Сенаторы Франции попросили Google раскрыть поисковые алгоритмы под угрозой штрафа за отказ

Развитие событий: Google начал опускать в выдаче неоптимизированные под мобильные сайты (21 апреля 2015)

Сенат Франции поддержал поправки в экономическое законодательство снижающие заинтересованность Google во французском рынке. TechCrunch оговаривается, что у законопроекта впереди ещё нижняя палата Парламента "Национальное собрание", где могут победить противники документа.

Новый законопроект требует от национального телекоммуникационного регулятора Франции контролировать алгоритмы поисковых систем. На организацию возлагаются полномочия для обеспечения "справедливых и недискриминационных результатов поиска" (по мнению государства). Контроль подразумевает, что поисковые системы раскроют свои алгоритмы или будут выплачивать штраф в 10% от общемирового дохода компании с поискового бизнеса.

Сенатор Катрин Морен-Десели (Morin-Desailly), которая и инициировала поправки, уверена, что Google специально ставит на первые строчки выдачи свои продукты, а не аналоги конкурентов, даже если альтернативные сервисы объективно лучше.

Не ясно, готов ли Google выплачивать штраф в 10% от общемирового дохода и не раскрывать свои алгоритмы. Однако ясно, что детали французского законопроекта идут в русле разбирательств по поводу Google на уровне всего Евросоюза.

15 апреля европейский антимонопольный регулятор после пяти лет расследования выдвинул формальные обвинения против Google о недобросовестной конкуренции в области представления поисковых результатов путем приоритизации своих продуктов в выдаче → Roem.ru

Морен-Десели объяснила, что Европа решает вопросы слишком медленно и что нужно "поддерживать национальный бизнес сейчас". О нации речь идет в поправке, по которой поисковики будут обязаны давать ссылки, как минимум на трёх своих конкурентов с главной страницы и один из предложенных поисковиков должен быть французским. На практике Google держит во Франции около 94%, у американских Bing и Yahoo! одинаковые доли чуть меньшие 3%, но никакого "минимум третьего" поисковика-конкурента нет.

Во Франции есть поисковик Qwant. Министерство образования страны запланировало установить этот сервис на школьные компьютеры. Среди покупателей услуг Qwant числится немецкий медиа-холдинг Axel Springer, где Qwant используют для внутреннего поиска, Axel Springer числится и в совладельцах Qwant, владея 20% долей компании.

Французское издание La Figaro сообщает, что министр экономики Эммануэль Макрон высказался против законопроекта Морен-Десели, причём аргументы министра не патриотичны. Макрон предполагает, что вмешательство должно быть согласованно с Еврокомиссией. Очередное слушание законопроекта пройдёт в конце апреля.

По времени голосование по инициативам Катрин Морен-Десели совпадёт с окончанием срока действия ультиматума французских таксистов.

В начале месяца 14 организаций обратились к правительству страны и лично премьер-министру Манюэлю Вальсу с требованием изгнать из страны такси-сервис Uber (портфельная компания Google Ventures). В противном случае водители угрожают прекратить платить налоги и взносы соцстрахования. Нужно заметить, что законопроект Катрин Морен-Десели, протесты водителей — это не исключения, а скорее французское правило.

В 2009 году французы запретили Google сканировать книги; в 2012 попытались обложить поисковик налогом за использование материалов прессы для формирования Google News; в 2013 поняли, что налоги нужно наложить на YouTube; в том же году власти запретили Uber подавать машину быстрее, чем за 15 минут.

В 2014 своё получил Amazon — власти запретили книжному магазину давать покупателям книг скидку и бесплатную доставку.

Наконец к празднику, к 1 января 2015 года, французы запретили Uber. Сегодня сервис работает в "серой" правовой зоне. Он запрещён, на него налагаются небольшие штрафы, но дело подано на апелляцию и машину найти всё ещё можно, хотя конкурирующие классические таксопарки намерены уже через неделю пресечь перевозки "по-американски".

Добавить 17 комментариев

  • Ответить

    Ну вот, а говорили (коммунистические французские власти и коммунистические же хипстеры с Москвы, и с простой простой и с Эха Москвы), что Депардьё во всём не прав. А он был прав.

    Порадовали и взаимоисключительные таксисты. Как известно налоги платятся с доходов. Если доходов нет — то и платить ничего не нужно, а угроза «перестать платить» — ничего не стоит. Они и так не платят. А если доходы есть, то поводов выступать за дальнейший социализм — нету. Просто надо или крутиться на неудобных маршрутах, или сотрудничать с американской правительственной корпорацией Google-Uber. С этим, как я понимаю, у них не очень.

    Ждём развития французских идей в Греции и Албании.

  • Ответить

    Вот такое оно уважение Франции к частной собственности. Свой froogle захотели. Больше, чем на выплату десяти странам Гугла не хватит и всё равно останется много недовольных стран. Очень интересно, конечно, дальнейшее развитие. Можно было бы заключить договор между Гуглом и Францией, но немного пропустить пункт о том, как именно будет ракрываться алгоритм, а потом спокойно пересылать по одному письму в день, содержащему всего один символ.

  • Ответить

    Отключить всю Францию — нормальное решение, похожее было с газетчиками, которые получали дормовой трафик. У всех в Евросоюзе будет гугл, а у лягушатников — нет. Остальные страны такого не захотят, а через полгода у народа появится недовольство и требование вернуть назад.

  • Ответить

    Претензии французов к Uber совершенно обоснованны. Дело в том, что во Франции лицензия таксиста стоит до 200 тысяч евро. Чтобы было понятно, это примерно десять годовых медианных брутто-зарплат французов. В мелких городках лицензия стоит поменьше, тысяч 50.

    Несколько лет назад французское правительство уже обсуждало вопрос нехватки таксистов и их неадектатных цен и собиралось заметно (вдвое?) снизить цену лицензии, но тут возмутились таксисты: почему они на эту лицензию двадцать лет копили деньги, а теперь её будут раздавать дешевле? Тогда правительство решило выкупить лицензии по старой цене, а потом продавать дешевле, но на это у государства не было денег.

    Тут же конкуренцию таксистом, которые за право таксовать заплатили двести тысяч, сдали экзамены, получили страховки и т.п., начнут составлять обычные люди, ничему не учившиеся и ничего не заплатившие. Вам не кажется, что это справедливо было бы лишь после выкупа у таксистов их лицензий?

  • Ответить

    «Они ж давно раскрыты и лежат штабелями в любом уголке»

    Там так сложно, наверное французы хотят сразу, чтобы их и обучили и еще серверов отсыпали. А ключевое слово вообще не «контроль», а «управление». Отключив Францию Гугл потеряет около 0,5−1 млрд в год, а заплатив около 1,5 млрд (однократно?).

  • Ответить

    Кстати во Франции также к примеру не работают магазины по выходным дням (из-за подобного дебильного закона). Их там похоже штормит уже давно. Берега теряют совсем.

  • Ответить

    Государства офигели просто, хотят деньги за то чтобы подвозить кого-то (пускай это и доход такой). При этом ещё сделали необоснованно высокие цены лицензий (которые влияют на цену извоза потом).
    Короче косяк в налоговой системе. Судя по всему во многих странах должно вскоре измениться налоговое законодательство. Всё-таки 21 век уже.

  • Ответить

    А я бы не отказался от таких цен на лицензии. Во-первых, меньше случайно попавших в профессию людей, во-вторых лишиться лицензии её обладателям вряд ли хочется, а значит можно надеяться на аккуратное вождение и всё прочее.

  • Ответить

    Для отсеивания есть наниматели, отзывы, репутация, рейтинги — и эти методы не ведут к удорожанию тарифов, в отличии от дорогих лицензий.
    Я уже не говорю об этом:
    >в том же году власти запретили Uber подавать машину быстрее, чем за 15 минут.

  • Ответить

    Так когда лицензии начали так дорого стоить? Может быть тогда единственный вариант отзывов, репутации и рейтингов был сарафанное радио. А потом, вон, пробовали просто взять и опустить цену, но уже лицензированным водителям не понравилось.

    А вот запрет подачи быстрее, чем за 15 минут — это да, странно.

  • Ответить

    Может быть раньше и была необходимость (хотя нормальным было бы решение телефонных жалоб на то или иное такси, вроде так есть в некоторых странах),
    но сейчас то уже явно нужно пересматривать всю эту шнягу.
    Все хотят заказывать через смартфон и чтобы было быстро.

  • Ответить

    Корпорации должны отключать такие Страны от пользования своими сервисами. Никто не обязан пиарить своих конкурентов под страхом огромного штрафа. Все эти социальные проекты которые потом приносят в казну Стран миллиарды отобранные у корпораций явно не несут ни какого добра.

  • Ответить

    Ну это у них бизнес всё таки, и они скорее пойдут на любые уступки чтобы быть в большем числе стран. К тому же компания акционерная вроде как.

    Другое дело что интересно было бы — если бы они не выполняли требования и не платили штраф. Французские политики сами заблокируют в стране Google? :) маловероятно же.