7 самых эффективных способов похоронить собственный бизнес

Генеральный директор консалтинговой компании «Нигилист» Михаил Кондратенко рассуждает о том, какие типичные ошибки совершают топ-менеджеры и как их избежать

Из всех возможных применений выражения «рыба гниет с головы» лучше всего оно характеризует причины разрушения частного бизнеса. Некоторые компании гибнут под воздействием внешних факторов, но в большинстве случаев главным виновником краха оказывается собственник или генеральный директор. Причем люди в основном наступают на одни и те же грабли.

Я собрал несколько распространенных и очень дельных способов сравнять свой бизнес с землей.

Способ № 1. Доверяй и не проверяй

Выстроенная система бизнес-процессов убивает в сотрудниках творческую инициативу. Люди должны самоорганизовываться, договариваться, как им будет удобнее работать и взаимодействовать. Возможно, поначалу это приведет к некоторой хаотичности, но со временем верный вектор будет обязательно выработан. А вводить жесткие регламенты и мониторить течение всех процессов — значит расписываться в недоверии к своим подчиненным.

Почему это не так

Практика, при которой сразу несколько человек независимо друг от друга управляют процессами, — это классическая иллюстрация басни «Лебедь, рак и щука». Каждый линейный менеджер видит лишь один фрагмент картины, а цельное представление об устройстве бизнеса и путях его развития имеет только генеральный директор, или владелец компании. Поэтому он должен держать все нити в своих руках: устанавливать ключевые показатели под каждый проект, каждый отдел и каждого сотрудника и следить за их выполнением.

Способ № 2. Думайте исключительно о нуждах потребителя

Бизнес-модель — производная величина. Во главе угла должны стоять потребности клиентов, и при их удовлетворении каналы монетизации обнаружатся. Простой пример. Допустим, в вашем городе преобладают кофейни с необоснованно дорогим кофе. Откройте заведение, где ни один напиток не будет стоить дороже одного доллара. Если потребителям понравится такой подход (а им непременно понравится), они будут просиживать за столиками по полдня, и цифры сойдутся.

Почему это не так

Малый бизнес, как правило, работает в условиях высокой конкуренции. И на начальном этапе, когда большинство процессов еще не выстроено и нет ресурсов для точного прогнозирования, высокомаржинальная модель — это основа основ. При запуске бизнеса крайне важно понимать, как он будет окупаться, иначе все очень быстро закончится.

Когда American dream не работает: как маркетплейс для поиска репетиторов Preply не выстрелил в Америке и чему это научило компанию

Способ № 3. Осваивайте новые горизонты

Если подняли один бизнес, то справитесь и с другим. Диверсификация ресурсов, во-первых, исключает риск сиюминутного краха, а во-вторых, приумножает потенциальную прибыль. Отсутствие экспертизы в новой сфере не должно смущать. Ваш главный козырь — доказанный талант топ-менеджера, он позволит освоиться на любом рынке. Ну, а экспертизу наберете по ходу дела. Метод проб и ошибок — единственно возможный вариант, когда ступаешь на чужую территорию. Основной бизнес от этого ведь не пострадает.

Почему это не так

Едва ли не главное условие поступательного развития компании — полная фокусировка внимания со стороны руководителя. Получилось выстроить успешную модель — продолжайте заниматься исключительно ей, пока не достигли пика капитализации, возможного на вашем рынке. Стоит рассеять свое внимание на другие проекты, и провал, скорее всего, постигнет на обоих фронтах.

Что происходит с финансами и производством Tesla (ничего хорошего)

Способ № 4. Поезжайте в отпуск на полгода

Хорошего предпринимателя от посредственного отличает умение построить автономную компанию. При грамотной системе финансовой мотивации эффективность сотрудников не зависит от того, был ли начальник на утренней планерке. Причем срок вашего отсутствия большой роли не играет. Нет, конечно, на пять лет самоотстраняться не стоит: бизнес начнет подгнивать. Но за полгода ничего плохого не случится. Не зря же вы так тщательно выбирали замов. Так что, как только дела наладятся, улетайте на Бали. Вы разве не об этом мечтали, когда открывали компанию?

Почему это ошибка

Бизнес (особенно в России) зачастую существует в условиях постоянного кризиса. Если вы не видите каких-то перманентных проблем, значит, смотрите слишком узко. Нет ни одной компании, перед которой в данный момент не стоит какого-то выбора или значимой потенциальной проблемы.

Наемные менеджеры склонны к унификации своей работы. Они рискуют гораздо меньше, чем собственник, и потому комфортность процессов для них зачастую стоит на первом месте. Если менеджеры и видят внешние риски, то склонны считать их несущественными до тех пор, пока реагировать на них не станет уже поздно. У собственника же «чувство опасности» и ответственность за свое дело гораздо сильнее, поэтому его отвлечение от бизнеса чревато плачевными последствиями.

Способ № 5. Не увольняйте за ошибки

Добродушные, возможно, даже дружеские взаимоотношения с подчиненными — залог корпоративной гармонии. Никому не будет комфортно работать с начальником, который знает только три буквы: KPI. Все-таки все мы люди, и нам свойственно ошибаться.

Допустим, сотрудник не выполнил месячный план. Такое бывает. Не увольнять же человека, с которым столько лет проработал бок о бок. Всегда можно нанять новых, более исполнительных специалистов и создать под них параллельную ветку в бизнес-структуре. А для проверенных бойцов подберете задания попроще. Увольнение — крайняя мера, уместная только в исключительных случаях.

Почему это не так

Атмосфера в компании, безусловна, важна, но вторична по отношению к KPI. Если человек не справляется с задачами, его необходимо заменить. Когда у вас ломается какая-то деталь в автомобиле, вы же не думаете о том, сколько лет провели с ней бок о бок, а просто меняете ее. То же самое с увольнениями, это надо делать быстро и без сожаления. Человек найдет себе применение в другой компании, более подходящей для него. А вы подберете себе специалиста, который нужен бизнесу в данный момент.

«Пьянство, руки не из того места, катастрофическое нежелание работать». Почему производство в России — это ад

Способ № 6. Играйте в конструктор

Предприниматель — профессия творческая, и безостановочный поиск — ее неотъемлемый атрибут. Сотрудники, демонстрирующие превосходные показатели в одной узкой сфере, рано или поздно начнут скисать. Перед коллективом нужно постоянно ставить свежие цели, ротировать кадры между отделами, регулярно реформировать бизнес-процессы. Все это добавит динамики и ускорит темпы роста компании.

Почему это не так

Когда есть выбор, менять процессы или не менять, всегда выбирайте второй вариант. Чем стабильнее схема, по которой работает сотрудник, тем его труд эффективнее. Соответственно, продуктивность резко снижается, если персонал только и делает, что приспосабливается к новым условиям.

Способ № 7. Доверяйте только своим предчувствиям

Предпринимательскую жилку и сопутствующую ей чуйку с полным правом можно считать инструментами прогнозирования. Сфера применения этих навыков практически безгранична. В определенный момент успешный руководитель накапливает столько опыта, что в соответствии со своими предчувствиями может принимать решения по любым вопросам, от рекрутинга до маркетинговых инвестиций. Такой подход позволяет значительно снизить скорость реакции на внешние вызовы.

Почему это ошибка

Какие бы то ни было решения, тем более стратегически важные, должны приниматься исключительно на основе объективных данных. В вашем бизнесе заложено огромное количество информации: сколько у вас клиентов и какие бывают типы этих клиентов, какие у вас сотрудники и какая система их оценки наиболее эффективна, какие рекламные кампании сработали, а какие нет и почему. Любому предпринимателю свойственна импульсивность, а цифры — вещь отрезвляющая и дающая почву для осознанных решений. Чуйка и жилка — это прекрасно, но только подкрепленные цифрами они становятся непобедимыми.

Добавить 2 комментария

Для добавления комментария войдите или зарегистрируйтесь.