Как в недалёком будущем в России будут продавать алкоголь

Развитие событий: Планшет как полноценная замена ККА (7 апреля)

Семён Окороков, директор по развитию EKAM.ru

Интернет-торговля алкоголем станет реальностью

В начале февраля в Госдуму внесен законопроект о легализации продажи алкоголя в интернете. Автором поправок к уже существующему № 171-ФЗ, регулирующему производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, стал зампред комитета по экономической политике Виктор Звагельский.

Запрет на онлайн-торговлю алкоголем действует с 2007 года. Законопроект предполагает разрешить продавать алкоголь в интернете, но далеко не всем желающим. Условия для онлайн-продажи алкоголя следующие.

Во-первых, надо приобрести лицензию для интернет-продажи алкоголя. Стоимость лицензии — 80 т.р. в год.

Во-вторых, чтобы приобрести лицензию для интернет-торговли алкоголем, предприниматель должен будет иметь лицензированный склад и лицензию на производство или оптовую торговлю алкогольной продукцией. Стоимость таких лицензий на 5 лет составляет 9,5 млн рублей и 800 тыс. рублей соответственно.

В-третьих, сайты интернет-магазинов, обладающих лицензией для продажи алкоголя, будут включены в специальный реестр. Сам реестр и доменные имена магазинов должны будут размещены на хостинге провайдера или группы провайдеров, которых будет определять ФС Росалкогольрегулирование (РАР).

И наконец, на интернет-магазины, которым посчастливится получить лицензию на онлайн-продажу алкоголя, будут распространяться общие требования по продаже алкоголя:

  • Отчетность в форме деклараций по обороту в ФС РАР
  • Использование ЕГАИС
  • Продажа алкоголя лицам, достигшим 18 лет и т. п.

ekam_pic-05

Как работает ЕГАИС

ЕГАИС расшифровывается как Единая государственная автоматизированная информационная система. ЕГАИС создана для того, чтобы бороться с контрафактной продукцией. Сейчас, по разным оценкам, на рынке продается от 30% до 60% контрафакта. Такой алкоголь необязательно является некачественным, но поскольку он не учтен в товарных накладных, то и налоги с него в казну не отчисляются. Система ЕГАИС призвана «обелить» алкогольный рынок и проследить всю цепочку движения алкоголя от фирмы-производителя до конечного потребителя.

Попытки ввести ЕГАИС неоднократно предпринимались различными ведомствами начиная с 2005 года. С 2009 года контроль над системой перешел в федеральную службу — ФС РАР.

Основная идея ЕГАИС заключается в том, чтобы вся цепочка поставки алкогольной продукции стала прозрачной. Каждый этап перехода алкогольной продукции от производителя (или импортера) к дистрибьютору или от дистрибьютора к розничному оператору, должен быть отражен в системе и, в конечном счете, передан ФС РАР. Разумеется, факт продажи конечному потребителю там должен будет также отражен.

Для учета алкоголя будет использоваться специальная (для отечественного) или акцизная (для импортного) марка с двухмерным штрих-кодом PDF417. Такая марка будет содержать информацию о производителе, дате розлива и лицензии.

Согласно действующему законодательству (171-ФЗ), для розничных точек, кафе и ресторанов вступление в силу нового законодательство разделено на два этапа.

  1. С 1 января 2016 года розничные точки, кафе и рестораны, продающие крепкий алкоголь и пиво, должны быть подключены к ЕГАИС в части подтверждения факта закупки.
  2. С 1 июля 2016 года все розничные точки, продающие крепкий алкоголь обязаны подключится к ЕГАИС в части фиксации продаж. В поселках этот этап будет отложен на год.

Практика применения ЕГАИС: закупка по 171-ФЗ

В части подтверждения факта закупки ЕГАИС работает с 1 января 2016 года. Сейчас любой розничный магазин, который имеет право продавать крепкий алкоголь и пиво, а также кафе и рестораны, обязаны при приеме алкоголя на склад вносить данные об этом в ЕГАИС. В идеале это происходит в автоматическом режиме: кладовщик с помощью сканера штрих-кода, компьютера и специального программного обеспечения сканирует штрих-код на коробке. Далее данные о товаре попадают в систему и ЕГАИС сравнивает отчет, который отправил поставщик или дистрибьютер, и отчет магазина. Любые расхождение вызовут вопросы со стороны ФС РАР.

На сегодняшний момент к системе подключено 98% оптовиков и 58% торговых точек, которые имеют право продавать крепкий алкоголь. При подсчете розничных точек не учитывались продавцы пива, но даже на основе этих данных видно, что далеко не все предприниматели подготовились к подключению к ЕГАИС. Поэтому в конце прошлого года вышло постановление Правительства РФ от 29.12.2015 № 1459, в котором говорится, что подключиться к системе можно до 20 апреля текущего года, но при этом нужно будет внести данные о всем принятом алкоголе начиная с 1 января 2016 года.

Польза для покупателя

Система ЕГАИС будет отслеживать как оптовые, так и розничные продажи. С 1 июля 2016 года (а в селах с 1 июля 2017 года) конечный потребитель при покупке алкоголя сможет узнать, кто фирма производитель, кто дистрибьютор и какой магазин реализовал этот конкретный продукт. Сделать это можно будет с помощью QR-кода или web-ссылки, которые будут напечатаны на чеке.

Что это значит для розничных предприятий, которые продают алкоголь? Это значит, что с 1 июля 2016 года они должны обзавестись кассовыми аппаратами, которые совместимы с ЕГАИС и умеют печатать чеки с QR-кодом.

ekam_pic-04

Какое оборудование нужно для подключения к ЕГАИС

Для полноценной работы магазина в системе ЕГАИС потребуется следующее оборудование и доработки:

  1. Подключение торговой точки к интернету
  2. Программное обеспечение, доработанное под ЕГАИС
  3. 2D-сканер штрих-кодов
  4. Фискальный регистратор, который может распечатать чек с QR-кодом
  5. JaCarta SE PKI/ГОСТ и КЭП (квалифицированная электронная подпись). Другими словами, это специальная флешка, которая содержит зашифрованную информацию о конкретной торговой точке.

С помощью этого оборудования и ПО информация о каждой партии принятого алкоголя на склад и о каждой проданной бутылке будет поступать в ФС РАР.

Таким образом, сканируя бутылку при приеме на склад и продаже, розничная точка будет отчитываться перед ФС РАР. В ЕГАИС также будет сверяться объем полученной от поставщиков и реализованной продукции. Любые несоответствия и попытки продать неучтенный ранее алкоголь станут поводом для проверки и штрафов.

Стоит отметить, что для всех магазинов, которые сейчас подключатся к ЕГАИС, переход на новое кассовое оборудование, согласно 54-ФЗ (о применении ККТ) будет достаточно безболезненным. Останется сделать только один шаг: доработать фискальный регистратор, заменив ЭКЛЗ на фискальный накопитель.

Что делать, если интернета нет

Для корректной работы в ЕГАИС нужно, чтобы магазин был подключен к интернету. Однако законодательством предусмотрено, что данные о продаже алкоголя могут не поступать в течение 72 часов. Т.е. можно абсолютно легально продавать алкоголь и не отправлять информацию в ЕГАИС в течении 3 дней. Но по истечении этого срока и при отсутствии возобновления интернет-передачи данных, ЕГАИС запретит продавать алкоголь.

Законодательство по части закупки алкоголя распространяется на все субъекты федерации и требует отчитываться за принятый на склад алкоголь с 1 января 2016 года (за исключением Крыма). Но, если интернета нет вообще, т.е. торговая точка находится в небольшом населенном пункте, то вопрос о подключении к ЕГАИС решает местное руководство (правительство субъекта федерации). Отключить от ЕГАИС можно только населенные пункты менее 3000 человек, где нет телефонной линии и нет покрытия сотовых сетей.

При наличии лицензии на продажу алкоголя и отсутствие подключения к ЕГАИС розничную точку ждет штраф в размере 200−300 тыс. рублей.

Семён Окороков, директор по развитию EKAM.ru — копия

Добавить 12 комментариев

  • Ответить

    >Сам реестр и доменные имена магазинов должны будут размещены на хостинге провайдера или группы провайдеров…

    Домены не размещатся у хостеров, для этого есть аккредитованные регистраторы. Кто всё это пишет, вы бы хоть чуть разобрались в вопросе.

    То хостер prq.se внезапно стал регистратором и захолдил домен rutor.org, тогда как они всю жизнь были реселлерами, а регистратор там Enom. Теперь здесь хрень какая-то.

    Че за херь, Роем? У вас копирайтеры с fl.ru новости пишут?

  • Ответить

    Ну может, они просто процитировали депутатов? У них еще и не такие формулировки в ходу. Я, например, до сих пор, вот уже с 1998 года примерно, никак не могу понять, что такое «телематическая служба». Каждый раз, когда вижу слово «телематическая», перед глазами возникает образ огромной зеленой головы с огромными глазами, маленьким носиком и ротиком и без ушей.

  • Ответить

    > никак не могу понять, что такое «телематическая служба»

    службы передачи различных сообщений по сетям связи. термин нужен для разделения услуг собственно связи от услуг по передаче сообщений по сетям связи. грубо говоря, услуги связи — это про кабеля, а услуги телематики — это часть того, что идет по этим кабелям.

  • Ответить

    Ну они могли бы назвать уровни по OSI, я не знаю, и сослаться на стандарты. Чем такие ужасные мозгодробильные термины изобретать. Я даже не удержался, полез на вики, там в статье «Сетевая модель OSI» слово с корнем «телемат» не встречается ни разу.

  • Ответить

    сетевая модель OSI не охватывает такого важного момента связи, как кабель, зарытый в землю. а ведь деньги в связи именно оттуда — от кабеля, зарытого в землю. и закон о связи как раз об этом — кто и кому должен платить, и за что, и почему.

  • Ответить

    > уровень 1 — физический уровень (и в скобочках: «витая пара, коаксиальный кабель, оптический кабель»).

    да, на уровне 1 подразумевают среду передачи, но в основном там говорится не о кабеле как таковом, а о кодировании сигнала, топологии сети, параметрах соединения.

  • Ответить

    >>> первую попавшуюся диаграмму OSI … уровень 1 … кабель
    >> там говорится не о кабеле как таковом, а о кодировании сигнала, топологии сети
    > т.е. там говорят «кабель», а подразумевают «как бы не совсем кабель»?

    где «там»? на первой попавшейся диаграмме?

    > я хотя бы понимаю, какие люди писали/пишут закон

    скорее понятно, какие люди говорят о модели OSI и о её применимости для обсуждения терминов законодательства.