План «Б»

Развитие событий: Хроники Крыма. Перестал обновляться браузер Google Chrome, скачать дистрибутив тоже нельзя (30 января 2015)

Если вы не хотите впасть в депрессию или увязнуть в бесконечных препирательствах на внутри- и внешнеполитические темы, то ленту Facebook в последнее время лучше не читать. Кто-то радуется присоединению Крыма к России, кто-то обещает, что нас из-за этого проклянут во всем мире и никто руки российским предпринимателям не подаст. Интернетчики наперегонки публикуют посты о перестановках в Ленте и о заблокированных Роскомнадзором ресурсах. Удивляться фантазиям законодателей, кажется, уже все устали, но это лишь до новой безумной инициативы, от технической непродуманности которой специалисты опять будут закатывать глаза.

На фоне этих настроений Roem.ru решил поинтересоваться - а есть ли у российских интернет-компаний план "Б" - план действий на случай, если "что-то пойдет не так"? Мы специально не придавали вопросам политический контекст, сформулировав их так: "На какие случаи в вашей компании предусмотрен план "Б"? Какие меры в него включаются?" Нам было интересно, примеряют ли рунетчики политические риски на себя или шум в соцетях остается только шумом в соцсетях.

Роман Белодед, генеральный директор e-Legion:

Готового плана "Б" в формате "делай раз, делай два" у нас нет, но и на "авось" такие риски мы не оставляем. Есть понимание какие риски могут сработать, и как их нивелировать или свести ущерб к минимуму. 

Риск № 1 - курс рубля к другим валютам. 

На сегодняшний день практически все наши клиенты (e-Legion занимается заказной разработкой мобильных приложений - Roem.ru) находятся в РФ. Получаем и тратим мы деньги в рублях. Поэтому скачки курса рубля нас напрямую не касаются. Зато могут коснуться наших клиентов. В связи с чем мы должны расширить портфель своих клиентов, заполучив контракты в валюте. Если в прошлом году мы это рассматривали как общую цель на 2014 год, то на сегодняшний день в рамках группы компаний DZ (e-Legion воошел в состав холдинга DZ, Digital Zone в мае 2013 года - Roerm.ru) мы уже имеем первый партнерский проект в валюте. 

Риск № 2 - экономические санкции к РФ, политическая нестабильность РФ на мировой арене, угроза боевых действий в связи с ситуацией на Украине

Опять же, нас напрямую не касается, но может коснуться наших клиентов. Поэтому мы уже сейчас работаем над диверсификацией источников доходов для компании. Такими источниками должны стать: коммерческие проекты в валюте, госконтракты, свои продукты и сервисы. 

Риск № 3 - ужесточение ведения бизнеса в РФ, великий российский фаервол, зарегулированность IT-отрасли

Если станет совсем туго и целесообразность ведения бизнеса в РФ будет под большим сомнением, то можно реализовать сценарий "пора валить". Можем предложить сотрудникам географическую передислокацию в популярные для IT-специалистов страны, перевести юридическую деятельность компании в другое европейское государство, стать во многом распределенной компанией. Тут потери будут самыми большими — потеряем человеческий капитал и дух компании. Но будет шанс сохранить бизнес.

Вообще мы живем в прекрасное время. Любой кризис открывает новые возможности. В нашей компании работают прекрасные люди, с которыми можно смело строить свое светлое будущее.

Николай Михайловский, сооснователь "Кросссс", член совета директоров "Синерго", генеральный директор NTR Lab:

Я живу в постоянном плане "Б",  хеджируя риски между комплиментарными рынками. В результате общая эффективность не очень высокая, зато мало что может серьезно помешать.

Андрей Чечин, коммерческий директор Ozon.ru:

 В план "Б" обычно включаются вариант действия руководства в условиях кризиса (сокращение спроса). Обычно такой план отвечает на вопросы:

  • какими запасами и ресурсами располагает компания, какие есть обязательства,
  • насколько изменилось поведение потребителей и конкурентов.
  • как изменились условия ведения коммерческой деятельности (например, закупочные цены, зависимость от курса валюты, стоимость аренды и тд).
  • каким будет в этот период Уникальное торговое предложение для клиентов (что из существующего набора продуктов сохраняется, что убирается, какие новые продукты будут предложены, по каким ценам и с какой политикой скидок)
  • как управлять затратами (операционные, инвестиционными и тд), насколько необходимо сокращать или увеличивать расходы,
  • как увеличить эффективность при сокращении затрат – например, сократить оборачиваемость товаров или дебиторскую задолженность.
  • при каких условиях компания вернется к обычной деятельности

Софья Иванова, PR-директор "Афиша-Рамблер-SUP" о Rambler:

У нас только план "А".

Дмитрий Чихачев, управляющий партнер Runa Capital:

Наши риски в этом смысле минимальны. 

Во-первых, поскольку подавляющее большинство наших портфельных компаний ориентируются на глобальный рынок, имея в России отделы разработки ПО, а 40% компаний в портфеле вообще зарубежные.

Во-вторых в периоды экономического спада как правило усиливается предпринимательская активность (подтверждение тому 1998 и 2008 год) и мы ожидаем скорее рост числа хороших проектов. 

Наконец, в периоды нестабильности увеличиваются риски, связанные с другими доступными инвестору инструментами (акции, облигации), а риски, связанные с венчурными проектами (в основном технологические) не меняются. То есть относительный риск инвестиций в технологии снижается и "умные" инвесторы вряд ли уйдут из этого сектора.

Василий Эсманов, сооснователь Look At Media:

Какой смысл в плане, если его все знают. Первое правило плана "Б": никому не говорить о плане "Б". Второе правило...

Павел Власов-Мрдуляш, генеральный директор SMI2 и "МирТесен":

Мы с партнерами постоянно обсуждаем планы, соответствующие различным негативным вариантам развития событий. Видение, что делать в том или ином случае, достаточно ясное. Уже приняли ряд решений, связанных с оптимизацией издержек и стратегическим развитием наших продуктов. Настроение тревожное, как и всегда в эпоху перемен, но оптимистичное. Цинично, но факт - наш бизнес во многом построен на новостях, а повышенное внимание к ним в русскоязычном интернете сохранится еще, как минимум, несколько месяцев.

В целом мы исходим из того, что потребление, а значит и рекламный рынок в России в среднесрочной перспективе будут стагнировать или даже падать, а рубль продолжит ослабевать по отношению к доллару. Наши проекты сейчас на 95% монетизируется за счет продажи рекламы, поэтому для нас это достаточно критично. Соответственно, внимательнее управляем издержками и несколько меняем продуктовую стратегию.

Ксения Чабаненко, PR-директор Mail.ru Group:

У нас очень большая компания, диверсифицированная по продуктовому признаку , поэтому у большей части команд в Mail.Ru Group есть планы А, Б, и других букв нашего алфавита. А если серьезно, то среда меняется так стремительно и непредсказуемо, что держать заготовки на все случаи жизни совершенно бессмысленно – все равно произойдет что-то, чего ты не предполагал. Поэтому нужно быть гибкими и уметь быстро реагировать, а это то, что у интернетчиков в крови.

Пресс-служба "Яндекса":

У нас есть конференция "План Б", в декабре прошлого года она собрала несколько сотен участников. Вот  здесь можно посмотреть архив этого замечательного мероприятия - http://tech.yandex.ru/events/planb/.

Юрий Синодов, Roem.ru:

У нас план "Б" многоуровневый - мы, в принципе, всегда живём на нулях и тратим все деньги что есть: сейчас, например, тратим на развитие собственного каталога веб-студий Фактуса, который должен помочь студиям, в наше непростое время, получать побольше клиентов.

Решения принимаются быстро, исполняются ещё быстрее - в декабре, например, продал машину, чтобы было чем в январе заплатить зарплату, вроде выкрутились. Что касается увольнений - как способа экономии - это очень странный способ, переживания кризисов, хотя я знаю коллег, которые к нему прибегают. Я придерживаюсь принципа, что прежде чем уволить кого-то ненужного, надо этого ненужного сначала нанять. А у нас таких людей нет и никогда не было. Единственная кадровая экономия, которая у нас возможна, это экономия на мне: я сейчас самый низкооплачиваемый сотрудник Roem.ru.

Добавить 6 комментариев

  • Ответить

    Понятно, что изменить какие-то фундаментальные вещи происходящие с экономикой и бизнес-средой опрошенные не в состоянии. Но интересно вообще узнать, что они принимают во внимание и о каких рисках задумываются. Если они, конечно, нормально отвечают, а не шутки шутят.

  • Ответить
    Роман Фролин Альтикс

    Больше всего понравился ответ Романа из холдинга DZ, медийщики из Афиши и LAM — придуриваются. Про конференцию planb от яндекса, я ни разу не слышал. Вы c Павлом просто экономите.

  • Ответить

    Э…. Проект, который вкладывает все свободные ресурсы в новую, достаточно прикольную площадку, которая вполне будет пользоваться спросом у студий в период кризиса? Ну да, мы просто экономим, Рома.

  • Ответить
    Альтер Эго

    Для вас кризис шок, для меня терапия, Чую денег запашок даже я на милю, А я лечу и мои крылья уносят От проблем, комбинаций и левых схем Меня кризис не касается, лично мне он даже нравится, Мои темы продолжаются, у меня все получается, Меня кризис не касается, в жизни всякое случается, Если кто-то не врубается, ситуация меняется

  • Ответить

    Alter Ego, Телефончики в подворотнях отжимаются. Магнитолки из машин вынимаются. Мои темы продолжаются, моя жизнь развивается, А что там с IT — меня не касается.