Борис Лифановский: платежеспособный сегмент в возрасте 25-40 есть, а культурной индустрии для него нет

Развитие событий: Рейтинг СМИ: у "Ведомостей" самый расторопный отдел "Культура" в стране (7 мая 2015)

Читатели меломаны обеспокоены:

Российские СМИ, их полосы «Культура» проигнорировали вчерашний выход компакт-диска Григория Соколова. Это первый диск крупнейшего российского пианиста и педагога почти за 20 лет (он принципиально не записывается и последняя запись вышла в 1996).

При этом Запад писал о звукозаписи на немецком, на английском, других европейских языках. Аналогичная ситуация со стримингами. Глобальный Deezer положил к себе свежую пластинку Соколова. Отечественная Яндекс.Музыка — не положила.

Как понять бездействие соотечественников?

Григорий Соколов на обложках западных журналов

Соколов на обложках западной прессы.

По просьбе Roem.ru cитуацию разобрал Борис Лифановский — солист оркестра Большого театра, создатель ClassicalMusicNews.Ru, маленького, но гордого проекта Forumklassika.ru (ныне сменил владельца), и других сайтов о классической музыке.

Во-первых, я от Вас впервые слышу про Deezer. Насколько я понимаю, чтобы пенять Яндексу, что они не выложили эту запись, нужно сперва узнать, выложил ли Google и Apple.

(Прим. Roem.ru, «весь запад» действительно выложил: Deezer, Spotify, iTunes, Google Рlay)

Сравнение будет корректнее, на мой взгляд. Кроме того, я не пользуюсь Яндекс.Музыкой, поэтому не знаю, что у них там с классикой. Знаю, что на Google music подборка записей академической музыки довольно специфическая — на мой взгляд. То есть это не подборка в том смысле, что кто-то подбирал, а с кем договорились из лейблов — те записи и лежат.

Во-вторых, нужно понимать, что российская музыкальная пресса стагнирует, а отделы культуры сокращены по максимуму. Поэтому ждать, что от профессиональной прессы, которой, считай, нет, что от отделов культуры, допустим, Коммерса или Ведомостей, реакции на запись — не стоит. Оставшиеся профессиональные СМИ скажут об этом чуть позже, а у отделов культуры такое событие не является инфоповодом в силу задач, которые перед ними стоят.

Что касается индустрии — у нас ситуация интересная. У нас нет не медиаиндустрии. У нас в области академической музыки нет индустрии в целом — индустрии, как взаимосвязи и взаимозависимости нескольких отраслей. Это очень плохо, но, с другой стороны, в отличие от запада, где вроде бы индустрия есть, у нас не закрывают оркестры — «реальный сектор», так сказать, и у нас в залы приходит не повально аудитория 60+, а вполне сбалансированная аудитория, в которой платежеспособный сегмент 25−40 составляет огромную часть этой аудитории. Так что парадоксальная вещь: индустрии нет, но хоронить ее рано :)

Лучшие комментарии

  • Контекст комментария

    Борис Лифановский ClassicalMusicNews.Ru

    Я не до конца уверен, что эту дискуссию надо начинать здесь. 8) Просто такие люди, как Соколов или Плетнев — и даже Гутман или Вирсаладзе — живут, конечно, немного в другой реальности. Конечно, им неинтересно делать записи — тем более в век, когда всё уже записано. Записи интересны нам — кто не на все концерты и не везде может сходить, и, кроме того, раздумывает над тем, что никто не вечен, а через двадцать лет, допустим, хотелось бы чем-то аргументировать свои восторги по поводу тех или иных артистов.

    Вот, по Культуре сейчас идёт Пиковая с Анджапаридзе — а не все даже эту фамилию знают сейчас. Что жаль.

    Поэтому записи нужны, конечно. Вопрос лишь в том, что менеджменту корпораций (в широком смысле) временами сложно договориться с артистами. Потому что артисты выдающиеся есть до сих пор, а людей в менеджменте, которые разбираются больше в музыке, чем в рынке, сейчас меньше.

    Это временное явление, но не учитывать его нельзя. Поэтому, кстати, я ратую за хоть какую, но запись тех концертов, к которым имею отношение, как организатор.

Добавить 11 комментариев

  • Ответить
    Борис Лифановский ClassicalMusicNews.Ru

    Если бы я знал, что нередактированную цитату дадут, я бы поаккуратнее написал — в смысле, политературнее. 8)

    Форумом «Классика» владеет сейчас некий, условно говоря, сеошник из Челябинска. Он на форуме не очень публичен, как я понимаю — просто владеет и рекламу размещает.

  • Ответить
    Альтер Эго

    Всё в порядке. У СМИ есть железное алиби:

    Кстати, Соколов и сам проигнорировал выпуск этого диска. Я [Евгений Лыхин] у него спрашивал месяц назад, он сказал: «да я не знаю, мне вообще-то всё равно».

  • Ответить
    Борис Лифановский ClassicalMusicNews.Ru

    Я не до конца уверен, что эту дискуссию надо начинать здесь. 8) Просто такие люди, как Соколов или Плетнев — и даже Гутман или Вирсаладзе — живут, конечно, немного в другой реальности. Конечно, им неинтересно делать записи — тем более в век, когда всё уже записано. Записи интересны нам — кто не на все концерты и не везде может сходить, и, кроме того, раздумывает над тем, что никто не вечен, а через двадцать лет, допустим, хотелось бы чем-то аргументировать свои восторги по поводу тех или иных артистов.

    Вот, по Культуре сейчас идёт Пиковая с Анджапаридзе — а не все даже эту фамилию знают сейчас. Что жаль.

    Поэтому записи нужны, конечно. Вопрос лишь в том, что менеджменту корпораций (в широком смысле) временами сложно договориться с артистами. Потому что артисты выдающиеся есть до сих пор, а людей в менеджменте, которые разбираются больше в музыке, чем в рынке, сейчас меньше.

    Это временное явление, но не учитывать его нельзя. Поэтому, кстати, я ратую за хоть какую, но запись тех концертов, к которым имею отношение, как организатор.

  • Ответить

    Проблема вообще не в стриминговых сервисах, представленных в РФ. Классики там хватает (Google Play, Deezer, Яндекс Музыка). Давно читаю различные сайты о музыке. Из русских могу посоветовать Colta.ru, что-то бывает на Коммерсанте, русский Rolling Stone. С новой классикой проблема в том, что она слишком сложна для продажи. Много ли людей слушают Орфей, смотрят Культуру и Mezzo live? Не более 5% В провинции ещё меньше. Радио — главного дистрибьютора, выступающего проводником — нет. В провинции на классику охотно ходят интелигенция и низший средний класс, а доля женщин достигает 70%. Молодёжь есть, но 3 главные проблемы: старые залы, отсутствие нормальной медиа поддержки, оркестры, которые не сбалансированы по инструментам. Билеты только в оффлайне. Государственные СМИ поддерживают дежурно и плохо, коммерческим это не нужно — потому что не продашь слушателю «радио Ваня» билеты на Стравинского. В социальных сетях классику до сих пор не научились продвигать. Билеты онлайн. Билеты в Большой театр купить сложней, чем в Национальный в Киеве или в Минске. Самые лучшие места отсутствуют, да и ценник завышен на обычные постановк и. Делаем выводы: государству нужны послушные идиоты, а всё остальное для небольшой части элиты.

  • Ответить
    Борис Лифановский ClassicalMusicNews.Ru

    Даниил, я бы не сказал, что у него такая уж сомнительная репутация. К тому же, форум каким при мне был, таким примерно и остался. То есть человек, хоть и не в теме, но не портит — уже хорошо.

    Просто мне захотелось чем-то другим заниматься — как раз, чтобы читать можно было не только Кольту. 8)