Возглавляемый Клименко ИРИ добивался и не добился снижения доступности пиратских медиа, а не снятия пиратских материалов по запросу

Герман Клименко объяснил модель работы торрент-трекера Torrnado, который годами связывают с именем предпринимателя. «Он ничего не нарушает. Все претензии удовлетворяются, если что-то происходит. Есть процедура соответствующая, которая абсолютно законна: нам пишут правообладатели, мы удаляем», — рассказал Клименко «Русской службе новостей».

Примечание: по данным "Роскомсвободы" torrnado.ru за нарушение авторских прав в 2015 году блокировался судом 5 раз.

4 января 2016 года предприниматель вошёл в число служащих Администрации Президента (АП) РФ в ранге советника по вопросам развития интернета. Развитием отрасли современных технологий в России (интернет, софт и медиа) занимается не только АП, но и Институт Развития Интернета (ИРИ), где Герман Клименко выступает Председателем Совета.

В октябре 2015 года ИРИ опубликовал проект «Предложений по формированию долгосрочной программы развития российской части информационно-коммуникационной сети Интернет и связанных с ней отраслей экономики». В документе Институт, в частности, рассматривал проблему «пиратства». ИРИ установил что:

"Рост сегментов медиа ограничен динамикой рекламного рынка".

… и предложил добиться: Снижени[я] доступности пиратских медиа-продуктов для обеспечения справедливой конкуренции и развития отечественных производителей и сервисов. Для этого индустрии необходимы, в частности:

  • Консолидация усилий участников отрасли для снижения доступности пиратского контента;
  • Законодательное утверждение обязательного статуса решений игроков по снижению доступности пиратского контента;
  • Формирование отрицательного общественного мнения к распространению и потреблению пиратского контента.

Фактически по состоянию на начало 2016 года доступность «пиратского» контента не падает, хотя в стране есть минимум две модели по его удалению из доступа. Упомянутая Германом Клименко модель, где трекеры удаляют «пиратский» контент по запросам правообладателей. И вторая — где за «пиратство» наказывает суд. В неблагоприятном для подозреваемого интернет-сайта случае суд может принять решение о блокировке доступа на сайт, вплоть до «вечной» блокировки.

Из истории такого торрент-трекера, как Rutracker известно, что не работают ни первая, ни вторая модели и, вероятно, следует согласиться с предложениями ИРИ Германа Клименко об «утверждении обязательного статуса решений игроков по снижению доступности пиратского контента».

4 декабря 2015 года Мосгорсуд принял решение о вечной блокировке Rutracker (вступило в силу 12 января 2016 года) по иску ЭКСМО о распространении книги Виктора Пелевина и иску «СБА-Продакшн», владельца прав на материалы рэпера Гуфа. Rutracker тоже утверждал и утверждает, что «пиратский» контент правообладатель может снять с раздачи связавшись с администрацией проекта. Суд не заинтересовался такой простой бизнес-моделью и занял сторону правообладателей.

RuTracker получил блокировку на второй пожизненный срок за книжки Пелевина и песни рэпера Гуфа

Практического значения для развития легальной интернет-экономики решение суда не имеет, так как блокировки доступа на Rutracker у российских провайдеров не произошло. Не имеет значения и досудебная модель. Претензии ЭКСМО к Rutracker были не единичным и первым в истории случаем нарушения прав издательства, а лишь очередным. Трекер распространял материалы ЭКСМО и ранее, что было установлено в другом судебном разбирательстве. Первую пожизненную блокировку Rutracker получил в начале ноября 2015 года, по иску того же ЭКСМО.

И Rutracker, и Torrnado, и другие размещают на своих страницах не только материалы, которые иногда приходится снимать по запросу правообладателей, но и рекламу. Упомянутую выше в документе Института Развития Интернета, как фактор, который влияет на рост сегментов медиа.

23 декабря 2015 года правообладатели из кластера «РАЭК/Медиа» (РАЭК один из организаторов вышеупомянутого ИРИ, директор РАЭК Сергей Плуготаренко один из 5 участников возглавляемого Клименко Совета ИРИ) предложили:

Пиратские сайты не имеют права быть участниками рекламного рынка наравне с остальными. В частности, пиратские сайты должны быть исключены из рекламных сетей, распространяющих контекстную, баннерную, видео- или иную дисплейную рекламу. Пиратские сайты также должны быть исключены из оборота платежных сервисов.

Заявление «РАЭК/Медиа» было поддержано организациями, объединяющими большинство российских и зарубежных правообладателей и легальных дистрибуторов цифрового контента: Ассоциацией «Интернет-видео», Ассоциацией Продюсеров Кино и Телевидения, Гильдией Продюсеров России, Российской Антипиратской Организацией, Ассоциацией по защите авторских прав в Интернете и Национальной Федерацией Музыкальной Индустрии (вопреки слову «национальная» в своём названии НФМИ объединяет Sony Music, Universal Music, Warner Music, EMI, главные музыкальные компании мира, и лишь двух отечественных издателей — Gala Records и Navigator Records).

Схема, где «пираты» потеряют рекламные деньги (или хотя бы часть этих денег, приходящих из русских рекламных сетей и через отечественные платёжные инструменты), в теории выглядела интересно. Идея совпадает с программной идеей из документа ИРИ о динамике рекламного рынка и росте сегмента медиа. Однако заявление было актуально лишь двое суток. 25 декабря РАЭК заявила:

Последнее заявление Кластера о размещении рекламы на пиратских интернет-ресурсах отправляется на доработку. Измененная версия будет представлена в январе 2016 года. РАЭК признает, что в данном случае – налицо нестандартная ситуация, связанная с неоднозначной трактовкой инициатив Кластера в профессиональных кругах, а также с оценкой деятельности Кластера в PR-плоскости. Руководство РАЭК и Председатель Кластера “РАЭК / Медиа” приостанавливают публичную деятельность Кластера сроком на 1 мес., вводят запрет на любые высказывания по данной теме от имени Кластера в СМИ и социальных медиа – вплоть до момента завершения внутреннего расследования последних инициатив Кластера и их первоисточника.

Кластер «РАЭК/Медиа» не только предложил лишить «пиратов» рекламных денег, но и выработал так называемые признаки заведомо «пиратского» сайта, среди которых был:

Ключевой признак – размещение объектов авторских прав или информации, необходимой для их получения, без соответствующих лицензионных договоров или иных разрешительных документов от правообладателя.

Возвращаясь к объяснению Германом Клименко правовой модели трекера «Torrnado: «Он ничего не нарушает. Все претензии удовлетворяются, если что-то происходит. Есть процедура соответствующая, которая абсолютно законна: нам пишут правообладатели, мы удаляем» — можно предположить, что договоров с правообладателями у Torrnado нет.

4 января 2016 года Клименко потерял возможность заниматься бизнесом, так как стал чиновником Администрации Президента. Смена статуса пока привела лишь к публичному пересчёту всех активов связанных с именем Клименко, а не к полному дистанцированию советника от бизнес-проектов, как того требует закон. Журналисты «Ведомостей» связали торрент-трекер Torrnado с именем Германа Клименко накануне, 18 января. «Ведомости» показали совпадение между номинальными владельцами-управляющими торрент-трекером и владельцами-управляющими признанного легального проекта Германа Клименко «Mediametrics». СМИ «Mediametrics» и домен Torrnado.ru принадлежат структурам под контролем Алевтины Якобсон, которая является старым сотрудником Клименко.

«Русская служба новостей» обсудила с Клименко торрент-трекер Torrnado. «Моя позиция, что торрент-трекеры имеют в законном поле право на существование, как и любые иные ресурсы, если они выполняют распоряжения всех кодексов и прочее», – сказал радиостанции советник Президента. Клименко не стал отрицать своей связи с Torrnado. Клименко знает фактических владельцев трекера: «Владельцем сервиса Torrnado является компания Eco PC. Я не являюсь владельцем в юридическом смысле. Просто хочу сказать, что факт-чекинг газеты Ведомости странный».

Вне зависимости от того, кто на самом деле зарабатывает с рекламы на Torrnado, является ли этот сайт «пиратским» или не является, раз снимает материалы по запросам — советник президента не считает борьбу с «пиратством» актуальной именно сейчас задачей. В кризис должны умерить свои аппетиты правообладатели, а не аудитория, и не трекеры размещающие рекламу: «Авторы должны быть более корректны в сложных экономических условиях по отношению к населению. И сейчас жестко педалировать эту тему [пиратства], мне кажется, не стоит. Когда экономика поднимется, можно будет вернуться к этому вопросу», — заявил Герман Клименко в середине января 2016 года телеканалу «Россия 24».

Клименко объяснил, что не следует спешить с блокировкой «пиратов» — не надо терроризировать людей в кризис

P. S. Эффектное предложение кластера «РАЭК/Медиа» лишить «пиратов» денег с рекламного рынка, получит продолжение меньше чем через месяц. Как пообещал РАЭК: «заявление Кластера о размещении рекламы на пиратских интернет-ресурсах отправляется на доработку. Измененная версия будет представлена в январе 2016 года». Можно предположить, что изменённая версия «заявления» будет мягче, то есть ближе к идеям Советника Президента, а не мнению Ассоциации «Интернет-видео», Ассоциации Продюсеров Кино и Телевидения, Гильдиеи Продюсеров России, Российской Антипиратской Организацией, Ассоциации по защите авторских прав в Интернете и мнения Национальной Федерацией Музыкальной Индустрии, которым была близка и первая версия документа.

Лучшие комментарии

  • Контекст комментария

    Олег Яшин Русский Щит

    >> На практике же, после принятия законов, не произошло
    >> вообще ничего.

    Это не так. До ситуации с рутрекером был четкий рост легализаций ранее пиратских ресурсов. Повышалось число сайтов, удаляющих по абузе, некоторые сами шли на контакт с правообладателем.

    Собственно тот самый пресловутый ВКонтакте окончательно развернулся и поменял систему (упростив удаление пиратки) летом 2013, когда вступил в силу 187-ФЗ (блокировка видео), если быть точным, в июле (вступление закона в действие — с 01 августа).

    Значительно выросло число пользователей и выручка легальных онлайн-кинотеатров (РОЕМ писал об этом).

    Цивилизованы целый ряд популярных интернет-библиотек (тот же ЛитМир и CoolLib и десяток более мелких). Снижение числа посетителей флибусты, выбравшей темную сторону силы, можно понаблюдать самому (http://www.similarweb.com/website/flibusta.net, http://www.similarweb.com/website/flibusta.me). Остается Либрусек, но по нему обещают сюрприз в ближайшее время. Как следствие — достаточно неплохо растут электронные продажи книг и системы ЭБС.

    >> и решал бы проблему с «пиратством» медийными средствами
    Уже было. Серия роликов по ТВ в большом объеме, социальная реклама. Эффекта ноль, точнее как в басне, Васька слушает да ест. А вот блокировка пиратских ссылок дает вполне видимый зрительно эффект.

Добавить 4 комментария

  • Ответить
    Олег Яшин Русский Щит

    >> Можно предположить, что изменённая версия «заявления» будет мягче…

    Думаю что да. Потому, что реальность вносит свои изменения.

    Например, это заявление подписала Ассоциация по защите авторских прав в Интернете (Литрес, ЭКСМО). Но при этом электронные продажи ЭКСМО идут через Литрес, а у него достаточно партнеров среди «пиратских» библиотек, и более того, реклама Литрес продолжает крутиться на пресловутом рутрекере (только что проверил — да, средний блок, верхний — Вулкан).

    Инициатива была понятна как теоретическое направление, требующее доработки. Именно потому ее подписали не все компании, входящие в РАЭК-МЕДИА.

  • Ответить

    Сколько шума было, когда в несколько подходов принимались «антипиратские» законы! В разговоры о том, что борьба с «пиратством» будет иметь характер спонтанного погрома хотелось даже верить. Ибо такая точка зрения, якобы, преобладала. На практике же, после принятия законов, не произошло вообще ничего.

    Более того. Из шкафов посыпались какие-то люди, с визитками аж члена АП Германа Клименко в руках, и с пятью фиктивными блокировками за «пиратство» лишь за один 2015 год. При этом РАЭК, где за редкими исключениями «пираты» вообще не состоят (исключение традиционно, вот уже лет 5, входящий в американский список главных «пиратов» мира ВКонтакте, член Совета РАЭК [sic!]), а те кто торгует контентом (или распространяет его с рекламой) наоборот состоят в РАЭК — настаивает не на усилении борьбы (ибо её пока нет вообще), а на какой-то ерунде. «Подождите до конца месяца бухаря и мы выкатим петицию про тесто и теста».

    Ну, то есть собрались в РАЭК правообладатели и выступили за интересы «пиратов». Смешно. Если бы это унижение ещё не стоило бы каждому члену по миллиону рублей (? или сколько ассоциация сейчас собирает с каждого из членов?). Проще платить по 500 тысяч «Русскому щиту». Антипиратский эффект будет такой же, как от заседаний на мероприятиях РАЭК, но хотя бы унижать тебя никто не будет. Вместо заявлений о том, что «пиратов» вовсе не надо мочить, буквально за «твоей» же подписью, как члена РАЭК — тихо мирно будут заноситься денежки в «Русский щит» и «Щит» будет благодарен, я уверен!

    P. S. На месте правообладателей и соответствующих сервисов я бы вообще вышел из ассоциации и всяких там «экспертных советов ИРИ» и решал бы проблему с «пиратством» медийными средствами. То есть — через популяризацию в художественных произведениях идеи о том, что «пират» мало, чем отличается от сами знаете кого. Причём в разных фильмах можно эксплуатировать разные соответствия, с учётом работы на интересы зрителя гомофоба, зрителя патриота, зрителя консерватора, зрителя ватника, антисемита, сиониста, гомосексуалиста, жлоба, эстета и т. д. и т. п. — кого хочешь!

  • Ответить

    >> На практике же, после принятия законов, не произошло
    >> вообще ничего.

    Это не так. До ситуации с рутрекером был четкий рост легализаций ранее пиратских ресурсов. Повышалось число сайтов, удаляющих по абузе, некоторые сами шли на контакт с правообладателем.

    Собственно тот самый пресловутый ВКонтакте окончательно развернулся и поменял систему (упростив удаление пиратки) летом 2013, когда вступил в силу 187-ФЗ (блокировка видео), если быть точным, в июле (вступление закона в действие — с 01 августа).

    Значительно выросло число пользователей и выручка легальных онлайн-кинотеатров (РОЕМ писал об этом).

    Цивилизованы целый ряд популярных интернет-библиотек (тот же ЛитМир и CoolLib и десяток более мелких). Снижение числа посетителей флибусты, выбравшей темную сторону силы, можно понаблюдать самому (http://www.similarweb.com/website/flibusta.net, http://www.similarweb.com/website/flibusta.me). Остается Либрусек, но по нему обещают сюрприз в ближайшее время. Как следствие — достаточно неплохо растут электронные продажи книг и системы ЭБС.

    >> и решал бы проблему с «пиратством» медийными средствами
    Уже было. Серия роликов по ТВ в большом объеме, социальная реклама. Эффекта ноль, точнее как в басне, Васька слушает да ест. А вот блокировка пиратских ссылок дает вполне видимый зрительно эффект.

  • Ответить

    «На месте правообладателей и соответствующих сервисов я бы вообще вышел из ассоциации и всяких там «экспертных советов ИРИ» и решал бы проблему с «пиратством» медийными средствами.»

    Еще можете заказать рассылку петиций сразу по почтовым ящикам http://roem.ru/19−01−2016/216863/geo-pochta/ Дизайн листовки — кот из Шрека снизу подпись «Не качай с торрентов!».