Всепобеждающая харизма

На конференции по оптимизации Евгений Ломизе, руководитель отдела рекламных технологий компании «Яндекс», выступил с докладом, где помимо прочего говорилось о распределении долей партнеров у различных систем контекстной рекламы работающих в России.

Использовались при этом инструменты «Яндекса», что было отдельно оговорено докладчиком, так как могло внести некоторую погрешность в измерение долей.

Можно оценить мужество выступающего, который показал слайд, где «Яндекс» оказывается не на первом месте, и не на втором, а практически на третьем из трех. Реклама «Яндекса» размещена на 23 процентах страниц с контекстной рекламой, с «Бегуном» — на 37, с Google AdSense — 40.

Цифры эти, мягко говоря, смотрятся фантастически. Система Google AdSense в России практически не выплачивает участникам денег. Использующиеся на данный момент чеки — это такой геморрой, с которым даже редактор Roem.ru, неоднократно шедший на самые рискованные эксперименты, до сих пор не желает связываться. При этом ни о какой «Большой доле Гугла, которую невозможно удержать при таком числе игроков», в «Яндексе» не говорят.

Причина сложившейся ситуации в том, что в целом алгоритм работы с Google достаточно прост — надо зарегистрироваться в системе, поставить код на свой сайт. Сложнее, когда пользователю хочется получить деньги. Для этого надо верифицировать свой почтовый адрес, дождаться накопления 100 долларов на счету, получить чек, найти банк, возжелавший с ним связываться, отдать ему достаточно значительную долю от стоимости чека и через некоторое время получить деньги. То бишь, до первой выплаты скорее всего пройдет несколько месяцев.

При этом «Яндекс» аккуратно выплачивает деньги вебмастерам раз в месяц, которые можно потратить на оплату сотовой связи или Интернета, да или просто вывести в банк с комиссией в 3 процента. По времени лаг здесь составляет один-полтора месяца.

У «Бегуна», в отличие от «Яндекса», любви ни к каким платежным системам нет, от него деньги можно получить практически любым уместным в России способом. Поэтому у «Бегуна» в области размещения рекламы на сайтах все хорошо — по числу партнеров и показываемых на их сайтах объявлений он обходит даже «Яндекс», у которого харизма тоже достаточно неплохая.

Кто виноват
На первый из классических вопросов есть несколько ответов, часть из которых свидетельствует не только о всепобеждающей харизме Google, но и об откровенных промахах при продвижении отечественных контекстных систем.

Во-первых, виновата ленивая журналистская масса российских айтишных изданий, которая не особо пытается вникнуть в бизнес отечественных компаний. Есть новость с западного источника про Google — берем ее и не паримся. Они далеко, у них комментариев можно не брать. Да и готово уже все по сути, осталось лишь перевести.

Во-вторых, стратегически оказалось не всегда правильным напирать на рекламодателей. Рекламодатели идут туда, где есть аудитория. На данный момент сложилась ситуация, что «Яндекс» за свой счет воспитывает рекламодателей, которые в итоге и будут смотреть, где аудитория, на которую они должны воздействовать контекстом.

В-третьих, ошибочным было мнение о том, что юзеру важны именно физические деньги. Как мне кажется, именно об этом еще год назад хотела узнать Елена Колмановская, когда спрашивала у Владимира Долгова, по законодательству какой страны Google расплачивается со своими партнерами.
Пользователи же, наплевав на доходы, просто бурно и активно занимались распушиванием перьев друг перед другом на форумах: «Я получил чек (вау!) из Америки (вау!) от Google!!!» — определенная харизма в этом есть, надо признать.

И в четвертых: пока Google принимал в свою сеть практически всех сирых и убогих, то ли научившись распознавать дорвеи, то ли заложив риск от скликивания в расходы, российские провайдеры контекстной рекламы держали слишком туго удила, давая далеко не всяком вебмастеру себя даже попробовать.

Есть и еще один недостаток, но его надо отнести к системным — рекламные сети, определяющие контекст страницы и показывающие соответствующие им объявления, появились в России позже Google AdSense и изначально были несколько «зажатыми» той же харизмой.

И самое последнее — Google и «Бегун» по оценкам «Яндекса» стоят на слишком большом числе дорвеев, что сильно перекашивает статистику по страницам с рекламой соответствующих контекстных сетей в их пользу.

Что делать
Ответ на этот вопрос может быть разным, в зависимости от двух точек зрения на дальнейшее развитие интернет-рынка России.

Первый, пессимистичный — Google станет игроком номер один по трафикогенерации пользователей на сайты и показов КР и «Яндексу» с «Бегуном» надо не напрягаясь просто сидеть в углу и починять свой примус.

Второй вариант, маловероятный — мы рассчитываем на победу удобства платежей и близости к рекламодателям над харизмой Google.

Если в первом случае все можно делать так как и раньше, пускай все идет своим чередом, то во втором, от отечественных игроков потребуются активные действия. В частности, перевод модерации в автоматический режим (а если верить знающим людям, больше всего дорвеев «Яндекс» отлавливает именно автоматически, так что почему бы и качество сайтов не определять ботами?) Помимо этого — упрощение подключения сайтов к системе и снижение порога входа — у Google ни о каких лимитах по посещаемости просто нет и речи. И в третьих, пиар компания не только среди рекламодателей, но и среди вебмастеров.

С учетом того, что отечественные платежные системы вот-вот лишатся одного из самых главных своих козырей — легкости расплаты, времени для работы с массами осталось совсем немного.

Юрий Синодов

Лучшие комментарии

  • Контекст комментария

    Алексей Тутубалин LibRaw LLC

    Maxime: а вы как чеки проводите по бухгалтерии? По графе «обналичка»? Я к тому, что гугл с юрлицами вообще не умеет работать, а когда научится, то там все будет в точности как у яндекса, другого пути нет.

  • Контекст комментария

    Виктор Беломестных freelancer

    У Е. Ломизе в докладе была довольно странная диаграмма. Скорее всего она означала распределение числа сайтов (доменов) по рекламным сетям, но никак не трафикогенерацию. Если же реально «меряться письками», то необходимо сравнивать и генерируемый трафик РСЯ и оборот, который там крутится, благодаря генерации рекламного трафика. Судя по сайтам, на которых установлены фиды Яндекс, Бегун и Google, ситуация складывается совсем не в пользу Google.

Добавить 30 комментариев

  • Ответить
    Альтер Эго

    По-моему, фишка еще и в том, что Гугл всегда показывает хоть что-то. Ну и то, что он был уже тут с AdSense раньше года на два.

  • Ответить
    Альтер Эго

    Юра, а одна страница на дорвейном сайте — это один партнер Google, да? А если на таком сайте сгенирили 10000 страниц, то у Google тут же добавилось 10000 партнеров, верно я понимаю основную мысль твоей статьи? Именно такая информация разве была в презентации Ломизе?

  • Ответить

    У Е. Ломизе в докладе была довольно странная диаграмма. Скорее всего она означала распределение числа сайтов (доменов) по рекламным сетям, но никак не трафикогенерацию. Если же реально «меряться письками», то необходимо сравнивать и генерируемый трафик РСЯ и оборот, который там крутится, благодаря генерации рекламного трафика. Судя по сайтам, на которых установлены фиды Яндекс, Бегун и Google, ситуация складывается совсем не в пользу Google.

  • Ответить

    Сравнивал рекламные сети Я и Г на собственной шкуре: http://notes.sochi.org.ru/1560/ Отношения с Гуглом много проще и легче, обналичка чека от Гугла отнимает на порядок меньше времени, нежели отправка всех бумаг и счетов Яндексу по почте ежемесячно ! Не вопрос, для крупных рыбин фиолетово, сколько бумажек, N или N+1, подготовит и отнесет девочка из бухгалтерии на почту, но для мелких фирм, которые в основном и образуют широкую аудиторию партнерской сети, это существенно. Яндексу определенно надо стать проще…

  • Ответить
    Александр Фёдоров Откат Инвест

    По данным рейтинга блогов dobrobot.com, адсенс стоит на 211, бегун на 26, яндекс на 19 из 696. Если смотреть не только на контекстную рекламу, то на втором месте по распространённости — Сапе, стоит на 96 блогах, на третьем — Главмед, стоит на 75 блогах.

  • Ответить

    Maxime: а вы как чеки проводите по бухгалтерии? По графе «обналичка»? Я к тому, что гугл с юрлицами вообще не умеет работать, а когда научится, то там все будет в точности как у яндекса, другого пути нет.

  • Ответить
    Альтер Эго

    Maxime, да ну?! Гугль вдруг испугался и начал отчислять налоги в национальную казну? Ваши заработки лично видели это стозевное зрелище? Не верю! (Станиславский переворачивается).

  • Ответить

    Обычная валютная операция — это экспорт, с паспортом сделки и все такое прочее? Это меньшая головная боль, чем отправить один акт и получить обратно акт и счет-фактуру ?

  • Ответить
    Юрий Синодов Основатель Roem.ru, sinodov.com

    Maxime, ну какие представления? Долгов еще год назад рассказывал о том, что работает Google с российскими рекламодателями (и рекламоразмещателями) по американским законам. А Колмановская волновалась, спрашивала.

  • Ответить

    lexa, паспорт сделки — он один на договор, а не на платеж, а у Яндекса — это сторого ежемесячно без возможности отложить, как у Гугла, плюс обслуживание в банке много цивильнее, чем на почте, можно позвонить и договориться о визите заранее.

  • Ответить
    Альтер Эго

    А расскажите подробнее про паспорт сделки с Гуглем, а то пацаны интересуются. Я что-то сомневаюсь, между нами говоря. Мне кажется, вы все-таки как частное лицо у Гугля окешиваетесь, верно?

  • Ответить
    Альтер Эго

    Отвлеку почтенную публику от обсуждения вопросов вывода денег и правового регулирования Гугла. Скажу 5 копеек про другое Что мы имеем? Гугл — вроде как лидер по количеству показов. А по расходам рекламодателей? Очевидно нет. И даже если вычесть то, что тратится на рекламу на Яндексе, Мэйле и Рамблере, все равно вряд ли кто станет спорить с тем, что РСЯ и Бегун раздают сайтам куда больше денег, чем Гугл. Отсюда простой вывод: в среднем по рынку контекст от Бегуна и особенно от РСЯ существенно выгоднее для площадок, чем контекст от Гугла. Кому-нибудь встречались тесты систем контекстной рекламы с точки зрения площадок?

  • Ответить
    Юрий Синодов Основатель Roem.ru, sinodov.com

    На самом деле, сколько денег раздает Бегун и Яндекс — более-менее известно. Но вы что, действительно хотите их наложить на то бабло, которое русские вебмастера получают от Google? Боюсь, что там ходят такие деньги (какие — читайте тут http://roem.ru/2007/11/21/addednews3991/), что никаким «Яндексам» и «Бегунам» просто не снились.

  • Ответить
    Юрий Синодов Основатель Roem.ru, sinodov.com

    Да я могу сразу сказать — на любом нормальном сайте Rorer всех задавит. Беда, правда, с теми, кто не захочет его ставить в соответствии с условиями или генерирует продаж больше, чем готов платить Rorer.

  • Ответить
    Альтер Эго

    Разговор о деньгах, которые получают российские сайты, а не российские вебмастера. Разница есть Яндекс сказал, что раздает 2,5 ляма в месяц — даже если вычесть Мэйл, остается от ляма до полутора. Гугл дает российским сайтам 2−3 миллиона в месяц? Хорошо, если за год десятка набежит

  • Ответить
    qqq

    > на любом нормальном сайте Rorer всех задавит sinodov, и много у вас «нормальных» сайтов? Знаете ли вы, что roem и Вебпланета нормальными не являются? У вас есть данне по разным системам для нескольких десятков сайтов _разных_ _коммерческих_ тематик? Alter Ego, вроде в пресс-релизе Янекса (http://company.yandex.ru/news/2007/1112/index.xml) написано «Данные по выплатам без учета Mail.ru» (правда это непонятно — это ко всей сумме относится или только к среднему платежу)

  • Ответить
    Юрий Синодов Основатель Roem.ru, sinodov.com

    Для нескольких десятков — есть, да. Но по разным категориям, а не в каждой, которую я могу назвать. Кстати, категории где Rorer можно перебить, достаточно легко вычисляются, если знать средний CTR по «Яндексу». Вот, Ломизе сказал, что он 0,18 процента. (Я не совсем понял, правда, на блок, или на объявление) Ну хорошо, пускай на объявление. На тыщу показов, значит, будет 1,8 клика (опять же, не понятно, это с учетом тех 20 процентов, которые «Яндекс» отбрасывает или нет — хорошо, пусть с ними). Выходит, что если Рорер Болотова стоит за 1 доллар, вам надо, чтобы цена клика была чуть выше доллара (так как половину вы отдадите «Яндексу»). Много у нас любительских сайтов с тематикой по такой цене клика? немного. А если поднять, к примеру, планку по Рореру несколько выше, то категорий становится еще больше. У меня есть мнение, что сайты, где находится та аудитория, за которую готовы платить по несколько долларов за клик — не являются нормальными. Это исключение. Высокодоходное — но исключение.

  • Ответить

    Как я понимаю, Рорер не берет кого попало. Брал бы, так по доллару за тысячу показов туда бы набежало. Я из своего исследования его вычеркнул т.к. реально он имеется на нескольких сотнях сайтов, по трафику это единицы процентов, а может и того меньше.

  • Ответить

    Формат Рорера похож на тот, который в свое время тестировал Гугл (только у него не увеличивались картинки при наведени мыша), но Гугл эти опыты закончил и затем запретил и все «украшательства» AdSense, когда абстрактные картинки размещались непосредственно у блоков рекламы. Возможно у этих блоков был больше процент скликивания.

  • Ответить
    qqq

    sinodov, беря с рекламодателя $1 за клик сколько Рорер веб-мастеру-то платит? И если в тематике roem это может вас и удовлетворять, то сайты про загородные коттеджи и т. п. — нет. И не называйте сайты коммерческой тематики исключением :)

  • Ответить
    Юрий Синодов Основатель Roem.ru, sinodov.com

    Сайты коммерческой тематики — не исключение (у меня что ли не коммерческий?) Исключение — сайты коммерческой тематики про коттеджи. Сколько платит Rorer? Меньше чем получает. А должен платить как раз этот доллар? не оплачивая хостинг, своих сотрудников? Получая прибыль, в конце-концов