Китай подключил Яндекс.Деньги к e-commerce проекту на $23 млрд в год

Развитие событий: Яндекс.Маркет помог пользователям убрать из выдачи российские товары (30 марта 2015)

Власти провинции Хэйлунцзян, китайский интегратор PayEase, Bank оf China, минфин провинции и правительство города Суйфэньхэ — доверили Яндекс.Деньгам обработку платежей в приграничной торговле, сообщили «Ведомости», со ссылкой на заявление Яндекс.Денег и торговой платформы TradeEase. Последняя создаётся в приграничной зоне. Для усиления торговли с Россией китайцы намерены построить в Приамурье мосты, порты и другую инфраструктуру, сообщил китайский сайт «Партнёры». Электронный сервис выйдет в онлайн летом 2015.

По расчётам Яндекс.Денег, до конца года к TradeEase подключится больше тысячи китайских продавцов. Для масштаба — в России Яндекс.Маркет за 15 лет работы подключил и обслуживает 16 тысяч компаний.

Хэйлунцзян ощутил снижение деловой активности и русского турпотока в 2014 году. Гендиректор PayEase Кино Квок передал «Ведомостям», что за падением курса рубля подорожали билеты. То есть в провинции, где замкнуто около четверти всего товарооборота между Россией и Китаем, стало меньше «помогаев»; под этим дальневосточным термином скрывается челночник занятый в приграничной торговле, помогающий китайским продавцам доставлять товары в Россию — «Яндекс.Маркет и служба доставки» в одном лице.

Электронная площадка сохранит выход продавцов к русским покупателям, надеется Кино. В неудачном 2014 году объём торговли между Хэйлунцзяном и Россией составил $23 млрд.

Интегратор PayEase сделал все инвестиции в платформу TradeEase. В будущем Яндекс.Деньги могут разделить расходы с соучредителем — пересказали «Ведомости» материалы Яндекс.Денег. Платёжная система будет зарабатывать на комиссии, её размер не раскрывается, а ложится она на продавца.

Заместитель коммерческого директора Яндекс.Денег Анна Кузьмина рассчитывает, что в первый квартал работы TradeEase оборот достигнет 50 млн руб. в месяц. По 2014 году русские покупки за рубежом составляли треть в обороте Яндекс.Денег от расчетов за товары с физической доставкой. У русских покупателей среди иностранных площадок наиболее популярны именно китайские интернет-магазины, подсчитали специалисты Яндекс.Маркета и GfK. Причём доля Китая растёт.

Кузьмина ожидает, что к 2016 оборот Яндекс.Денег в соответствующей e-commerce нише вырастет с трети до половины. Яндекс.Деньги подключили первые китайские магазины ещё в 2011. Сегодня средний чек там равен 3500 рублям.

Нельзя не упомянуть, что вчера, 18 марта некий высокопоставленный сотрудник Яндекса, якобы рассказал изданию Technode, что компания открывает офис в Шанхае. Сам Яндекс развёл руками, официального решения об открытии офиса в Шанхае нет: «российский интернет-рынок привлекает все большее внимание иностранных рекламодателей, поэтому мы рассматриваем разные варианты прямой работы с ними».

Интересно, что город Шанхай не имеет никакого отношения к провинции Хэйлунцзян. Но сегодня это уже не важно. После анонса Яндекс.Денег, если не посмотреть на карту Китая, может создаться впечатление, что китайские черты приобретут не только «Деньги», у которых Китай и так есть в биографии начиная с 2011 года, но и основной бизнес Яндекса — реклама.

Яндексу принадлежит 25% доли капитала плюс 1 рубль Яндекс.Денег, остальная доля у Сбербанка. Ещё в ноябре 2014 глава Сбербанка Герман Греф подписал соглашение с банком Харбина (крупнейший город провинции, и, как не странно, провинции именно Хэйлунцзян).

Греф предупредил: «У нас запланировано значительное количество совместных проектов — и мы ожидаем, что несколько знаковых сделок будет реализовано в ближайшем будущем», — по сообщению ИА «Восток России» Харбин был готов предоставить Сбербанку кредит на цели торгового финансирования.

Уже в ноябре было известно, что деньги начнут пересекать границу. Банки.ру писали, что Эксимбанк Китая впервые предоставит финансирование путем перевода юаней за рубеж, а «Сбер» сделает первое привлечение в юанях. Стороны покупали и продавали дорогое промышленное оборудование. Спустя 1 квартал — в фокус попал интернет и мелкие транзакции.

В Китае долгое время действовали значительные ограничения по валютным операциям для иностранных контрагентов — в стране не было Visa и MasterСard популярных в России. Даже для чеков всего лишь в «3500 рублей», если их общий объём большой, использовались усложнённые схемы, с использованием локальной UnionPay и других ухищрений. Поэтому сотрудничество двух госбанков, Сбербанка и Bank оf China, в e-commerce проекте, выглядит очень надёжным индикатором качества. Однако против Яндекс.Денег играют всё те же вышеупомянутые пластиковые карточки. Китай, по согласованию с ВТО, именно для целей международной торговли, либерализовал использование Visa и MasterСard в октябре 2014 года.