Google приобрёл производителя базы фактов

Google, на неназванных условиях, приобрёл калифорнийскую компанию Metaweb, создателя открытой базы данных с описанием машиночитаемых «фактов» и их отношений друг к другу, сообщает официальный блог поисковика. База уже собранных и будущих фактов — останется свободной и бесплатной, энтузиасты и бизнесы могут продолжать её наращивать и использовать.

Впервые (по мнению betanews.com) поисковый гигант собирается интегрировать в себя, что-то не наполняемое и не ограничиваемое им самим в плане содержания — это обозначает, что, по мнению Google монетизировать Freebase смогут только игроки обладающие в своём активе комплиментарными и хорошо подклеиваемыми к базе технологиями. Одной из них (а возможно и единственной) и является сам поисковый гигант, а рост базы сможет только укреплять существующее положение вещей. Допустимо перебрать уже существующие у Google сервисы или патенты, простым сложением, добавить к ним использование Freebase и посмотреть, как может поменяться структура доходов поисковика. Возможные метаморфозы настолько значительны, что не лишним будет конспирологическое замечание — сделка объявлена в выходные, то есть в максимальном удалении от пика пользовательского внимания к новостям. Её цель — не реакция биржи.

Целью приобретения заявляется лучшее понимание Гуглом фактического смысла взамен обычной терминологической выдачи. Приводятся примеры запросов, на которые предстоит отвечать при помощи технологий Metaweb: «сколько лет Обаме?», «колледжи на Западном побережье дешевле 30 тыс. долларов?» [colleges on the west coast with tuition under $30,000] — но ниша эксплуатации понимания Гуглом никак не объяснена. Между тем, если по полочкам разграничить сферы, где смысл выгодно понимать, на: «органическую выдачу» и (индексацию); и «рекламную выдачу» (и ввод исходных параметров рекламы) — просматриваются сразу несколько прибыльных стратегий, подкреплённых уже существующими технологиями и патентами Гугла.

Самое очевидное доходное применение это, конечно, объявления. Понимание запросов типа [colleges on the west… under $30,000] позволит рекламному отделу Google более адресно (а значит выгодно) выбирать и фокусировать показы. То, что рекламодатель больше не выдаётся в неинтересной (допустим по цене) для себя нише и значит, не тратит средства зря — переводит рекламные компании из разряда «сообщить более-менее всем» в иной продвинутый класс. Значительно расширяются параметры точности фокусировки, доступные в AdWords. Более того, понимание смыслов позволяет в принципе отказаться при построении рекламной компании от ключевых слов, а перейти к модели с большим охватом, где объявление будет выдано по совокупности фактов изложенных рекламодателем в той или иной заданной области своего сайта + какие-то факты, требующие учёта, можно сообщить Google приватно (а значит за отдельные деньги).

Если же рассмотреть запросы, справочного типа: «сколько лет Обаме?» и чуть более сложные вариации — легко подметить их смежность для сервисов вида: «Вопрос — (пользовательский) Ответ». Эти службы традиционно малозаметны и пока не предполагают успеха в глазах владельцев поисковых систем (так Яндекс.Ответы закрыт 15-го июля 2010, а международный Google Answers ещё в 2006-м). Однако машинное (то есть тотальное по всем темам) понимание смыслов, с привязкой к давно работающим у поисковиков технологиям, неожиданно, порождает целый ряд хорошо просчитываемых монетизируемых последствий для машинных ответов на Вопросы.

Дело в том, что автоответ — это «прокачка» разнообразных «колдунщиков», а отображение ответа на вопрос немедленно — делает ненужными переходы на «Википедию» и другие словарно-справочные сайты, часто хорошо видимые на первой странице SERP. И эта «не нужность» клика, для ухода «на Wiki» — заметно (минимум на 4−10% (при 10 пунктах в SERP и одном объявлении)) повышает вероятность выбора конкретного коммерческого предложения из рекламной части страницы, если хоть какой-нибудь клик всё-таки будет сделан. Пропорционально: повысятся и доходы поисковика с контекста; и понизится доля трафика создаваемого поисковым гигантом бесплатно.

Эксперт и разработчик Google Амит Сингхал (Amit Singhal) в недавнем интервью (взято вне контекста и до покупки Metaweb) высказал соображения, что «поиск без поиска» (точнее — «немедленные ответы» (в том числе на ещё и не сформулированные запросы)) со временем станут обычным поведением поисковика. В максимуме подобной стратегии — все 100% кликов, что состоятся на странице Google — будут реакцией на рекламу, просто потому, что «обычные страницы» в SERP лишь повторяют уже выданный сразу ответ и посетителю, тем самым, неинтересны. Хотя технически — именно «бесплатные» лучшие страницы в выдаче (и технологии структурирования «знаний» типа Metaweb) и позволяют поисковику выдавать ответы — своей доли обратного трафика с поиска у них уже не будет. Кроме переформатирования рынка SEO — «немедленные ответы» повышают ценность «очень странных страниц», то есть отвечающих на вопросы, принципиально не разрешаемые колдунщиками и базами машиночитаемых «фактов».

Добавить 7 комментариев

  • Ответить
    Альтер Эго

    Google не был бы Google — если бы не имел инструментария коммерчески ориентированного и на те самые «странности» в сети. Так в конце июня появились сообщения, что поисковик запатентовал систему, формулирующую популярные темы, не освещённые сетью в достаточной мере. То есть — за создание в промышленных масштабах примечательных страниц, не покрываемых колдунщиками («невыгодных» Гуглу в SERP) — возможно придётся даже заплатить Google. Другой вариант использования патента — при желании поисковик может стать самым крупным заказчиком публикаций выгодных для обвеса рекламой, но ещё не написанных (сегодня таким игроком является малозаметный, но, тем не менее, не проданный владельцами за 2 миллиарда долларов, Demand Media). На вышеописанном фоне былые баталии влиятельного Руперта Мердока и Google News, по мнению медиа-магната некорректно и бесплатно «эксплуатирующего» традиционных авторов и веб-сайты — больше не выглядят масштабными, несмотря на всю суммарную значимость сайтов Мердока в сети. Возможен куда больший переворот: главных, задающих правила и подчинённых в интернете.

  • Ответить
    Альтер Эго

    а отображение ответа на вопрос немедленно — делает ненужными переходы на «Википедию» и другие словарно-справочные сайты, часто хорошо видимые на первой странице SERP поисковики уже сто лет показывают ответы на вопросы в сниппетах Википедии и словарных колдунщиках. Совершенно непонятны потуги автора высосать из сделки какую-то внезапную эволюцию поиска Гугла. База нужна для того, чтобы лучше и надежнее делать то, что Google и другие поисковики и так давно уже делают. Лучше бы раскрыли тему связи Metaweb и Google Squared И эта «не нужность» клика, для ухода «на Wiki» — заметно (минимум на 4−10% (при 10 пунктах в SERP и одном объявлении)) повышает вероятность выбора конкретного коммерческого предложения из рекламной части страницы, а дайте пожалуйста ссылку, откуда у вас такая информация и именно этот процент

  • Ответить

    Представьте себе, что вы пришли и задали вопрос: [какая температура в январе в Билибино и зимний климат вообще?] И перед вами появилось 10 обычных ссылок в SERP с климатическими делами и про погоду там, а над ними полноценный ответ от колдунщика: «температура колеблется… бывает холодный ветер…» и т. д. А сбоку у нас будет 1 объявление: «Настоящие канадские зимние куртки специально для путешествующих по Чукотке. Приглашаем в наш магазин на Яхте, мы знаем за вашу тему!» Если мы рассматриваем ситуацию (в максимуме!), когда хоть какой-нибудь клик будет сделан — это будет клик НЕ на 10 ссылок «климатологов» и Гисметео, ответ-то от них вы уже получили, а это будет 100 процентный клик на «про куртку для поездки». Если ситуация не предельна, и там не 10 ссылок климатологов, а есть разные дела — всё-равно из 11 вариантов (10 естественных + 1 платный) одна ссылка климатологическая и потому вычитается. Было 11 возможных стало 10. Отсюда процент.

  • Ответить
    Иван Бегтин АНО "Информационная Культура"

    Лично мне интересно как теперь будет развиваться PowerSet который как раз FreeBase активно использовал. Только PowerSet теперь у MS, а FreeBase у Google. А вообще у Metaweb весьма мощные продукты что FreeBase с его API, что Gridworks по очистке данных и теперь Гуглу останется только подтянуть Wolfram Alpha для полного комплекта.

  • Ответить

    «Более того, понимание смыслов позволяет в принципе отказаться при построении рекламной компании от ключевых слов, а перейти к модели с большим охватом, где объявление будет выдано по совокупности фактов изложенных рекламодателем в той или иной заданной области своего сайта + какие-то факты, требующие учёта, можно сообщить Google приватно (а значит за отдельные деньги). » — http://searchengineland.com/coming-soon-paid-search-without-keywords-25312

  • Ответить
    Альтер Эго

    Смешно, что Гугл с его огромным количеством разработчиков и компьютерных мощностей так и не смог разработать подобный продукт самостоятельно.

  • Ответить

    Это не первый случай приобретения чего-то с рынка: Google Acquisition — Kngine (непопулярный поисковик, но работающий на купленных давича технологиях, кстати). Гугл смог разработать смежную к закупленной технологию. Когда «фактов» нет, но есть сеть типичных взаимоотношений внутри описываемых «фактов принимаемых за X в общем смысле». Она используется в Переводчике.Гугл. Тоже прикрутят, наверное, к новой покупке.