Минпромторг взялся защищать продавцов от маркетплейсов

Департамент развития внутренней торговли Минпромторга России пообщался с селлерами маркетплейсов и собрал список ключевых проблем их взаимодействия с площадками. Ведомство отправило в крупные маркетплейсы письмо с просьбой «отчитаться о возможности устранения указанных проблем». В списке вопросов отражены отраслевые скандалы и куръёзы последних месяцев (насильственное участие в акциях от Wildberries, камни в посылках с Ozon, потому что без камней они не достигают минимального веса и прочие).

Письмо получили: Сбермаркет, Яндекс.Маркет, AliExpress Россия, Avito, Wildberries, Lamoda, Ozon, АКИТ, Робо.Маркет, Сдэк.Маркет, Ярмарка Мастеров — Livemaster, GlobalRusTrade, Goods.

Претензии у Минпромторга возникли по следующим вопросам:

  1. Внесение изменений в договоры со стороны площадки в одностороннем порядке, часто эта возможность зафиксирована в договоре с продавцом.
  2. Сложные механизмы расчёта комиссий; изменение размера комиссии в одностороннем порядке без уведомления продавца.
  3. «Селлеров побуждают проводить акции и снижать цены на продукцию, чтобы оказаться выше в выдаче. При этом, как говорится в письме, качество товаров не входит в число приоритетов их попадания в „топ“ предложений. В случае отказа от предоставления скидки на товар, этот товар могут снять с продажи или вовсе заблокировать магазин. При этом иногда маркеплейс озвучивает акции в день проведения.
  4. Слишком сложный и дорогой процесс регистрации личного кабинета, „частые случаи запроса инвойсов до начала активных продаж“.
  5. Строгие упаковочные стандарты (от цветовой гаммы до установления габаритов посылки).
  6. Высокий процент нарушения целостности товара при операциях внутри склада.
  7. Проблемы с контролем продаж: „Зачастую указанная ситуация приводит к вынужденному „кредитованию“ поставщиком деятельности маркетплейсов“, — говорят в Минпромторге.
  8. Плохая клиентская поддержка. На запросы не отвечают по нескольку дней, а иногда и месяцев. „Несмотря на то, что сотрудничество с маркетплейсами должно способствовать снижению затрат бизнеса на маркетинг, практически для каждого из них предпринимателям необходимо выделять отдельного сотрудника. Работа в личном кабинете отнимает много времени на заполнение большого количества различных карточек на товары, после чего они проходят модерацию, которая часто занимает порядка месяца“.
  9. „Отсутствие инструмента оценки покупателями доставки и сбора заказа, что увеличивает количество негативных отзывов и оценок на сам товар“
  10. Отсутствие складов/распределительных центров в ряде регионов. При этом нет возможности официально установить разный срок доставки товаров до клиента в зависимости от региона. В результате товар не успевает к сроку, а штрафы за это накладывается на поставщика.
  11. Проблемы с доставкой крупногабаритных грузов.
  12. Низкое качество программного обеспечения. Сервисы крупных маркетплейсов регулярно не справляются с потоками данных („падают“). Каждый макркетплейс имеет свой формат и частоту передачи данных по API, что требует дополнительное время на интерпретацию и интеграцию. „Затруднена синхронизация цен с маркеплейсами, так как по API не передаются цены в остатках, их можно выгрузить только из личного кабинета, что увеличивает время на работу с ними и ручную сверку цен. При этом, не всегда их можно загрузить на сам маркетплейс (может действовать запрет маркетплейса)“.
  13. Конкуренты могут продавать контрафакт. „Негативным фактором является появление на рынке контрафактной несертифицированной продукции, а также демпинг цены, за счет того, что участники маркетплейсов могут сбывать продукцию без сертификатов и лицензий (себестоимость такой продукции ниже)“, — говорят в Ассоциации производителей и экспортеров отечественных спортивных товаров и оборудования.
  14. Проблемы при продажах товаров, требующих маркировки.

В Национальной ассоциации дистанционной торговли считают, что даже если продавец добровольно заключает с площадкой договор, в котором содержатся невыгодные для него условия, его надо защитить: „государство обязано регулировать справедливость договорных отношений и следить за тем, чтобы на мерчантов не оказывалось давления“. Но там же опасаются, что государство может „принять избыточные меры“.

Пока что есть шанс (небольшой) что маркетплейсы добровольно договорятся о единых правилах игры, не ущемляющих их клиентов. Материалы Минторга предназначены именно для того, чтобы „привести в разумение“ маркетплейсы. Так сказать, такая добрая „желтая карточка“, которая даже указывает, над чем именно надо работать, чтобы сгладить противоречия», — видит глава НАДТ Александр Иванов позицию Минпромторга.

Добавить Нет комментариев

Для добавления комментария войдите или зарегистрируйтесь.