Васильев: Выкуп акций у иностранных акционеров ничего полезного «Яндексу» не даст. А вот получение денег от «Сбера» на развитие — это прикольно

Развитие событий: Заявление Яндекса по поводу слухов на рынке (22 октября 2018)

Сергей Васильев, один из совладельцев «Русских фондов», бывший совладелец «Рамблера» прокомментировал слух о возможном участи Сбербанка в бизнесе "Яндекса": "Главное, чтобы деньги от Сбербанка пошли в саму компанию на развитие бизнеса, а не на выкуп у многочисленных акционеров, которых Яндекс привлек уже много через американскую биржу. В случае простого выкупа акций у иностранных акционеров ничего полезного Яндексу такая сделка, конечно не даст". После выхода сюжета в СМИ YNDX подешевел сегодня (на момент публикации) почти на 15%, или на $1,3 млрд, до $10,2 млрд.

В новостных лентах обсуждают возможное приобретение Сбербанком доли (минимум в 30%) в Яндексе. Плохо это или хорошо для Яндекса и для рынка?

Попробую высказать свое мнение.

Безусловно, это позитивная новость и для самого Яндекса, и для всего нашего рынка.
Кто является конкурентом Яндекса, с кем он конкурирует? Сегодня это прежде всего глобальные мировые игроки, такие как Google, Alibaba.

Конкуренция с Google сегодня, это не столько технологическая конкуренция, а скорее финансовая. Чтобы конкурировать в современном интернете за качество поиска нужны огромные финансовые ресурсы. Тут нет волшебного движка, который могут придумать умные программисты и победят. Тут дело именно в совокупности финансовых и технологических возможностей противостоять мощи Googlе.

И если в США есть огромный фондовый рынок, который может привлечь для компании необходимые ресурсы, то на нашем рынке сравнимые ресурсы (миллиарды долларов) есть сегодня только у государства или у госбанков.

И потому, нет ничего плохого, что б вступать в партнерство с таким игроком, как Сбербанк, чтобы тот влил в компанию 2-3 млрд $, за долю в 25-30%.

Еще более интересная игра вокруг интернет-торговли, которая начинает разворачиваться, после того как Мейл.ру, совместно Мегафоном и РФПИ создали совместный бизнес с китайской Alibaba. Тут вместе объединились финансы государства (РФПИ), Усманова (Мегафон+Мейл.ру) и крупнейшего китайского холдинга.

Если Яндекс хочет конкурировать с такими игроками, ему нужно противопоставить не меньшие ресурсы. И потому Сбербанк, как противовес «Усманову+РФПИ+китайцам» вполне достойный партнер, чтобы не проиграть.

Тут конкуренция именно ресурсов, а не только предпринимательского и технологического искусства.

Главное, чтобы деньги от Сбербанка пошли в саму компанию на развитие бизнеса, а не на выкуп у многочисленных акционеров, которых Яндекс привлек уже много через американскую биржу. В случае простого выкупа акций у иностранных акционеров ничего полезного Яндексу такая сделка, конечно не даст.

Но думаю, Волож с Грефом и сами это прекрасно понимают.

В сентябре 2018 Mail.ru и «Мегафон» объявили о создании маркетплейса Aliexpress Russia, в который Mail.ru внесёт деньги, магазин Pandao и трафик (по собственной оценке MRG, холдинг владеет крупнейшим рекламоносителем Рунета). «Мегафон» передаст Alibaba Group 10% в MRG, РФПИ [суверенный инвестиционный фонд Российской Федерации с зарезервированным капиталом $10 млрд под управлением]. По данным источника «Ведомостей», близкого к сделке, РФПИ вложит в СП до $300 млн., закрыть её предполагается в I квартале 2019 года.

Sergey Vasiliev

Добавить 4 комментария

  • Ответить

    Ну по мнению Васильева — прикольно
    Но вообще, не очень понятно, каков процесс обсуждений
    Типа внутри решили, что неплохо бы купить долю в Яндексе, увидели Воложа, спросили: «Чо как, не продашь нам 30% акций?» — «А зачем?»

    Как говорится, осталось уговорить невесту.

  • Ответить
    Игорь Ашманов Сам себе компания

    Мне кажется, это вброс.
    Даже, возможно, кто-то играет на курсе. Сбер вон отрицает.
    Мне звонили журналисты из известных деловых изданий, которые издания потом, собственно, опубликовали о обрушили курс, спрашивали, что, мол, за слух, что Яндекс покупают что им в АП недовольны и т.п.
    Я-то ничего про это не знал, но кто-то явно им вбросил.