«Деловая среда» рассказала, как продать иностранцам убыточный стартап без монетизации

Развитие событий: Если отменить пригородные поезда во Франции (11 февраля 2015)

"Деловая среда" рассказала, как сначала выращивали Podorozniki, а затем продали их панъевропейскому аналогу — компании BlaBlaCar. Представители Евросоюза возят попутчиков уже в значительном числе стран. Независимые Podorozniki успели только в РФ и на Украине.

В конце 2011 года основатель Алексей Лазоренко приехал в Москву на традиционный Startup Weekend от «Главстарта», вышел в финал и в обмен более чем на треть компании (долю предприниматель не раскрывает, но говорит, что больше 30%) получил $100 тыс от Аркадия Морейниса (судя по слухам одним из условий финансирования была продажа сервиса в начале 2014 года). «Инвестиций хватило на год, большая часть денег ушла на зарплату команде: мы доработали платформу и даже немного поэкспериментировали с маркетингом» — эффективнее всего использовать контекст, SMM и партнерские программы. В 2012 Podorozniki поработали с "Нашествием", Kazantip'ом, "Джаз Коктебелем" — число пользователей выросло до 40 тысяч. В основном это были водители. В 2012 году проект ничего не зарабатывал, в этом же году Алексей и его команда заметили BlaBlaCar. Они запланировали повторить в России и Украине успех BlaBlaCar, привлекшего в марте 2012 года $10 млн Accel Partners.

К началу 2013 года перед Podorozniki встал финансовый вопрос: деньги кончались, система монетизации не работала, и проект не демонстрировал финансовых результатов: «Все посевные деньги мы потратили на развитие технологии, почти не занимались маркетингом, поэтому нам было сложно показать инвесторам бурный рост». Деньги искали четыре месяца в России и США. В Accel Partners тоже — именно его представители посоветовали Лазоренко «поискать общие точки» с BlaBlaCar. Переговоры о слиянии шли с переменным успехом почти год. Будущие владельцы не подписывали никаких предварительных договоров о слиянии — судя по всему, они хотели иметь возможность в любой момент выйти из переговоров без потерь. А вот «Подорожники» сильно рисковали: как утверждает Лазоренко, к ним поступали предложения от фондов, от которых они отказывались.

Пока плата за BlaBlaCar введена только во Франции, там проекту исполняется уже восемь лет. За поездку пользователь платит порядка 2–2,5 евро. Все свободные места бронируются через сайт. Пассажир платит сразу, но до водителя деньги доходят только после окончания поездки. Сработает ли такая схема в России, пока не ясно.

Источник: Деловая среда - Как продать иностранцам убыточный стартап.

Добавить 5 комментариев

  • Ответить

    Ещё ktovputi.ru сейчас как раз хорошо себя показывает, а подорожники и правда загибались уже явно. Очень удивлён, что именно про них столько шума. Хотя перед мастерством продажи ничего за немало грина можно снять шляпу.

  • Ответить

    Монетизация стартапа в первые три года только российских волшебных инвесторов интересует, поэтому ничего странного в сделке нет. Морейнис, молодец, свой вклад однозначно вернул. За ребят обидно, самое хреновое когда кончаются деньги, а проект еще на ноги не встал. А нового транша не дают — или дают за 80% компании, что хочется послать инвестора подальше. Такой у нас венчурный инвест климат. Есть ли помогатели в привлечении иностранных инвестиций?