Условно всякий бизнес можно отнести к одной из двух больших групп: сезонный бизнес и несезонный. При этом сезонная составляющая может сильно варьироваться от минимальных значений до значений, определяющих всю маркетинговую стратегию.
Сезонность бизнеса выражается в цикличных колебаниях спроса на продукцию, в зависимости от времени года, культурных особенностей конкретной страны, а также от непредвиденных природных и техногенных факторов, которые, тем не менее, часто имеют свою закономерность (вероятность возгорания торфяников в засушливые периоды, эпидемии гриппа и т.д.).
Строго говоря, в той или иной степени сезонность свойственна практически любому виду коммерческой деятельности. Так обороты от розничной торговли непродовольственными товарами (бытовая и компьютерная техника, текстильная промышленность и т.д.) круглогодично имеют высокие показатели спроса, однако продажи существенно возрастают в период новогодних праздников. В случае, если разница пиковых значений достигает 30-40% (по статистике проектов компании i-Media), это направление деятельности компании можно считать сезонным. В противном случае бизнес можно рассматривать как несезонный. Так же из общих тенденций можно выделить почти повсеместный спад потребительской активности в летний период, так как многие люди уезжают в отпуска. Однако существует большой пласт товаров и услуг, которые не вписываются в эту схему.
Ниже речь пойдёт о ситуации, когда сезонность является ярко выраженной характеристикой, а также о том, как учитывая этот фактор максимально эффективно использовать инструменты SEO.
SEO на все времена
Нередки случаи, когда владельцы бизнеса с ярко выраженной сезонностью в несезон пытаются минимизировать все возможные издержки, включая бюджеты своих SEO-кампаний.
Продвижение сайта должно быть непрерывным, даже если бизнес имеет ярко выраженную сезонную составляющую. Остановка продвижения в несезон приводит к потере имеющихся наработок и результатов.
Тем не менее, это вовсе не означает, что бюджет нельзя корректировать. На самом деле, некоторое перераспределение ресурсов даже необходимо, но для начала нужно определиться, какие из инструментов SEO-продвижения являются «активными», какие «поддерживающими», а какие «подготовительными», когда их лучше использовать и когда настаёт время подводить итоги.
Подготовительное SEO
Подготовительное SEO – это своего рода нулевой этап. Тем не менее, как будет видно позднее, он также является своего рода завершением цикла продвижения, за которым последует новый.
Подготовительный этап включает в себя:
- Составление грамотно проработанного семантического ядра
- Масштабные доработки на сайте, редизайн
- Анализ поведенческого фактора и усиление слабых позиций
Подготовительный этап – это фундамент, который позволяет строить дальнейшую SEO-кампанию наиболее эффективно. Зачастую при поступлении сайта в работу в преддверии сезона уже не остаётся времени на серьёзные доработки, в таком случае этот этап проделывается в конце цикла.
Активное SEO
Активным SEO-продвижением можно считать классические манипуляции, которым подвергается сайт, когда он только приходит на продвижение. На начальном этапе важно максимально быстро добиться первых результатов, а также создать все условия для устойчивой положительной динамики.
Вот основные задачи, которые должен решить SEO-специалист в первые недели и месяцы работы с сайтом:
- Обновить метаданные на продвигаемых страницах
- Обновить тексты
- Убедиться, что сайт не имеет проблем с индексацией в поисковых системах
- Внести необходимые правки во вспомогательные файлы вроде robots.txt
- Приступить к работе над внешней ссылочной массой
- Работа над поведенческими факторами ранжирования
- Работа над коммерческими факторами ранжирования
В дальнейшем многое из этого придётся проделать не один раз, однако, в период несезона нет необходимости без конца переписывать тексты и метаданные, так как это будет нерациональная трата ресурсов. Зато такая необходимость появляется при подготовке к очередному сезону.
Поддерживающее SEO
Поддерживающее SEO – это тот комплекс работ, который проводится для удержания имеющихся результатов.
Вот некоторые из способов сохранить достигнутый результат в несезон:
- Поддержание имеющейся ссылочной массы
- Анализ изменений на сайтах конкурентов
- Анализ собственного сайта на предмет возможных улучшений
- Написание и размещение тематических статей, развитие ресурса
Безусловно, основное тут – поддержание ссылочной массы. Как известно, наибольшую ценность при ранжировании имеют старые ссылки, поэтому нельзя допускать их утерю.
Анализ результатов
В независимости от того, как прошёл сезон, по его окончании необходимо проанализировать эффективность всех сделанных шагов. Особенно это будет полезно в случае, если желаемый результат так и не был достигнут, так как это поможет разобраться в вероятных причинах неудачи, что в итоге поможет более грамотно спланировать следующий цикл продвижения.
Рис.1. Основные этапы SEO-продвижения
Этапы продвижения сезонных сайтов на примере интернет-магазина новогодних товаров
Для большей наглядности возьмём в качестве примера некий интернет-магазин, занимающийся продажей новогодних товаров, а, следовательно – обладающий очень ярко выраженной сезонностью. Для того, чтобы оценить сезонность сайта, достаточно взглянуть на годовую статистику трафика. Для удобства рассмотрим период с апреля 2013 года по апрель 2014.
Рис.2. График посещаемости интернет-магазина новогодних товаров за год
Как и следовало ожидать, трафик уверенными темпами начинает расти уже с середины сентября, достигая своего пика к концу декабря. По отношению к августу в декабре количество ежедневных посещений возрастает в 32 раза. Первого января кривая резко идёт вниз, после чего ещё некоторая активность сохраняется, но такие посещения уже вряд ли будут конверсионными. С наступлением марта и вплоть до следующего сентября на сайте крайне мало посещений.
Именно исходя из этого графика можно наиболее точно определить оптимальный старт SEO-кампании, а также спланировать её основные этапы.
Старт SEO-кампании: Апрель-Май
Не секрет, что все важные мероприятия требуют заблаговременной подготовки. В полной мере это относится и к празднованию Нового Года. Уже с первой половины сентября люди начинают интересоваться праздничными товарами и услугами, после чего интерес уже растёт в геометрической прогрессии. Следовательно, начиная с этого периода, сайт уже должен быть готов занять как можно более высокое место в выдаче поисковиков по соответствующим запросам.
Обозначив сентябрь, как непосредственный старт коммерческой активности, необходимо определиться, когда же следует заняться продвижением.
Для того что бы успеть в полной мере подготовить сайт к сентябрю, приступать к продвижению необходимо не позднее июня. В случае если владелец сайта понимает, что сайт требует серьёзных доработок, например перевёрстки макета либо изменения структуры сайта, обратиться к SEO-специалисту следует уже в апреле. Таким образом, для интернет-магазина новогодней тематики оптимальным временем старта продвижения будет являться апрель-июнь, так как это даст достаточно времени на то, что бы выявить возможные проблемы и успеть внести доработки.
Данный вариант можно считать идеальным, так как в противном случае есть риск войти в новый сезон со старыми проблемами, а значит – потерять деньги.
Параллельно с техническими доработками нужно не теряя времени приступать к внутренней оптимизации страниц по мере их готовности, а так же наращивать ссылочную массу в случае её отсутствия, либо неудовлетворительного качества.
В случае, если сайт пришёл на продвижение позже указанного срока, данный этап приходится опускать.
Чем раньше будет запущено продвижение, тем больший объём работ можно будет успеть провести до начала сезона.
Подготовка к сезону: Июнь-Август
В этот период проводится «активное продвижение» - приводятся в порядок оставшиеся тексты и метаданные, проводятся заключительные, но уже не крупные доработки. Большое значение начинает приобретать арендная ссылочная масса, которая к концу июля уже должна достигнуть своего планового уровня.
Помимо арендной ссылочной массы в этот период следует уделить внимание и вечным ссылкам. В преддверии праздников в интернете начинает появляться большое количество тематических статей, размещение ссылок в которых крайне положительно сказывается на продвижении, помогая продвинуть особенно важные запросы. Закупка вечных ссылок способствует росту тИЦ.
На примере рассматриваемого интернет-магазина можно видеть, что пока ещё незначительный трафик возрастает в полтора раза.
Начало сезона: Сентябрь-Ноябрь
К этому моменту уже должна быть проведена внутренняя оптимизация, допустимы лишь незначительные правки в текстах и метаданных, в случае их явной необходимости.
Основная работа в этот период должна быть сосредоточена на ссылочной массе, в особенности это касается вечной ссылочной массы, которую необходимо продолжать наращивать.
В случае рассматриваемого интернет-магазина трафик за этот период возрастает в 8,5 раз.
Пик сезона: Ноябрь-Декабрь
На данном этапе уже скорее можно пожинать плоды своего труда, нежели радикально что-то изменить. Ссылочную массу необходимо поддерживать, но в её увеличении смысла уже нет.
Трафик рассматриваемого сайта за период ноябрь-декабрь увеличивается почти в 5 раз.
Спад активности: Январь-Апрель
Когда сезон позади, настаёт время провести анализ проделанной работы и наметить дальнейшие планы. При необходимости (которая в той или иной мере присутствует всегда), в этот период можно вносить любые правки на сайт без опасений, что они не успеют должным образом проиндексироваться и сорвут сезон.
Делать в этот период упор на вечные ссылки, ровно как и наращивать арендную ссылочную массу, смысла нет, однако крайне важно поддерживать накопленный багаж.
Почему всё так долго?
Да, SEO-продвижение не является быстрым. Достаточно много времени уходит на подготовку новых метаданных и написание текстов, после чего их необходимо согласовать с клиентом, при необходимости внести правки и уже после этого внести на сайт. После этого начинается ожидание индексации изменений, скорость которой зависит только от поисковиков. Точно с такой же проблемой сталкиваются сайты, на которых закупаются ссылки – прежде чем ссылки будут учтены при ранжировании, они должны быть проиндексированы. Всё это приводит к тому, что SEO-кампанию следует начинать заблаговременно.
SEO-продвижение является достаточно инертным инструментом интернет-рекламы, это необходимо учитывать при планировании всей рекламной кампании.
Заключение
Основной целью данной статьи было показать, что сайт с ярко выраженной сезонностью, как и всякий другой, нуждается в постоянной, круглогодичной работе, хотя её характер существенно меняется в течение сезона.
Выше был описан годичный цикл работы с сезонным проектом на примере сайта с новогодними товарами. Безусловно, данный пример можно назвать «самым сезонным» из всех возможных, тем не менее, существует огромное количество направлений бизнеса, а значит – и интернет ресурсов, к которым данная схема вполне применима.
Как видно из рассмотренной выше схемы продвижения, каждый этап работы над проектом имеет своё назначение и не может быть опущен, так как это неизбежно повлияет на другие этапы и может сыграть злую шутку на стадии активной подготовки к сезону.
Продавцы цветов с нетерпением ждут 8 марта, производители кондиционеров – невыносимой жары... А мы ждём высоких позиций и хорошего трафика у наших клиентов. Главное - заранее подготовиться!
А если серьёзно, господа собравшиеся, то вы занимаетесь сейчас ни чем иным, как клеветой, то есть дачей заведомо ложной информации в публичном месте, пороча репутацию компании i-Media. Можете на досуге об этом почитать вот тут http://ozpp.ru/laws/kod_12_129.php. Там тоже статья, только не про SEO.