«Почти все отказывались покупать рекламу, всех смущало название Одноклассники», — как соцсеть менялась изнутри с момента основания

Развитие событий: Антон Федчин, ОК: У нас люди не стесняются потреблять эмоциональный контент (13 мая)

Руководитель проектов «Одноклассников» Анна Наумова начала работать в соцсети спустя несколько месяцев после ее запуска и продолжает работать до сих пор — уже при четвертом по счету гендиректоре. О том как менялась соцсеть изнутри за эти годы и как выглядела история ОК в глазах одного сотрудника — в рассказе Анны для Roem.ru.

Руководитель проектов Одноклассников Анна Наумова

Мое знакомство с Одноклассниками началось в июле 2006 года. Я работала в маленьком рекламном агентстве SnegMedia. Мы закупали рекламу в интернете на крупных интернет-площадках, планировали рекламные кампании для брендов, среди них было даже несколько известных.

Владельцем агентства был бывший одноклассник Альберта Попкова. Альберт жил в Лондоне, а мы в России. Так наряду с Mail.ru и Rambler мы начали продавать рекламу и в Одноклассниках. Тогда на сайте было 300 тыс. зарегистрированных пользователей. И почти все отказывались покупать рекламу. Аудитория никого не интересовала, всех смущало название «Одноклассники». Я до сих пор помню отказы: «школьники — это не наша целевая аудитория». Из рекламных площадей был только баннер 468×60 в шапке и вертикальный баннер справа, который назывался «небоскреб». Так продолжалось месяца два-три. К концу лета пользователей стало уже 500 тыс. Первым заинтересовавшимся агентством стал IMHO VI, они привели бренд Nokia.

Так как рекламу на ОК никто не покупал, мы решили отдать эти места под маркетинг. У меня было много друзей музыкантов и организаторов мероприятий. Это был обычный бартер: мы давали рекламу на ОК, они — растяжки на концертах, лого на афишах и флаерах. Начиналось с малоизвестного андеграунда, затем присоединились стадионные концерты и рейвы.

Альберт обратил на меня внимание, когда увидел фотографию Макса Кавалеры (вокалист Soulfly и Sepultura) на фоне растяжки Одноклассников.

В конце 2006 года он выдал мне премию в 1000 $, я таких денег в руках не держала. Было дико приятно.

В начале 2007 Альберт начал создавать команду в Москве и позвал меня, я была ответственна за маркетинг и продажи. Еще была курьером и занималась поиском офиса. Нас было всего трое. Сначала встречались в «Кофе Хаусе» на Пушкинской, потом снимали офис под крышей Смоленского пассажа, затем переехали на Белорусскую.

Весной 2007 года из-за быстрого роста аудитории сервис начал тормозить. Альберт искал разработчиков и вел переговоры с Forticom.

В офисе на Белорусской уже начали работать разработчики, их было около 5−7 человек.

С Forticom договорились, и с сентября 2007 года переехали на новую платформу от One.lv. В это же время закупили трафик на главной, Mail, Rambler и Яндекса. А еще были билборды по всей Москве, стикеры в метро, реклама на радио. Слоганы цепляющие: «Твоя первая любовь, где она сейчас?». Технологии плюс мощный маркетинг дал просто вертикальный рост аудитори. Тогда стало понятно, что эту машину не остановить, по крайней мере в ближайшие несколько лет.

В Риге сосредоточилась команда разработки, которая занималась разработкой платных сервисов: например, удалить плохую оценку за 120 руб. или отправить фото на мобильный телефон за 65. В Москве тем временем создавалась огромный отдел PR и маркетинга из людей не из IT, директор которого отсела в свой отдельный кабинет, а прием вела через секретаря. Благо просуществовало это недолго. К рулю пришли люди, знакомые с IT, все встало на свои места.

В августе 2008 мы уже отметили 20 млн зарегистрированных юзеров. Даже специально поехали в Екатеринбург и подарили юбиляру ноутбук. Появились группы на ОК, первые коммерческие спецпроекты. Помните тазики Tide или чашки кофе «Якобс»?

Осенью Альберт ушел, пришел Никита Шерман. Мы начали развивать тему звезд в Одноклассниках. Привлекали их вести свои страницы, организовывали концерты и фестивали с их участием, устраивали веселые фотосессии. У нас были самые популярные на тот момент артисты: Канделаки, Тимати, Виагра, Comedy club и т. д. Тогда, в 2009 году, мы сильно упали по сравнению с ВК из-за введения платной регистрации.

В 2010 году пришел Илья Широков. Началась новая эпоха Одноклассников. Отменили платную регистрацию, сделали редизайн сайта, обновили логотип. Стало создаваться много разных сервисов. Я из маркетинга перешла в разработку продукта и начала развивать сервис «Подарки». Графики опять пошли вверх. А сейчас уже при Антоне Федчине, который пришел в конце 2014, я переключилась на создание новых мобильных приложений.

Сложнее всего остановиться и написать заключение ☺ Недавно я отметила 9 лет работы в ОК. И я не ощущаю эти 9 лет, как будто я только вчера пришла в компанию. Я получила ценнейший опыт работы как в стартапе, так и в крупной корпорации. Все часто спрашивают: «Как ты смогла так долго работать в одном месте?». Но вы же видите, что это совершенно разные места!

Добавить 7 комментариев