Наш интернет магазин торгует сертифицированной мобильной электроникой и подключился к Яндекс.Маркету (ЯМ) около 3-х лет назад. До этого мы рекламировались на Сотовике, Прайс.ру, Бегуне и др.
Поначалу результат от ЯМ был впечатляющий – продажи поднялись на 20-30%, и довольно большие рекламные расходы успешно себя окупали. Однако примерно с конца 2008 года на ресурс началось массовое проникновение торговцев «серым» - несертифицированным товаром, и наши объявления, также как и объявления других торговцев «белой» продукцией оказались вытеснены на вторую и третью страницу при самой важной сортировке - по цене. Это произошло потому, что у контрафакта себестоимость ниже процентов на 10-20 и при сортировке наши предложения оказываются в конце. Мы оказались перед выбором - либо смириться с падением продаж, либо покупать себе места на карточке товаров по цене в 3-5 раз больше, чтобы не затеряться в общей массе. Продажи упали, а рекламные затраты возросли.
Как же так получилось? Ведь ЯМ позиционирует себя как защитник прав потребителя, давая будущим клиентам развернутые советы как бороться за свои права с интернет-магазинами в разделе «Проблемы при покупке в Интернет магазинах» http://help.yandex.ru/market/?id=1090314. (Кстати, на наш взгляд, весьма лицемерная позиция - жить за счет интернет – магазинов и вобщем-то натравливать на них покупателей, склоняя их не к сотрудничеству с магазином, а именно к оказанию давления). Вот и в пункте 13, своих «Требованиях к рекламным Материалам», ЯМ заботливо пишет: «Предложения товаров, запрещенных к продаже дистанционным способом, могут размещаться на Яндекс.Маркете только при условии, что их продажа производится только на стационарных точках продаж». Если ограничивается продажа даже таких вполне легальных, но специфичных товаров, каким образом тогда все первые строчки предложений занял контрафакт? Куда смотрит всевидящая и независимая Служба Контроля Качества Яндекс.Маркета (СКК)?
Может быть сложно отличить торговцев «серым», от торговцев «белым» и ЯМ добросовестно заблуждается? Да нет.…Если для определения сомнительных магазинов недостаточно демпингующей, выбивающейся за рамки нормальной ценовой борьбы цены, почему бы просто не почитать отзывы клиентов, о которых ЯМ так заботится? Если раз за разом обманутые клиенты пишут – магазин торгует «серым», почему бы не копнуть поглубже, позвонить в заподозренный магазин, попросить задиктовать серийник, сверить его по открытой базе официального дилера? Или предпринять еще какие-то ответственные и достаточно очевидные шаги? Ответ напрашивается сам собой – ЯМ это ненужно – деньги, которые он получает за рекламу контрафакта ничем не отличаются от денег, получаемых за рекламу сертифицированных товаров. Мы, через работающего с нами менеджера, неоднократно выходили к СКК с предложениями по наведению порядка на ресурсе – безрезультатно.
Естественно, в силу этических причин, мы никогда не называли каких либо имен и названий сомнительных торговцев, но указанные выше простейшие способы контроля описывали. Более того, вобщем-то можно допустить, чтобы на ЯМ присутствовали и торговцы несертифицированным товаром, пусть у людей будет выбор, но необходимо их как- то отделить от торговцев РосТестом. Это было реализовано на старом Сотовике, и это было, с нашей точки зрения, правильно. К сожалению, это предложение тоже не было услышано. На ЯМ есть сортировки по цене, релевантности, доставке, почему бы не добавить еще один фильтр – по сертификации? Пусть по умолчанию выводятся только сертифицированные товары, а по специальному запросу - все остальные. То есть, сознательно отключив фильтр по сертификации, потенциальный клиент примет возможный риск на себя. А при существующем положении дел доверчивым клиентам продаётся техника, сделанная для Украины, Казахстана, других стран; продается и РосТест, ввезенный в обход таможни, - вся она более дешевая, но не поддерживается гарантиями производителей. Людей просто вводят в заблуждение при помощи ЯМ, и они потом испытывают трудности с гарантийным ремонтом.
В заключение хочется заметить, что непристало Яндекс.Маркету, выступающему защитником прав потребителя с одной стороны, с другой помогать недобросовестным торговцам этого потребителя обманывать.
P.S Хотелось бы еще немного рассказать о странных методах работы Службы Контроля Качества Яндекс.Маркета (СКК), но чтобы не смешивать сюжеты, отложим это на следующий очерк.
-----------------
Комментарий Roem.ru: так "серые" поставки или контрафакт? Если "серые", в обход официальных каналов - все нормально, никаких законов не нарушается. Если контрафакт, неужели вам сложно использовать простейший способ контроля - "звонок другу в управление К"? Непонятно.
Во-вторых, защита прав потребителя, под который вы, как понимаю, подразумеваете белый сервис, для меня достаточно спорный аргумент - я достаточно накушался белого сервиса, чтобы не отдвать ему предпочтение перед "серым".
Добрый день, Вопрос непростой — мы долго думали как быть с серым товаром. С одной стороны некоторые пользователи непрочь купить серый товар, а с другой стороны явно есть те, кто хочет купить только белый. Итого мы решили следующее: 1. В прошлом году мы ввели в формат XML для магазинов поле «Наличие официальной гарантии», а также поле «Страна производителя». Эту информацию мы показываем в описании предложения. Фильтр пока не сделали по ряду причин, возможно сделаем. 2. Магазины, которые обманывают пользователей, играясь на ценах серый-белый, китай-некитай, выключаются до исправления. Это проблема носила массовый характер в прошлом году, сейчас жалоб стало меньше. 3. Точно также как поиск Яндекса является зеркалом интернета, Яндекс.Маркет берет все товары, которые не противоречат законодательству РФ и решают задачи пользователей.