«Деловая среда» рассказала, как продать иностранцам убыточный стартап без монетизации

Развитие событий: Если отменить пригородные поезда во Франции (11 февраля 2015)

«Деловая среда» рассказала, как сначала выращивали Podorozniki, а затем продали их панъевропейскому аналогу — компании BlaBlaCar. Представители Евросоюза возят попутчиков уже в значительном числе стран. Независимые Podorozniki успели только в РФ и на Украине.

В конце 2011 года основатель Алексей Лазоренко приехал в Москву на традиционный Startup Weekend от «Главстарта», вышел в финал и в обмен более чем на треть компании (долю предприниматель не раскрывает, но говорит, что больше 30%) получил $100 тыс от Аркадия Морейниса (судя по слухам одним из условий финансирования была продажа сервиса в начале 2014 года). «Инвестиций хватило на год, большая часть денег ушла на зарплату команде: мы доработали платформу и даже немного поэкспериментировали с маркетингом» — эффективнее всего использовать контекст, SMM и партнерские программы. В 2012 Podorozniki поработали с «Нашествием», Kazantip’ом, «Джаз Коктебелем» — число пользователей выросло до 40 тысяч. В основном это были водители. В 2012 году проект ничего не зарабатывал, в этом же году Алексей и его команда заметили BlaBlaCar. Они запланировали повторить в России и Украине успех BlaBlaCar, привлекшего в марте 2012 года $10 млн Accel Partners.

К началу 2013 года перед Podorozniki встал финансовый вопрос: деньги кончались, система монетизации не работала, и проект не демонстрировал финансовых результатов: «Все посевные деньги мы потратили на развитие технологии, почти не занимались маркетингом, поэтому нам было сложно показать инвесторам бурный рост». Деньги искали четыре месяца в России и США. В Accel Partners тоже — именно его представители посоветовали Лазоренко «поискать общие точки» с BlaBlaCar. Переговоры о слиянии шли с переменным успехом почти год. Будущие владельцы не подписывали никаких предварительных договоров о слиянии — судя по всему, они хотели иметь возможность в любой момент выйти из переговоров без потерь. А вот «Подорожники» сильно рисковали: как утверждает Лазоренко, к ним поступали предложения от фондов, от которых они отказывались.

Пока плата за BlaBlaCar введена только во Франции, там проекту исполняется уже восемь лет. За поездку пользователь платит порядка 2−2,5 евро. Все свободные места бронируются через сайт. Пассажир платит сразу, но до водителя деньги доходят только после окончания поездки. Сработает ли такая схема в России, пока не ясно.

Источник: Деловая среда — Как продать иностранцам убыточный стартап.

Добавить 5 комментариев

  • Ответить

    Ещё ktovputi.ru сейчас как раз хорошо себя показывает, а подорожники и правда загибались уже явно. Очень удивлён, что именно про них столько шума. Хотя перед мастерством продажи ничего за немало грина можно снять шляпу.

  • Ответить

    Монетизация стартапа в первые три года только российских волшебных инвесторов интересует, поэтому ничего странного в сделке нет. Морейнис, молодец, свой вклад однозначно вернул. За ребят обидно, самое хреновое когда кончаются деньги, а проект еще на ноги не встал. А нового транша не дают — или дают за 80% компании, что хочется послать инвестора подальше. Такой у нас венчурный инвест климат. Есть ли помогатели в привлечении иностранных инвестиций?