Антипиратская «индульгенция» YouTube надоела международной федерации правообладателей

Развитие событий: Намеченный правообладателями к "вечной блокировке" RuTracker.org ушёл в оффлайн (6 октября 2015)

Гендиректор Международной федерации производителей фонограмм (IFPI), Фрэнсис Мур предложила отнять привилегии законодательной «тихой гавани» у принадлежащего Google видеохостинга YouTube.

Юр.: «тихая гавань», en.: «safe harbor». Защита поставщика услуг от преследования за чужие правонарушения, если поставщик готов оперативно устранять выявленные у себя на площадке проблемы. В области охраны прав «тихая гавань» является отражением DMCA — хостер стирает «пиратский» контент, как только получает сообщение правообладателя и не делит ответственность за «пиратство» с истинным нарушителем.

Заявление Мур опубликовано 14 апреля 2015. Предложение гендиректора IFPI не является позиций официальной власти Европейского союза; мнение Мур никак не связано с официальным обвинением Google Еврокомиссией 15 апреля — антимонопольные службы ЕС расследуют совсем другие продукты Google. IFPI не обладает правом законодательной инициативы.

IFPI выражает интересы правообладателей. Среди них полторы тысячи обыкновенных лейблов и все гиганты: Universal, Sony, Warner. Среди входящих в IFPI региональных ассоциаций — самая известная это американская RIAA. Прекрасно знакомы с IFPI «пираты» — во времена борьбы с The Pirate Bay, некто, в отместку, атаковал именно головной сайт федерации ifpi.org и шведское отделение ifpi.se.

В своём обращении Мур объяснила, что применение принципа «тихой гавани» к YouTube неуместно:

Законы, разработанные для безопасности пассивных хостеров, не должны применяться к активным поставщикам цифровых музыкальных услуг.

По мнению гендиректора IFPI видеохостинг обязан досконально обговаривать лицензирование с правообладателями. Вместо этого для Google открыта «тихая гавань».

Неизвестные YouTube пользователи свободно размещают любую незащищённую цифровыми «отпечатками» музыку — со всеми вытекающими приятными последствиями для слушателей и самого Google. Ролик присутствует на сайте до тех пор, пока его не снимет по DMCA правообладатель. По альтернативному сценарию — правообладатель найдёт свои материалы и получит выплаты от Google, правда размер компенсации вызывает вопросы внутри профессиональной федерации.

Поводом для выступления Фрэнсис Мур стали итоги 2014 года. Музыкальный рынок стабилизировался, новые сервисы показывают рост отчислений правообладателям — на 39% год к году, и для рекламной модели монетизации и для платного доступа по подписке. Ничем подобным не радует производителей фонограмм компания YouTube. Мур представила расчёты.

IFPI оценил число подписчиков на стриминговые сервисы в 41 миллион человек, и ещё около 100 миллионов человек используют стриминг по рекламной "freemium" модели. Совокупная аудитория стримингов принесла правообладателям доход в $1,6 миллиарда за 2014 год. На этом фоне YouTube тоже заявляет о миллиарде, но видеохостинг говорит о своих ежемесячных пользователях. Фактически YouTube — это самый большой в мире канал доступа к музыке, на порядок больший, чем стриминг.

К сожалению Фрэнсис Мур все звукозаписывающие компании получили от YouTube лишь $641 миллиона за отчётный год. Гигант дал в два с половиной раза меньше дохода, чем сравнительно небольшая аудитория Spotify, Deezer и остальных стримингов.

В истории YouTube уже есть многолетнее судебное противостояние о принципах «тихой гавани», но не с федерацией, а только с одним из правообладателей.

C 13 марта 2007 по 18 апреля 2013 (финал истории был ровно 2 года назад) видехоостинг судился за контент с медиакомпанией Viacom. За нарушение прав на свои ролики Viacom требовал миллиард долларов. После нескольких лет разбирательств выяснилось, что Google готов заплатить около половины. О цене стороны не договорились. Принцип «тихой гавани» сработал, в нарушениях прав на ролики оказались виноваты пользователи видеохостнга, но не сам YouTube.

Google традиционно экономит деньги. Кроме истории с Viacom и свежей реплики главы федерации IFPI, памятна история прошлого 2014 года. Тогда YouTube попался на шантаже музыкальных инди-лейблов. Ассоциация независимых издателей музыки Worldwide Independent Network (WIN) обвинила хостинг в желании получать их музыку очень дёшево, под угрозой удаления материалов WIN с YouTube. Вышеупомянутые Spotify и другие – оценивают труд музыкантов дороже. Мнения WIN и IFPI совпадают.

Переговоры YouTube и WIN продолжались минимум до лета 2014 года, что затягивало запуск новых услуг Google. В конце января 2015 канадская виолончелистка Зои Китинг (Zoe Keating) подробно рассказала, чего от музыкантов хотел Google и насколько это уместно для неё (малоуместно).

Добавить 5 комментариев

  • Ответить

    > YouTube — это самый большой в мире канал доступа к музыке

    Пардон, а видео «the most epic fails collections» там для мебели, что ли?!
    Сколько из потребителей Ютьюба слушают именно музыку — большой вопрос, не думаю, что много (хотя я, к примеру, сейчас именно так и делаю).

    Ну и про пассивных и активных хостеров тоже понравилось. Милонову сообщить не забудьте :)

  • Ответить
    Олег Яшин Русский Щит

    Тут другое интересно. Отмена принципа DMCA («сообщили-удалил») предусматривает ручной отсмотр каждого загруженного материала (автоматический уже есть, тот самый цифровой отпечаток) и ведение так называемых идентификационных файлов (что разрешено, а что запрещено обладателем прав) в постоянном контакте с правообладателем.

    Это означает огромный штат сотрудников и премодерация (цензура). IFPI адекватно оценивает то, что требует? Или это просто попытка срубить бабла, кивая на судьбу rapidshare (файлхостинг фактически прекратил существование в течении года после получения судебного распоряжения на проверку материалов пользователей после загрузки)? Или традиционный поиск несуществующего универсального решения («рубильник интернета»)?

  • Ответить

    По-моему, низкие отчисления Youtube на фоне остальных — самое адекватное объяснение конфликта и в статье оно много раз поясняется с числами.

    Предложение отмены принципа DMCA для Youtube — как настойчивое предложение Youtube не прикрываться пользователями-пиратами, а вернуться к переговорам по отчислениям.