционный процесс стартапа, то же самое было с Викимартом в 2011-м, ибо burn rate был не слабым. Думаю было так: пришли в марте инвесторы, привели своих «цепных» консультантов-аналитиков, те разложили всю бизнес модель по полочкам (доходы/расходы ФОТы и прочее прочее), вынесли моск руководителям подразделений и основателям, вгрызаясь в каждую цифру, каждую потраченную копейку, построили тренды развития при текущих раскладах, получилось не так, как хотелось. Вероятно после контекста ФОТ был на 2-м месте по затратам. Провели assessments и отпустили часть команды, перераспределив задачи между оставшимися, существенно сократив тем самым burn rate. It’s startup, baby! Work hard & smart.

  • Ответить

    А, скопирую из своего FB: Когда «Островок» получил 25 лямов, я очень долго разговаривал с Serge Faguet (к сожалению, телефон с записью скоропостижно умер на следующий день и руки до восстановления ещё не дошли). Но кое-что в памяти отложилось. Итак, предложение «давайте поржём» над Фаге и его инвесторами-идиотами, по факту, не очень умное. Поскольку: а) куча сотрудников в «Островке» не вся поголовна занята сайтам. И эта куча сотрудников нужна потому что бизнес очень ёмкий по документам и дорогой. Есть достаточно большой бэк-енд. б) можно долгое время находиться в минусе, потому что ты знаешь, сколько денег тебе принесёт в среднем клиент сделавший покупку сегодня. Далеко не всегда этот клиент отбивается с первой покупки (хотя бывает и такое), но если не отбился — это тоже может быть нормально, в итоге он может выйти в плюс. В итоге твоё терпение приносит тебе лишнюю долю рынка. в) инвесторы, как бы нам не хотелось считать их идиотами, в большинстве случаев такими не являются. По понятным причинам.

  • Ответить

    Всегда относился с подозрением к так называемым «инкубаторским» бизнессам. Под этой терминологией я понимаю бизнессы которые живут в тепличных условиях на чужих деньгах. Они не сразу идут в бой за прибылью в штормовое море, а так живут в некой баночке отгороженной от всего мира и выращиваются. Понятно, что бизнес требует вложений, но они должны идти напрямую в самое развитие бизнеса. Если без банки приживётся, то пойдёт дальше и сам в рост. На деле же зачастую наблюдается как деньги грохаются в какие то плюшки для персонала и всякие безделушки для атмосферы, без которых и так сотрудник мог бы работать нормально. То что новые инвестиции залезли во внутренности и почистили лишнее только оздоровит и позволит сохранить деньги непосредственно в рост компании. Больше дела, меньше пафоса.

  • Ответить

    Евгений, пойдем дальше — те кто берут кредиты на развитие бизнеса — как минимум подозрительны, как максимум враги народа.

  • Ответить

    В Островке не надо было раскладывать никакую бизнес-модель по полочкам — ФОТ всегда у них висел огромным навесом в P&L, видели это даже слепые. Специально это было сделано или нет, но получилось неплохо — очень быстро собрали команду под проект с не то что не формализованными, а вообще неизвестными требованиями (никто не помнит уже, но первый план был делать клон Voyage Prive — «закрытый» клуб распродаж турпакетов), в результате проект не то что удалось запустить, а уже два раунда инвестиций привлечь. Продукт к последнему раунду уже стал похож на что-то осмысленное, внутри было нафигачено много инфраструктурных вещей, в том числе даже и не совсем обязательных, стало иметь смысл посчитать сколько и каких людей на самом деле нужно, думаю откажутся еще от какой-то части через некоторое время, но не так громко. Здесь все было грамотно и продолжается грамотно. Сотрудники Островка, однако, наверняка, не все догадывались, что их на такие зарплаты привлекают только на время и что им дальше, в других местах, никто последнюю зарплату + 10% предлагать не будет. Но это будет в сентябре, сейчас все в отпуск! Самая страшная буржуинская тайна, однако, в другом — бизнес-модели в Островке не было и нет. На партнерке Expedia и Laterooms на деньги инвесторов перебидить booking.com в контексте и на tripadvisor, генерируя маржу на продаже русских гостиниц из инвентори Букинга, которые в онлайне если и покупают, то на Букинге же? Право слово, пока не поздно лучше постройте на полученные деньги трехзвездочную гостиницу в Питере, точно окупиться за 10 лет, вы же говорили, что хотите играть в долгую. Еще в качестве бонуса сможете отказаться подписывать контракт с Октого, на каждый их пресс-релиз сможете давать комментарий, что им пока так и не удалось законтрактовать все гостиницы в России.

  • Ответить

    Нормальная западная практика. Фаге молодец, если всех сотрудников действительно отпускают с нормальной компенсацией и обналичиванием заслуженных бонусов. Сравните с историей роспуска редакции «Большого Города» :-)

  • Ответить

    К сожалению россияне мало ездят по стране. Бурного роста в этой отрасли не предвидится. В таких условиях не очень радужны перспективы российских туристических сервисов, особенно, если они не нашли своей уникальной ниши. А у Островка уникальности — ну вообще нет.

  • Ответить

    Вообще говоря, из «россияне мало ездят по стране» как раз следует, что можно, с некоторой вероятностью, ожидать «бурного роста в этой отрасли». Меньше-то мы ездить не станем, наверное?

  • Ответить

    В ближайшее время — без шансов. Тут одно за другое — чтобы ездили, нужны отели, а для того, чтобы были отели, нужно чтобы ездили. При этом даже если кто-то хочет поехать, как столкнется со стоимостью дороги и способах добирания до отеля, как увидит стоимость проживания, как оценит уровень сервиса, так сразу и передумает. А дороги строить и цену снижать никто не будет, пока ездить не начнут. Так одним Питером и Москвой (целыми 5ю гостиницами) люди и живут.

  • Ответить

    С сотрудниками обошлись в итоге хорошо, компенсация за 3 месяца, плюс иные бонусы, не в каждой компании при сокращении умеют красиво прощаться.

  • Ответить

    >>омпенсация за 3 месяца, плюс иные бонусы, не в каждой компании при сокращении умеют красиво прощаться. Ну да, конечно. Насчет 3 месяцев — это КЗОТ: В соответствии с действующим законодательством при расторжении трудового договора в связи с сокращением численности или штата работников организации, увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Насчет ДМС — компания обычно платит за год пользования, соотв никто ей за неполный год деньги возрв. не будет. только вот объясните что значит такая фраза делаем для них полный вестинг опционов в компании. Что это и сколько это в денежныъ единицах ?

  • Ответить
    Альтер Эго

    Это значит, что опционеры получат свой опцион полностью, даже если не успели доработать до нужного срока. В деньгах может быть и много, и ноль, и даже минус. Обычно уволенным дают достаточно короткий срок для выкупа опциона и превращения его в акции. Для недавно нанятых эта операция вероятно имеет не так уж много смысла, а у кого опцион по старым ценам — можно и выкупить, если верится в светлое будущее Островка.

  • Ответить
    Альтер Эго

    > у кого опцион по старым ценам — можно и выкупить, если верится в светлое будущее Островка. Опционные программы непубличных компаний довольно часто предусматривают обязательство компании выкупить акции, полученные по опциону, по цене последней сделки. Так что светлое будущее для некоторых, возможно, уже наступило — получали они или SAR, или опцион по оценке предыдущих раундов, а продавать будут по оценке на текущем раунде инвестирования. Масштабы компании, впрочем, таковы, что навряд ли это прям совсем много в абсолюте; плюс, если опционная программа была разумная — то большинство опционеров, тем более крупных, под сокращение попасть не должно.

  • Ответить
    Альтер Эго

    Ну это очень условное светлое будущее, даже если Фаге умолчал о выкупе. Если у кого из уволенных и есть пакет «на плаву», то если продать его сейчас — маловато будет. Губа уже раскатана, надо сидеть и ждать.

  • Ответить

    > 35 000 000 только самолетами летают, в 1.5 раза рост за три года, но живем целыми 5ю гостиницами, да. О, да. Очередной гений: «каждый кто летит куда-то должен купить гостиницу». Уважаемый, вы не из инвестфонда? Это там обычно мыслят линейными экстрполяциями. Еще ЖД посчитайте и автобусы, они тоже все должны купить гостиницу. Вы хотя бы понимаете 35 млн. чего это и много это или мало? Посмотрите тогда объем перевозок авиакомпании AirBerlin, хотя бы. Вам сразу станет грустно от цифры 35 млн. ВВЛ.

  • Ответить
    Альтер Эго

    Ну так откройте нам этот объём, поразите нас. Там же наверное 35 миллиардов? Или 35 триллионов? И ведь там ещё другие авиакомпании есть? Или давайте сразу к итогу перейдем. В ЕС перелетов 1 с копейками на человека в год, включая и внутренние, и внешние. И, конечно, никакого значимого роста. У нас ¼ на человека внутренних, что пусть в 4 раза меньше европейских, но так и у них не 20 гостиниц. Ну и рост 1.5 раза за три года линейной экстраполяцией ;-) дает нам европейский уровень через жалкие 10 лет. (А вы не эмигрант?)

  • Ответить

    Темпы роста SVO, DME и VKO говорят лишь об одном — о смерти региональных аэропортов, на расстоянии до 500 км от Москвы (более-менее есть чем похвастаться лишь Нижнему Новгороду) и о том, что на три вышеупомянутых города приходится практически 40 млн населения (весь ЦФО, да?) Это индикатор плачевного состояния авиаотрасли, и только. На отели это всё не влияет — трансферный пассажир приехал и тут же улетел. Гостиница не нужна.

  • Ответить

    Да, конечно. Потому что раньше было сто процентов, а теперь надо через Москву лететь из Хабаровска во Владивосток. И доля стремительно катится к 50%. (грубый пример).

  • Ответить
    Антон Батурин Мовиста

    Дополнительная информация по статистике летающих. За 2012 г. было 74 000 000 пассажиров. Но есть нюанс, как эта статистика подсчитывается. Человек слетал из Новосибирска в Хугарду с пересадкой в Москве и вернулся, по нашей статистике это уже 4 перевезенных пассажира. :) Вообще авиаперевозки у нас востребованы не более чем у 10% населения, такие вот объемы.

  • Ответить

    > Человек слетал из Новосибирска в Хугарду с пересадкой в Москве и вернулся, по нашей статистике это уже 4 перевезенных пассажира. :) Там в Таиланд прямые рейсы зато. А вот из Екб-Кольцово количество регулярных прямых международных только увеличивается, практически в любую европейскую страну без пересадки, а также в Доминикану (возможно с дозаправкой в Канаде). Так что Москва им уже и не нужна.