На сегодняшней встрече с журналистами глава «Сбербанка» Герман Греф анонсировал покупку банком «Яндекс.Денег», соглашение об этом будет подписано сегодня, сообщает РБК.
В пресс-службе «Яндекса» на данный момент не комментируют эту тему. О том, что «Яндекс» ищет покупателя своей платежной системы, сама компания объявила в финансовом отчете за третий квартал 2012 года. На тот момент активы и обязательства «Яндекс.Денег» составляли 1.7 млрд рублей и 1,3 млрд рублей соответственно. Многие предполагали, что таким покупателем мог бы стать «Сбербанк», и не ошиблись.
Тогда же по этому поводу в «Яндексе» заявляли, что заинтересованы в приобретении стратегического партнера, а не избавлении от актива:
Партнерство всегда было интересно только в контексте совместного развития Яндекс.Денег. Имея ресурсы Яндекса с одной стороны, и возможности нового стратегического инвестора с другой, Яндекс.Деньги могли бы выйти на новый уровень развития.
В этом году «Яндекс.Деньги» получили лицензию небанковской коммерческой организации.
Что касается «Сбербанка», то «Яндекс» еще в 2009 году пустил банк в совет директоров через «золотую акцию», которая, в частности, дает право накладывать вето на решения о передаче долей компании другим владельцам, но «Яндекс.Деньги» представляют из себя отдельную организацию учрежденную «Большим» «Яндексом», и её продаж могла быть осуществлена порталом без оглядки на «Сбербанк».
(обновлено в 17:46) На пресс-конференции в «Яндексе» Герман Греф сообщил, что за долю 75% минус 1 рубль «Сбербанк» заплатил 60 млн долл. В рамках сделки банк получает не только технологию, но и команду «Яндекс.Денег», и не планируют в ней никаких изменений. В совете директоров останутся два представителя «Яндекса» (Аркадий Волож и Евгения Завалишина), три места займет «Сбербанк» (Денис Бугров, Виктор Орловский и Александр Торбахов). Сделку планируется завершить в первом квартале 2013 года.
Компания продолжит работу под брендом «Яндекс.Денег». «Наша клиентская база будет присоединена к клиентской базе Яндекс.Денег. Никаких неудобств для нынешних клиентов Яндекс.Денег не будет», пообещал Греф.
(17:52) Гендиректор «Яндекса» Аркадий Волож:
Яндекс.Деньги начинались как совместный проект с банком. По сути, сервис Яндекс.Деньги всегда был удобным инструментом онлайн-платежей, но в интернете мы практически все исчерпали. Интернет должен идти в большу жизнь. Год назад мы начали искать партнера, много с кем говорили, но «Сбербанк» все-таки лучший партнер для следующего этапа жизни платежной системы.
(17:55) Гендиректор Яндекс.Денег Евгения Завалишина:
Эта сделка не продажа бизнеса, это приобретение партнера. Наш бизнес — особый, он всегда отличался от бизнеса Яндекса. У нас всегда была собственная стратегия, собственные планы. Мы эту самостоятельность всегда ценили. Нам важно, чтобы мы сами могли принимать решения и за них отвечать. В результате сделки мы получаем больше свободы — мы перестаем зависить от интернета.
Идеи «Сбербанка» нам с самого начала были близки. На наше решение повлияло и то, что это крупнейший банк в Восточной Европе. Нам симпатично то, как Сбербанк меняется — и довольно быстро. Сделка с Яндекс.Деньгами — одно из таких изменений.
Ни одна компания, ни один банк сами по себе не могли предложить такие продукты. Сейчас, когда у нас есть огромный опыт «Сбербанка» в оффлайне, «Яндекс.Деньги» с их продуктом и «Яндекс» с его медийным присутствием — все возможно.
(18:00) На вопрос об обслуживании оппозиции Греф ответил следующее:
Сбербанк работает в рамках действующего законодательства. Через нас сегодня совершается до 40% всех транзакций. Если все происходит в рамках действующего законодательства — мы рады предоставить наши системы всем клиентам. Если законодательство изменится и это станет нелегальным — мы разумеется будет пресекать.
Финансирование оппозиции — это нормальный элемент существования любого государства. Те же самые так называемые оппозиционеры наверняка уже наши клиенты. И те, кто их финансирует, тоже, вполне возможно, делают это через наши системы. Мы наверняка являемся доминирующей системой в любом платежном процессе в стране.
На вопрос о том, была ли сделка санкционирована или подсказана Кремлем, Греф ответил, что «политические руководители узнают о сделке так же, как и все остальные жители страны».
(18:09) На вопрос о том, планируется ли предложить пользователям Яндекс.Денег кредитование, Евгения Завалишина ответила, что пока нет, и основным продуктом сервиса остаются розничные платежи.
(18:20) Вице-президент «Сбербанка» Денис Бугров уточнил, что подразумевается под объединением клиентских баз банка и «Яндекс.Денег»:
У Яндекс.Денег — 12 млн пользователей, у нас по последним подсчетам — 107 млн. Почти 7 млн из них активно пользуются сервисом Сбербанк.Онлайн. Естественно, мы предоставим возможность пользователям Яндекс.Денег, которые еще не являются клиентами банка, легкую возможность к нам прийти.
На вопросы о комиссиях за операции между «Сбербанком» и «Яндекс.Деньгами» и других продуктовых нюансах спикеры отвечать отказываются, предлагая следить за новостями и анонсируя новые возможности уже в январе 2013-го.
(18:25) Евгения Завалишина, еще о целесообразности альянса со «Сбербанком»:
«Чтобы выйти на новый этап, нам нужен такой продукт, которым будут пользоваться наши мамы и тети. И нам кажется, что мы знаем, как его сделать. У нас уже есть кредитная организация. И есть часть банковских услуг, которые мы не хотим предоставлять сами, например кредиты. Если бы это было принципиально — мы бы договорились с партнерами. Но нам нужно было научиться предлагать свои услуги другой аудитории. Если ты хочешь научиться что-то делать, нужно идти к тому, кто уже это делает, делает много и хорошо, и у него учиться.
<!-- Put this script tag to the of your page -->
VK.Widgets.Poll («vk_poll», {width: 300}, «64947055_233ffb7473d4b97616»);
Алексей, разрабатывая новые совместные со Сбером продукты в Яндекс.Деньгах для новой, более оффлайновой аудитории, мы планируем ни в коем случае не ущемлять привычные возможности пользователей — наоборот, дадим им новые простые сервисы. Настолько простые, что они будут удобны не только жителям интернета, но и пенсионерам. И тут намного важнее даже не аудитория со сберкнижками, а аудитория, которая ходит в отделения Сбера, вообще ничего в нем не имея — ни карт, ни сберкнижек. Их-то как раз больше всего.