Индивидуальный предприниматель Владимир Похиленко, занимающийся регистрацией фирм, подал в суд на компанию «Яндекс». В исковом заявлении нет финансовых требований, требование только одно: принудить ООО «Яндекс» к надлежащему исполнению договора.
Яндекс.Директ – это служба самостоятельного размещения рекламодателями объявлений непосредственно на самом поисковике Яндекса, а также на сайтах его рекламной сети. Цена за один переход по объявлению назначается с помощью аукциона. Как написано в исковом заявлении Владимира Похиленко, «Яндекс» нарушил права рекламодателя по договору, повысив аукционную цену ключевых слов в связи с низким CTR объявлений (соотношения количества показов к количеству кликов), а также вовсе отключив их.
Действительно, в июле 2007 года «Яндекс» ввел новое правило в Директе, согласно которому минимальная стоимость перехода по объявлению (цена за ключевое слово) стала зависеть от эффективности рекламной компании (CTR). Другими словами, сохранить выбранную цену за переход можно только при условии, что на объявление кликают столько, сколько «Яндекс» считает удовлетворительным. Если переходов по объявлению меньше – цена автоматически становится выше. По мнению Владимира, количество показов и кликов напрямую зависит от позиции, купленной рекламодателем, а не от «кликабельности» объявления. Логично предположить, что более дорогие клики, которые выводят объявление на первые позиции при показе, априори имеют более высокий CTR, чем объявления, которые показываются не на первой странице поиска. Другими словами, компании, которые готовы платить за более высокие позиции, получают возможность рекламироваться за реальную стоимость перехода, а рекламодатель с маленьким бюджетом должен платить за клики больше. Создается впечатление, что «Яндекс» нашел способ искусственно взвинтить цены на контекстную рекламу и при этом оставил в невыгодном положении рекламодателей с ограниченным бюджетом, каковые составляют большинство, и многие из которых видят в контекстной рекламе единственный доступный рекламный канал.
В документах, предъявленных ООО «Яндекс» на предварительном слушании в Арбитражном суде, было указано, что ни один из документов не содержит условия, согласно которому увеличение CTR должно автоматически уменьшать цену за клик, и никакой обязанности ООО "ЯНДЕКС" по снижению цены клика договором не предусмотрено. При ближайшем рассмотрении оферты на оказание услуг «Яндекс.Директ» становится видно, что она позволяет свободно варьировать юридическими формулировками и составлена явно не в пользу рекламодателя. Если сравнить её с офертой той же компании Google, предлагающей аналогичные услуги на российском рынке, с её четким, идеально выверенным договором, преимущества явно на стороне последнего.
«Яндекс.Директ» не первый раз вызывает недовольство рекламодателей. Весной 2007 года в Интернете появилось «Сообщество врагов Яндекса», которое требовало от него честности по отношению к рекламодателям. Судя по последней записи от 27 августа 2007 года сообщество продолжает существовать и бороться за свои права.
Ну я как неофициальная пиар служба разных интернетовских компаний отвечу (неофициально и без юридических заморочек). Практически все условия использования массовых сервисов предусматривают возможность их одностороннего изменения с уведомлением пользователя. Когда «Яндекс» по своим внутренним причинам изменил правила, он сделал это в интересах тех клиентов, которые размещают нормальные объявления и ограничил тех, которые запускают неработающие объявления в расчете на простую демонстрацию текстовой рекламы. СTR от позиции объявления зависит куда меньше, чем от хорошего текста. Что же до преимущества Google — без нормального юридического анализа их договора я бы не стал утверждать об их тотальном человеколюбии — у этой компании также есть проблемы, вспомнить, хотя бы, истории с обманными кликами, которые закончились немалыми выплатами. И я сильно удивлюсь, если выяснится что правила Google не могут быть изменены им самим же, с предварительным уведомлением пользователей.