Зарплаты в «Яндексе» поднимут на инфляцию (15%) тем, кого не сократят

Развитие событий: Mail.ru Group переходит с опционов на RSU для мотивации ключевых сотрудников (26 февраля 2015)

В 2015 году повышение зарплат в "Яндексе" будет, в среднем, на уровне официальной инфляции, которая сейчас оптимистично оценивается в 15%. При этом, кому-то зарплаты поднимут чуть больше, кому-то - чуть меньше, а кого-то могут просто уволить в рамках борьбы за рентабельность.

Как рассказал Грег Абовски в ходе телеконференции с инвесторами, в четвертом квартале 2014 расходы компании (за вычетом TAC, G&A и stock-based компенсаций) выросли на 34%. Этот рост был в большей части вызван ростом расходов на персонал и на аренду*. При этом, расходы на персонал остаются главной статьей расходов компании. За четвертый квартал "Яндекс" нанял 102 сотрудника, а за весь 2014 год - около восьмисот. В четвертом квартале расходы на персонал составили 20% выручки. В декабре сотрудники "Яндекса" получили бонусы, что привело к скачку средней зарплаты в четвертом квартале.

В наступившем году для сохранения покупательной способности сотрудников "Яндекс" планирует повышение зарплат в среднем на уровне официальной инфляции (сейчас оценивается в 15%). При этом, как отметил Абовски, компания пойдет и на некоторые другие шаги, чтобы удержать самых ценных сотрудников. Само повышение также не будет равномерным - кому-то повысят больше, кому-то - меньше. Александр Шульгин пояснил, что из-за своей мобильности инженеры (software engineers) могут легко уйти в западные компании, поэтому инженерам компания более охотно повышает зарплаты и уже провела некое тактическое повышение.

Рентабельность компании может упасть на 9 процентных пунктов от уровня 2014 года, т.е. опуститься с ~30% до ~20%. Однако, как пояснил Александр Шульгин, в компании рассматривают возможности для увеличения эффективности расходов и избавления от "активностей", которые неэффективны или не приносят адекватного результата для бизнеса. На вопрос, какие бы это могли быть "активности", Шульгин ответил, что не готов их назвать поименно, однако персонал, аренда и работа дата-центров** являются основными статьями расходов, поэтому у компании не такой большой простор для выбора.

Гипотезу о том, кого будут сокращать в первую очередь, можно сделать из ответа Грега Абовски на вопрос о приросте SG&A-персонала (Selling, General & Administrative) и превышении его количества над инженерами. Абовски ответил, что это временная исключительная ситуация (one off), которая может быть связана с недавними поглощениями.

* - из-за обесценивания рубля арендные платежи "Яндекса" в 2015 скорее всего удвоятся, говорит Абовски (So the overall rent expense probably conservatively doubles in ruble terms year-over-year).

** - еще в третьем квартале "Яндекс" должен был ввести в эксплуатацию дата-центр в Финляндии. Однако он, похоже, до сих пор так и не был запущен.

Добавить 14 комментариев

  • Ответить

    Мне одному кажется, что договоры аренды в инвалюте — это дикость какая-то? Безотносительно яндекса.

    Как им на их уютном рыночке недвижимости вообще пришла в голову такая светлая идея? Привязать ставки аренды не к экономическому показателю, а к фонарю?

    При любой проблеме с экономикой она гарантирует, что арендатор останется без помещения, а арендодатель — с пустым помещением и без денег. Если только не пойдут друг другу навстречу, и быстро. Что маловероятно, поскольку люди в этом не мастаки.

  • Ответить

    Вы кажется, забыли времена, когда абсолютно все деловые отношения были в инвалюте, стыдливо именуемой у.е.
    Рассмотрите альтернативу — долгосрочный договор в рублях. Тогда в случае экономических проблем, помещение у арендодателя занято, но не приносит ему желаемого дохода, а расторгнуть договор он не может. Уж лучше пустое помещение — тут можно поторговаться о новых ценах.
    Так что привязка договоров аренды к валютному курсу — это как раз привязка к экономическому показателю.

  • Ответить

    Яндексу просто страшно не везёт с недвижимостью, не их конёк.

    Симферопольский офис вообще отдельная история. Это единственное здание, которое Яндекс купил, а не арендовал → Roem.ru

    Что это обозначает для американо-голлландской компании с NASDAQ после санкционных указов — уже понятно на примере Apple, Google и всех остальных товарище помельче.

  • Ответить

    У многих бизнес-центров и торговых центров класса А аренда всегда была в долларах. У некоторых из них собственники — американские и западноевропейские фонды. Именно иностранные, а не псевдо-русские через Люксембург.

    Остаться без помещения. Нуну. Некоторые иностранные ТЦ сдают в аренду дружественным брендам из своей страны, глубоко убыточным, за 5 лет ни одного прибыльного квартала, марка в России никому неинтересна, покупателей нет. Тем временем за углом небольшой белорусский магазин с кучей покупателей. Иностранцы убытки пересидят, но своих не выгонят.

  • Ответить

    «помещение у арендодателя занято, но не приносит ему желаемого дохода»
    И не будет приносить. Если у него магазин сидит или кафе — они деньги в рублях зарабатывают и спрос имеют относительный состоянию экономики. Любой причём.

    «а расторгнуть договор он не может»
    В крайнем случае неустойку заплатит. В рублях :)

  • Ответить

    >Мне одному кажется, что договоры аренды в инвалюте — это дикость какая-то?

    — где-то объясняли, что если инвестор приобрел (девелопер построил) бизнес центр за валюту, то и отбивать свои инвестиции желает в валюте. Хотя в основном все эти объяснения нужны чтобы не произносить слово «жадность».

  • Ответить

    Я понимаю добрую хорошую жадность — например, в сытые годы поднимать плату на nn% в квартал.

    Но злую плохую жадность, когда человек из разваливающегося рынка пытается выбить баксов, как будто ничего не произошло и кризиса вокруг нет — это как-то выше моего понимания.

    P. S. Что вообще значит «построил за валюту»?

  • Ответить

    > Если у него магазин сидит или кафе — они деньги в рублях зарабатывают и
    > спрос имеют относительный состоянию экономики. Любой причём.

    Значит, при текущем состоянии экономики кафе имеет смысл заменить на что-то другое, более прибыльное. Военторг, например.

  • Ответить

    15% и так хорошо. Думаю, в Яндексе уже все настолько настроено, что просто не применимо понятие «незаменимые люди». А если поскрести по внешним сусекам, всегда надется кто-то кто готов работать и за 0,2 текущей з/п, да, соственно, немалый процент еще и приплатить будет готов Яндексу.

  • Ответить

    Музыкальный момент в этой истории заключается в том, что уже в ближайшее время коллектив (или каждый отдельный трудящийся) узнает, кто из них «ценный сотрудник», кто «не совсем ценный сотрудник», и кто «ненужный» (не дотянул до средних 15%). Зарплаты могут сильно отличаться друг от друга, поэтому до 15% не дотянет, «в среднем», больше чем нужно для полного спокойствия.

  • Ответить

    Да вряд ли это тайна для самих сотрудников, кто из них ценен :) Если больше 15к$ в мес, то средней ценности, а те, кто проходят по нижней планке в 15кР, вряд ли прямо незаменимы. Так, если судить по Википедии, то при чистой прибыли за 2014 в 17 млрд руб. и числе ща.. сотрудников в 7500 чел. за вычетом налогов получаем, что возможна прибавка в 1 133 333р. в год каждому, без того, чтобы компания ушла в минус.